Опыт деятельности музея по использованию истории Кубанского казачества

Музеи играют незаменимую роль в поддержании и развитии национального самосознания людей, а также воспитании чувства патриотизма. Новым этапом развития музейного дела стало активное вовлечение их в туристское пространство региона. Рассмотрим частный музей Истории казачества в Анапском районе Краснодарского края Российской Федерации.

Как правило, создатели частных музеев - это настоящие сподвижники, увлеченные и бескорыстно преданные идее вовлечения широкого круга людей в знакомство с историей и традициями своей родины. Создатель музея - член Российского военно-исторического общества, потомственный казак и предприниматель Владислав Брусник. За короткий срок музей уже отмечен несколькими грамотами, в нём побывали тысячи посетителей. Экспозиция музея посвящена древней истории региона, казачеству, Великой Отечественной войне, а также истории вооружённых сил России. Почти вся его экспозиция представлена предметами частной коллекции В. Брусника. В планах развития музея - создание во дворе реконструкции передовой линии фронта с окопами, блиндажами, походной кухней. В. Брусник считает, что знакомство с этой интерактивной площадкой будет очень полезным для патриотического воспитания анапских школьников и туристов из других регионов страны. Ключевые слова: частный музей, культурно-исторический туризм, патриотическое воспитание, кубанское казачество, музей истории казачества, станица Благовещенская, поселок Виноградный.

В действующем законодательстве Российской Федерации понятие «частный музей» отсутствует. Однако с 1990-х гг. частные музеи действуют во всех регионах страны. Частный музей является исторически первой и наиболее распространённой формой музейных учреждений.

Частными называются музеи, принадлежащие физическим лицам, созданные их усилиями и на их средства. Как правило, частные музеи отражают увлечения и интересы своих создателей, когда собранные коллекции начинают выставляться и становятся доступными для желающих. Например, «Русский музей» П.П. Свиньина (1816 г., Санкт-Петербург) и Русский музей П.Ф. Карабанова (1840-е гг., Москва) были созданы с целью представить отечественных художников публике и тем самым содействовать развитию русского искусства [8, с. 64].

Зачастую создатели музеев - это настоящие сподвижники, увлеченные и бескорыстно преданные идее вовлечения широкого круга людей в знакомство с историей и традициями своей родины.

В последние годы возникновение и развитие частных музеев приобретает все большее распространение. Одним из таких примеров является частный Музей истории казачества в п. Виноградный - первый в Анапском районе Краснодарского края.

Интерес к истории казачества не случаен. Традиционно казачество рассматривается как особое воинское сословие, имевшее привилегии за несение обязательной службы. Казачество определяли и как отдельный этнос, самостоятельную народность (четвертую ветвь восточного славянства) или даже как особую нацию смешанного тюрко-славянского происхождения.

Уклад жизни, традиции, народное творчество казаков всегда обладали самобытностью. Возникнув на просторах Великой степи в XIV веке, казачество развивалась в условиях противостояния многочисленным врагам. До сих пор не обнаружены достоверные письменные доказательства о начале истории казачества.

В основе жизненного уклада казачества лежала военная организация, основанная на выборах военных руководителей. Важнейшие вопросы жизнедеятельности казачьего войска решались на общих собраниях казаков, так называемых кругах. Во главе круга стоял атаман, избираемый на один год.

Будучи прекрасными наездниками, казаки снискали славу лучших кавалеристов, что было доказано во всех войнах Российской империи, особенно в русско-турецких войнах, в Отечественной войне 1812 года и др.

В начале ХХ века в 11 казачьих войсках насчитывалось более 4 млн. человек, большинство из которых были православными. Одним из самых крупных казачьих войск являлось Кубанское казачество, второе по численности после Донского. Территориально оно располагалось на территориях современных Краснодарского и Ставропольского краёв и республик Северного Кавказа [12, с. 135].

На сегодняшний день на территории Краснодарского края действуют 60 музеев, которые оказывают услуги по различным направлениям населению, и два этнокультурных центра в Сочи и Тамани. В Краснодарском крае существуют 2 художественных, 53 историко-краеведческих, 3 мемориальных музея, а также 2 музея-заповедника. Общая экспозиционно-вы-ставочная площадь этих музеев составляет 21065,58 м2, в т.ч. художественные музеи - 3003,3 м2, историко-краеведческие -18044,9 м2, мемориальные - 1748,0 м2, Музеи-заповедники - 6291,3 м2. Кроме того, 2 этнографических музея находятся на территории с общей площадью 71 га [24, с.23]. Ежегодно музеи Краснодарского края посещают более 2 млн. человек, свыше 62% из них - дети до 18 лет.

В музейной деятельности Краснодарского края теме казачества уделяется большое внимание. В Историко-археологическом музее-заповеднике им. Е.Д. Фелицына особое место занимают материалы, рассказывающие о заселении территории Кубани запорожскими казаками и об истории кубанского казачества. В Краснодарском крае также есть специализированные музеи, посвященные теме казачества. Отдельно стоит упомянуть о Краснодарском музее казачества, который находится в Славянском районе г. Краснодар. В музее собраны разные интересные экспонаты - фотографии, книги, документы, старинные карты, предметы обихода, духовные книги казачества.

Экспозиция музея посвящена древней истории региона, казачеству, Великой Отечественной войне, а также истории вооружённых сил России.

Почти вся экспозиция музея представлена предметами частной коллекции члена Российского военно-исторического общества, местного казака и предпринимателя Владислава Брусника. В.А. Брусник происходит из старинной казачьей семьи Уссурийского казачьего войска. Его прадед Трифон Трухин участвовал в Японской (1904 г.) и Первой мировой войнах, а дед - в Великой Отечественной и Японской (1945 г.) войнах [6, с. 320].

Постепенно новый населенный пункт расширялся, появлялись новые дома и улицы. Запорожские казаки прожили в станице 19 лет, вплоть до 1855 г. В 1855 г., в связи с началом Крымской войны, казаки отошли к правому берегу реки Кубань. Вернулись они в станицу через семь лет вместе с донскими казаками в 1862 г. После этого станица вновь стала расти и развиваться - строились новые хаты из камыша и глины, более богатые станичники делали свои дома из дерева, была построена церковь и школа. Также поселенцы распахивали поля для осуществления земледельческой деятельности - они сеяли разные виды зерна, овощи и другие сельскохозяйственные культуры. Казаки разводили домашний скот, который обеспечивал их молоком и мясом.

Также казаки занимались рыболовством в Черном море - в те времена море было богато разнообразными видами рыбы.

Начинается знакомство с экспозицией музея с истории Кубани античных веков. Черноморское побережье Краснодарского края было местом расположения греческих колоний с VI в. до н.э. Это и Горгиппия (ныне Анапа), и Фанагория. Представлено множество археологических находок создателя музея: это и античные амфоры, поднятые со дна Черного моря у берегов станицы Благовещенской, древние орудия труда, женские украшения и т.п.

Особое внимание в музее уделено традициям кубанского казачества. Нужно отметить, что многие предметы быта, посуду, каменные жернова, постельное белье и ковры приносили В. Бруснику местные жители, понимающие важность его деятельности.

Каждой эпохе в музее отведено собственное пространство. Так, мы попадаем в казачью спальню, кухню, столовую и т.п. Здесь есть и традиционная железная кровать, а также детская люлька. В казачьих семьях такие люльки крепились на прочных веревках к потолку, могли свободно раскачиваться в разных направлениях. Это считалось хорошей подготовкой к верховой езде в будущем. Уникальные предметы быта и орудия труда [27, с. 76].

Большое внимание уделено периоду Великой Отечественной войны, страшной силой прошедшей по анапской земле. Образцы советского и фашистского оружия и обмундирования, походная кровать немецкого солдата и даже переносная опора для заграждений из колючей проволоки, нехитрый арсенал полевых врачей - подлинность этих вещей производит сильное впечатление на посетителей музея. По территории района проходила так называемая «Голубая линия» - полоса укреплений, созданная в 1941 г., весной 1943 г. в районе проходили тяжелые бои; сражение в воздухе превзошло знаменитую «Битву за Британию» и вошло в анналы мировой военной истории.

Создатель музея очень увлекательно проводит экскурсии по своим сокровищницам. Он задает загадки и дает выстрелить из настоящего браунинга. Музей стал увлечением всей семьи Владислава - мамы, жены и детей, которые помогают ему во всем. В планах Владислава - создать военно-исторический центр, где анапские школьники и гости региона могли бы прикоснуться к боевой славе, познакомиться с окопной жизнью солдат, реконструкцией боев, побывать в настоящей землянке, посоревноваться в меткости в тире.

Большинство туристов, приезжающих в Анапу, не хотели бы ограничиваться только купально-пляжным отдыхом. На сегодняшний день в станице Благовещенской работает Казачий городок, организованный семьёй жителя станицы Михаила Никулицы. Здесь в казачьем стиле оформлен учебный класс, где проводят мастер-классы по лепке из глины свистулек, оборудована смотровая башня, разнообразные качели, есть небольшой живой уголок, а также предлагают попробовать блюда казачьей кухни, приготовленные на живом огне.

Музей истории казачества В. Брусника органично вписался в туристскую схему района и восполнил огромный пробел в этом отношении.


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждое государство, насколько это возможно и в соответствии с положениями его конституции и законодательства, должно формулировать, разрабатывать и осуществлять национальную политику, главная цель которой заключается в координации и использовании всех научных, технических и культурных возможностей, чтобы обеспечить эффективную защиту, хранение и защиту, восстановить достоинства своего культурного наследия.

Культурное наследие - это богатство, защита, хранение и возврат добродетелей которого относятся к государствам, на территории которых оно находится, ответственность, как своих граждан, так и всего мирового сообщества; Государства-члены ООН должны предпринять необходимые шаги, чтобы оправдать эту ответственность.

Культурное наследие следует рассматривать как единое целое, которое включает в себя не только произведения некоторой весьма значимой ценности, но и скромные объекты, которые со временем приобрели культурную или природную ценность.

Предусмотренные в работе модели использования объектов культурно-исторического наследия используются в различных видах туризма: туристическом, образовательном, этнографическом, экологическом, сельском. Основной целью работы одной из представленных моделей является сохранение исторического опыта, традиций и культурного пространства. Выбор той или иной модели должен соответствовать национальным особенностям и традициям страны или региона. Туристический центр, созданный в рамках выбранной модели, должен способствовать сохранению культурных и исторических памятников как единых архитектурных, ландшафтных и культурных комплексов.

История музейного дела восходит к глубокой древности. Музеи (от греч. - «храм муз») издавна представляли собой учреждения, целью которых является собирание, хранение и экспозиция памятников человеческой деятельности в прошлом и настоящем, а также предметов природы. В древности музеем называли места, посвященные музам, то есть поэзии, искусствам и науке. Сегодня музей - это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Музеи играют незаменимую роль в поддержании и развитии национального самосознания людей, а также воспитании чувства патриотизма. Новым этапом развития музейного дела стало активное вовлечение их в туристское пространство региона. Сегодня многие музеи не только привлекают туристов своими традиционными экскурсиями, но и сами становятся генераторами туристских событий. Например, организуя празднование Рождества в дворянских семьях, воссоздавая казачью свадьбу и т.п.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: