Введение
Глава1. Характеристика группы детей с ОВЗ
1.1. Дети с нарушениями слуха и зрения
1.2. Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития
1.3. Дети с тяжелыми нарушениями речи (логопаты)
1.4. Дети с нарушениями опорно-двигательной системы
1.5. Дети со смешанным (сложным) дефектом
1.6. Дети с искаженным развитием
1.7. Методы социальной работы. Кейс-метод
Глава2. Общение с детьми, страдающими ОВЗ
2.1 Установка для одноклассников
2.2. Установка Родителям детей с ОВЗ
2.3. Установка Родителям всего класса или группы
2.4. Установка учителям и классным руководителям
2.5. Кейс ситуации с детьми с ограниченными возможностями здоровья
2.6. Пути решения проблем, возникающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Всё чаще мы наблюдаем ухудшение психосоматического здоровья детей в непростых обстоятельствах в нашей жизни. Проблема профессионального общения в социальной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья сегодня одна из самых актуальных.
|
|
Во многом это связано с тем, что число детей с ОВЗ неуклонно растет. Причиной этому может послужить плохая наследственность, неблагополучное протекание беременности, педагогическая социальная запущенность, родители, страдающие алкогольной и наркотической зависимостью.
Специфика развития детей с ограниченными возможностями здоровья определяет особенности учебной деятельности. Такие дети обладают пониженной обучаемостью, инертностью мышления, умственной пассивностью, подражательностью, слабой осознанностью мыслительного процесса. Главным условием благоприятного психического развития в данном случае является соответствие требований, предъявляемым ученику, его потенциальным возможностям, что реализуется через широкое использование наглядности, формирование учебных умений и навыков, постепенное усложнение и постоянное повторение учебного материала, использование игр в процессе обучения.
Оптимизация социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает участие родителей в формировании умений и навыков, необходимых для вхождения ребенка в социальную среду
Исследования состояния проблемы показали, что 74% семей, имеющих детей с отклонениями развития имеют низкий уровень материального достатка, в 34% семей существует высокая степень отчужденности в отношениях детей и родителей, в 61% семей значительное, снижение эмоционального контакта детей и родителей, 87% родителей имеют искаженное представление о внутреннем мире своих детей, их истинных потребностях. (17,5) Часто самостоятельно с этими вопросами семья справится не может. Помощь квалифицированных психологов, медиков, педагогов, дефектологов, социальных работников, социальных педагогов позволяет решить часть проблем.
|
|
Профессиональная задача социального работника включает глубокое понимание проблемы инвалидности, четкое знание методов и технологий реабилитации, предполагающее опору на психологические знания о данной проблеме.
Профессиональное общение в социальной работе с детьми с ограниченной возможностью здоровья имеет много трудностей:
Во-первых, коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ за «своего».
Во-вторых, педагоги не могут принять идеологию инклюзивного образования, и существуют трудности при реализации методов обучения.
В-третьих, многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с «особенным» ребенком.
В-четвертых, не все инвалиды способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий.
Для преодоления вышеперечисленных трудностей с детьми занимается социальный работник
ГЛАВА 1. Характеристика группы детей с ОВЗ
Наиболее распространенной классификацией нарушения развития в специальной психологии и коррекционной педагогике является классификация Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина, выделяющая шесть групп детей:
Дети с нарушениями слуха и зрения
Первая группа - дети с нарушениями слуха и зрения: глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие.
Не слышащими являются дети с полным отсутствием слуха, который нс может использоваться для накопления речевого запаса. Эта группа включает: не слышащих без речи (дети, родившиеся глухими или потерявшие слух до формирования речи) и не слышащие, потерявшие слух, когда речь практически была сформирована (необходимо предохранять речь от распада, закреплять речевые навыки). Слабослышащими являются дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие.
Нарушение слуха напрямую влияет на формирование речи и косвенно - памяти и мышления, особую роль приобретает зрение, на базе которого развивается речь, также важными становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.
Особенности детей с нарушением зрения. У детей с глубокими нарушениями зрения сокращаются или полностью отсутствуют зрительные ощущение и восприятие, что, следовательно, приводит к уменьшению количества представлений, снижает возможности развития мышления, речи, воображения, возникают изменения в эмоционально-волевой сфере и ориентировочной деятельности. В наибольшей степени эти особенности проявляются у детей, незрячих с рождения и детей, потерявших зрение в период формирования речи, и меньше выражены у слабовидящих. Полная или частичная потеря зрения приводит к перестройке работы других анализаторных систем: у полностью незрячих детей зрительные функции замещаются работой тактильного и кинестетического анализатора, у частично зрячих ведущим анализатором остается зрение. Речь также выполняет компенсаторную функцию, с помощью нее дети могут получить представление о многих предметах и явлениях.
Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития
Вторая группа - умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития. Умственная отсталость - это стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга. Она выражается в двух формах: олигофрения, которая проявляется на более ранних этапах онтогенеза (до 1,5-2 лет) и деменция (распад психики), которая проявляется на более поздних этапах онтогенеза (после 1,5-2 лет). У умственно отсталых детей отмечаются задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к окружающему, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. Такие дети начинают говорить только к 4—5 годам, речь не выполняет своей основной функции — коммуникативной.
|
|
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) подразделяются на четыре группы:
1. Дети с ЗПР конституционального происхождения. Отличительная особенность состоит в том, что у детей этого типа эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, напоминая нормальную структуру детей более младшего возраста.
2. Дети с ЗПР соматического происхождения. Основными причинами ЗПР являются хронические инфекции, врожденные и приобретенные пороки, в первую очередь порок сердца, снижающие не только общий, но и психический тонус, вызывающий стойкую астению.
3. Дети с ЗПР психогенного происхождения. ЗПР как правило, к стойким нарушениям сначала вегетативных функций, а затем и психического, в первую очередь эмоционального, развития.
4. Дети с ЗПР церебрально-органического происхождения. Причинами ЗПР являются интоксикации, травмы, недоношенность и др., признаки проявляются в запаздывании формирования различных функций: ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности. Этот тип встречается чаше других и обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в познавательной, так и эмоционально-волевой сферах.