Введение в культурный контекст музыки как основы содержания музыкально-педагогического процесса

Рассмотрение вопросов истории музыкальной педагогики должно опираться на понимание той роли, которую выполняет педагогическая деятельность в определенные периоды развития музыкального искусства. Основным требованием к педагогическому процессу, как считает В. Ражников, является введение ученика в культурный контекст музыки определенной исторической эпохи. Но что это означает, какова принципиальная структура "культурного контекста эпохи" и какие конкретные задачи возникают в процессе реализации этой целевой установки?

Во-первых, сюда входит, на наш взгляд, освоение характерной для музыкальной культуры того или иного времени художественной образности в ее соотнесенности с жизненными явлениями, с той ролью, которую выполняет музыка по отношению к отдельному человеку и обществу в целом.

Во-вторых, введение в культурный контекст эпохи предполагает освоение учащимися языка музыкального искусства (системы средств художественной выразительности) и принципов художественного мышления. Каждому, кто обучается музыке, необходимо выработать способность чувственного постижения свойств звукового материала и способов его обработки, освоить законы музыкальной организации и построения музыкальной формы. Следует подчеркнуть, что речь идет не об умозрительном понимании музыки, а об эмоционально-эстетической реакции на нее, о художественном осмыслении музыкальных концепций. Если добавим к этому формирование вкуса как потребности в музыке и механизма ее конкретно-чувственной оценки, мы получим то, что в совокупности называется "музыкальным мышлением". На его формирование и развитие и должны быть, в первую очередь, направлены основные усилия музыкальной педагогики.

Осуществление этой задачи возможно в процессе музыкальной деятельности, в процессе реального музицирования, то есть создания, воспроизведения и освоения конкретных музыкальных феноменов – традиционных народных песен и наигрышей, импровизаций бесписьменных музыкальных культур, подчиняющихся жанровым канонам опусов европейской средневековой культуры, индивидуализированных музыкальных произведений в музыкальной культуре нового времени. Таким образом, в качестве третьего компонента культурного контекста эпохи выступают определенные формы музыкальной деятельности, усвоение которых составляет едва ли не самую существенную сторону музыкально-педагогического процесса. Ведь только в деятельности проявляется и формируется способность к пониманию музыки, только в деятельности могут быть освоены музыкальный язык и принципы музыкального мышления. Именно через деятельность может осуществиться проникновение в духовный контекст культуры, фиксируемый в продуктах музыкального творчества, в характерной для того или иного времени музыкальной звуковой среде. Поэтому формирование и развитие навыков восприятия музыки, ее исполнения, импровизации или сочинения являются не только основной целью музыкально-педагогического процесса, но также его содержанием. Наряду с воспитанием музыкального мышления в задачу музыкальной педагогики входит обучение молодых музыкантов исполнительской и композиторской технике, подготовка к выполнению определенной роли в искусстве.

Функции музыкального искусства, его духовный смысл, язык, принципы художественного мышления, тип музыкальных феноменов, характер звуковой музыкальной среды – все это типологически различается как во временном, так и в региональном аспектах. Отсюда следует, что исторически меняются цели и задачи, содержание (а, следовательно, методы) музыкальной педагогики. Являясь функцией музыкальной культуры, она отражает ход ее развития, реагирует на движение как внутренних, так и внешних ее слоев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: