Модели использования объектов историко-культурного наследия в туризме

В качестве моделей управления культурным наследием они используют музификацию объектов культурного наследия, туристическую деятельность и развитие ее инфраструктуры, сохранение традиционных способов и форм проживания, популяризацию объектов исторического и культурного наследия и другие.

В настоящее время разработаны несколько перспективных моделей использования объектов историко-культурного наследия в экскурсионном и образовательном туризме.

1. Модель научно-образовательного комплекса.

Это своего рода научная учебная площадка для поиска особо ценной и малоизученной исторической, культурной и природной среды. Научно-образовательный комплекс состоит из научно-исследовательской лаборатории (или института), базы учебно-производственной практики студентов, научно-образовательного центра и экспериментальной площадки. Экономический эффект этой модели состоит из научных разработок, направленных на более глубокое понимание исторических и культурных процессов и проектов с целью более эффективного использования исторического и культурного потенциала региона.

2. Модель туристического комплекса.

Современный туристический комплекс - это набор преднамеренно созданных компаний (поставщиков услуг в сфере туризма и услуг), которые работают для удовлетворения потребностей туристов, сосредоточенных на ограниченной территории, обладающей определенными туристическими и рекреационными ресурсами и имеющей туристическую и связанную с ней инфраструктуру [3, с.98].

Туристический комплекс имеет сложную структуру и характеризуется наличием следующих элементов.

1. Основные элементы туристического комплекса: природные особенности региона; культурные особенности региона; объекты и сооружения, специально созданные для туристического комплекса в качестве его основных элементов.

2. Незначительные элементы туристического комплекса: транспортные услуги; система питания и проживания; сфера развлечений и развлечений; розничная система, услуги гида и др.

3. Организационные элементы туристического комплекса, в частности организация планирования и управления в сфере туризма; рекламно-информационные услуги; маркетинговая организация.

4. Туристические заявки организаций, а именно: туристические агентства, организаторы туристических и однодневных поездок, индивидуальные туристы.

Совершенно тесное взаимодействие всех подсистем туристического комплекса является главной предпосылкой правильного функционирования туристического комплекса. Только при тесном включении всех подсистем и обмене информацией между ними можно говорить о туристическом комплексе как о теоретически совершенной единой системе [11, с. 59].

Учитывая вышеизложенное, можно говорить о формировании и функционировании туристического комплекса Краснодарского края, Байкальского региона, Москвы, Санкт-Петербурга и их окрестностей.

3. Модель традиционного управленческого комплекса.

Создание такого комплекса предполагает существование сохранившихся форм традиционного управления и природопользования. Здесь возрождаются традиционные ремесла, ремесла, садоводческие фермы и пруды, пчеловодство и животноводство. Занятость населения в возрождении традиционного управления подразумевает использование нео-музеологии для решения социальных проблем местного населения. Помимо самообеспеченности благодаря экономически обоснованной экономике, эти комплексы получают прибыль от обслуживания потока туристов, продажи продуктов питания и продажи сувенирной продукции.

Данная модель применима для развития сельского туризма в местах традиционного проживания и размножения коренных народов Севера, Западной Сибири, Дальнего Востока. Целью функционирования такой модели является способность сохранить исторический опыт малых народов в форме живой культурной традиции, воплощенной в определенном образе жизни и образе жизни.

При создании отдельных моделей для использования памятников истории и культуры необходимо учитывать возможность сочетания элементов конкретной модели с различной степенью корреляции. Одним из сложных способов использования историко-культурного наследия является музей-заповедник.

4. Модель историко-культурного заповедника-музея.

Музейные заповедники создаются на большом пространстве из крупных комплексов объектов историко-культурного наследия (в городской среде) и исторического ландшафта (в сельской местности). В связи с этим городские заповедники (Казанский градостроительный комплекс, Нижегородский историко-архитектурный музей-заповедник, историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль") и сельские заповедники (Историко-военный музей-заповедник Бородинский, историко-этнографический Шушенский музей-заповедник, Коломенский историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник) [21, с. 168].

Расположение музейных заповедников в учреждениях и местах, где расположены туристические маршруты или места паломничества, позволяет не только привлечь большое количество посетителей, но и организовать различные культурные мероприятия.

Создание городского историко-культурного заповедника требует решения некоторых сложных проблем городского планирования, поскольку в городских районах всегда существует противоречие между необходимостью строительства новых сооружений и сохранением старых зданий. Главный аргумент здесь - экономический, всегда на стороне новых технических достижений и потребностей в полезности. Чтобы создать городской заповедник, прежде всего, необходимо сохранить планировку и застройку, которая имеет историческую и культурную ценность. Задача состоит в том, чтобы создать режим регенерации исторических и культурных объектов на территории музейного заповедника, в котором необходимо учитывать недопустимость строительства новых зданий и городских коммуникаций, ограничения на полезность территории и объектов заповедника, дисгармония многоэтажных зданий в зоне регулирования застройки [7, с.43].

5. Модель скансен-музея.

Одной из наиболее эффективных форм использования недвижимости из историко-культурного наследия является создание так называемых «музеев под открытым небом» (музеев окружающей среды). Музеи под открытым небом были созданы в северных европейских странах в конце 19-го века и быстро распространились в Западной Европе и Северной Америке.

Швейцарская писательница Чарлиз Бонштеттен одна из первых решила использовать открытое пространство для демонстрации культурного наследия. В 1790 году, посетив замок Фриденбург, она размышляла над тем, что традиционный образ жизни саамов можно увековечить на лоне великолепного природного ландшафта. Однако всего через сто лет шведский этнограф Артур Хазелиус создал в 1891 году первый музей окружающей среды в Стокгольме, недалеко от Королевского дворца, в месте под названием Скансен.

Сюда были привезены здания, инструменты, домашние и дикие животные из разных уголков Швеции. Работники этого музея, одетые в национальные костюмы, воссоздали традиционный образ жизни и работу для публики. Таким образом, было заложено новое направление в области музеев и сохранения и использования недвижимых памятников - скансенология.

На территории России создание музеев под открытым небом было неравномерным. Первая попытка создать музей за стенами здания восходит к 1896 году для создания архитектурно-этнографической экспозиции на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Однако первым реальным шагом в этом направлении следует считать выставку девяти крестьянских поместий, организованную в 1923 году в Москве во время выставки ремесленных и промышленных товаров по всей России. Выставки были построены по принципу переделки, но с учетом всех деталей строения крестьянского имения и быта с конца 19-го до начала 20-го века [13, с.121].

Эта выставка была перенесена в Коломенское, где была красивая архитектура из дерева и камня 16-17 веков. Дяковская археологическая раскопка также была музеизирована здесь. Впоследствии на протяжении нескольких десятилетий сюда привозили здания из разных уголков страны.

В послевоенные годы одним из первых начал создавать музей на острове Кижи в 1951 году (автор проекта А.В. Опульников) на основе деревянного зодчества Русского Севера. В 1961 году музей был открыт. Он сочетает в себе элементы музея Скансена и эко-музея. На этом месте были сохранены и отреставрированы здания Кижского погоста, а также другие объекты с острова Валаам и с материка. Площадь музея составляет 54 га, а также 10 га охранной зоны. В 1990 году музей Кижи был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО [2, с. 59].

В 1969 году начал создаваться Архангельский музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы». Среди наиболее известных музеев под открытым небом в европейской части России следует отметить: музей народной архитектуры и быта в Костроме, музей архитектуры и этнографии в Хохловке, новгородский музей Деревянное зодчество Витославица, Музей архитектуры и быта народов Нижней Волги в Нижнем Поволжье, Музей деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале.

Новый импульс в развитии сети музеев под открытым небом начался в середине 1980-х годов. В начале третьего тысячелетия в России насчитывалось около 80 музеев под открытым небом [23, с. 47].

Есть большие перспективы для создания музеев под открытым небом в Сибири, где уже есть около 30 таких объектов. Наиболее известными из них являются этнографический музей-заповедник народов Забайкалья в Бурятии, архитектурный и этнографический музеи Тальцы и Ангарская деревня в Иркутской области, музей-заповедник Томская Писаница в Кемеровской области и Шушенский историко-этнографический музей-заповедник в Красноярском крае, Ханты-Мансийский музей-заповедник «Природа и Человек», Музей декабристов в Иркутске, Музей деревянного зодчества в Новосибирском Академгородке и другие.

6. Макет эко-музея.

Другой тип музея под открытым небом назывался «Экомузей», а управление музеем - «Экомузей». В отличие от Скансена, эко-музей не создает собирательный образ музея традиционной культуры и быта, а фиксирует и воссоздает его в форме и на основе материалов, которые существовали и существуют в настоящее время. «Эко-музей - это воссоздание и сохранение не только традиций в реальной жизненной среде, но и самого культурного пространства - духовных, этнических и экономических связей между людьми» [18, с. 59].

Эко-музеология - довольно молодое направление в развитии музейной практики и музейной теории. Во второй половине 20 в. они стали рассматривать музей не только как учреждения по сбору и хранению музейных предметов. Самые прогрессивные музейные деятели считают музеи эффективным средством социальной и культурной трансформации. Первый пример такого понимания музея можно найти в Соединенных Штатах, где в 1960-х годах общественный музей появился в Анакостии в 60-х годах, когда у местной общины близ Вашингтона появилась идея пропагандировать историю и культуру афроамериканского населения через музейные средства.

В течение тех же лет во Франции было создано несколько природных парков в нескольких сельских общинах с местным населением: Мон-де-Арре, Хуэсан, Гранд-Лэнд, Камарг, Басс-Сена. Жорж Анри Ривьер, первый французский этнограф и специалист по музеям в 1971 - 74 гг. В сотрудничестве с музеологом Суда де Варина создал на базе двух старых индустриальных городов огромный музей во Франции - Ле-Крёзо. Экспонаты этого музея представляли собой десятки памятников недвижимости со всеми движущимися объектами: угольную шахту, средневековый монастырь, улицу с жилыми домами в начале 19 века, окружающую флору и фауну [22, с. 121].

Идея создания эко-музеев была воплощена в совершенствовании музеев Скансена. В эко-музеях архитектурные, археологические и этнографические памятники не переносятся в более практичные места, а сохраняются и восстанавливаются до места происхождения и первоначального существования. Согласно Ж.A. Ривьера, эко-музей является не только культурным и образовательным учреждением, которое распространяет знания о прошлой истории и культуре, но и своего рода лабораторией для изучения взаимодействия человека и природы и совершенствования их отношения. Эко-музей и местное население должны быть активными партнерами в экологическом балансе между природой и человеком.

Эко-музеология предложили совершенно новый взгляд на понимание предмета музея. Для нее музейный объект не является уникальным историческим объектом или редким природным объектом, они не являются шедеврами произведений искусства. Музейный элемент в эко-музее является типичным элементом сохранившейся культуры. Сама территория, на которой сохраняется культура и все, что составляет культуру народов: образ жизни, инструменты, методы, приемы и навыки работы, обычаи и обряды, фольклор, становится предметом музея. Основное различие между эко-музеем и музеем классического павильона состоит в том, что классический музей состоит из триады - здания, коллекции, посетителя; и триада эко-музей - территория, историческое, культурное и природное наследие, сообщество местного населения.

Эко-музеи быстро завоевали признание в Европе: Франции, Португалии, Швеции, Польше; Канаде.

Во второй половине 80-х гг. эко-музеи появились в России. Первые проекты были осуществлены в Сибири. В 90-х гг. создан хантыйский музей «Варьеган» в Тюменской области. Активно создаются музеи нового типа в Кемеровской области. В 1988 г. на основе археологического петроглифического памятника был открыт музей-заповедник «Томская писаница», в 1990 г. - музей культуры и быта шорского народа «Тазгол».

Сибирь обладает огромным потенциалом исторического, культурного и природного наследия для создания и эксплуатации музеев под открытым небом. Здесь представлены огромные археологические ландшафты с плотным распределением памятников разных эпох, этнографические реликвии коренного населения, памятники экономического и культурного развития региона русским населением, памятники гигантских промышленных зданий, территорий, охраняемые природные ресурсы, избавленные от индустриализации и урбанизации. Проекты Музея Телеута Чолкой, Татарского музея Калмаки, Московско-Сибирской территории как памятника экономического и культурного развития Сибири и заповедника Шестаковского музея на основе природных памятников, палеонтологии и Археология, разработанная учеными из Сибирского музея и истории края [26, с. 57].




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: