Теория музыкального содержания как направление отечественной музыкальной науки. Научные идеи и концептуальная база анализа музыкального содержания: музыка как вид искусства (В. Холопова), теоретические основы музыкального содержания (В. Холопова, Л. Казанцева, М. Карпычев, Ю. Кудряшов), теория музыкального текста (М. Арановский, Л. Акопян), теория семантического анализа и этимологии значений музыкальной темы (Л. Шаймухаметова, Г. Тараева, И. Барсова).
Проблемы музыкальной семантики в научных исследованиях, исполнительстве и педагогике. Смысловая организация текста инструментального и вокального произведения. «Музыкальный текст и исполнитель» как исследовательская и научно-методическая проблема. Авторский текст и исполнитель, проблемы интерпретации. Техника семантического анализа как способ расшифровки смысловых структур музыкального текста.
Тема 4. Теория музыкального содержания и ее роль в разработке инновационных программ
Инновационные авторские программы и их учебно-методическое обеспечение по предметам «Музыкальное содержание», «Основы музыкального интонирования», «Музицирование и импровизация», «Методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин». Практическая семантика как способ адаптации научных концепций к образовательному процессу различных звеньев системы (ДМШ, ССУЗ, ВУЗ).
|
|
Теория музыкального содержания и практическая семантика как путь инновационного развития современных музыкально-педагогических систем.
Теория музыкального содержания как направление отечественной музыкальной науки. Научные идеи и концептуальная база анализа музыкального содержания: музыка как вид искусства (В. Холопова), теоретические основы музыкального содержания (В. Холопова, Л. Казанцева, М. Карпычев, Ю. Кудряшов), теория музыкального текста (М. Арановский, Л. Акопян), теория семантического анализа и этимологии значений музыкальной темы (Л. Шаймухаметова, Г. Тараева, И. Барсова).
Тема 5
Вопросы к семинару:
1. Музыка как вид искусства.
2. Теоретические основы музыкального содержания (В. Холопова, Л. Казанцева, М. Карпычев, Ю. Кудряшов).
3. Теория музыкального текста (М. Арановский, Л. Акопян).
4. Теория семантического анализа и этимологии значений музыкальной темы.
5. Начальное художественное образование в школе искусств.
6. Тенденции и пути обновления: проблемы и перспективы развития начального художественного образования.
7. Активизация межпредметных связей в начальном периоде обучения – необходимое условие развития навыка чтения с листа.
8. Современные тенденции в организации высшего музыкального образования.
|
|
9. О системном характере учебного процесса в вузах культуры и искусства.
10. Современные тенденции в организации высшего музыкального образования.
11. Музыкально-теоретические дисциплины в среднем звене профессионального образования.
12. Концепция «Музыкальный язык- речь-мышление» и ее роль в воспитательном и образовательном процессе.
13. Проблемы преодоления узкограмматической ориентации в обучении.
ВУЗовская модель обучения. Госстандарты и модель специалиста.
14. Проблемы профилизации в преподавании музыкально-теоретических дисциплин, авторские программы и альтернативные методики.
Тема 6.
Проблемные ситуации и ролевые игры в работе над текстами клавирных произведений в классе фортепиано. Интонационные этюды как форма обучения. Музыкальный текст и исполнитель как проблема практической семантики
Проблемы музыкальной семантики в научных исследованиях, исполнительстве и педагогике. Смысловая организация текста инструментального и вокального произведения. «Музыкальный текст и исполнитель» как исследовательская и научно-методическая проблема. Авторский текст и исполнитель, проблемы интерпретации. Техника семантического анализа как способ расшифровки смысловых структур музыкального текста. Музыкальный текст и исполнитель как проблема практической семантики.
Понятия нотного и музыкального текста. Содержательные категории исполнительского анализа: идея, тема, сюжет, герой, персонаж, образ, драматургия музыкального произведения и их разработка в теории музыкального содержания. Проблема расшифровки смысловых структур музыкального текста. Термины и понятия семантического анализа. Техника семантического анализа музыкальной темы инструментального сочинения.
Некоторые особенности смысловой организации вокального произведения.
Тема 7. Семинар.
Вопросы к семинару:
1. Проблемы музыкальной семантики в научных исследованиях, исполнительстве и педагогике.
2. Музыкальный текст и исполнитель как проблема практической семантики.
3. Проблема расшифровки смысловых структур музыкального текста. Термины и понятия семантического анализа.
4. Авторский текст и исполнитель, проблемы интерпретации.
5. Смысловая организация текста инструментального и вокального произведения.
Тема 8. Диалоги-этюды и ролевые игры в работе с клавирным текстом Барокко
Специфика старинного уртекста, технология и алгоритм преобразований: регистровки, дублировки, орнаментирование, свертывание и развертывание, зеркальные перестановки, инверсии мотивов, техника аrs combinatoria и др.