Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития

Введение

Глава1. Характеристика группы детей с ОВЗ

1.1. Дети с нарушениями слуха и зрения

1.2. Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития

1.3. Дети с тяжелыми нарушениями речи (логопаты)

1.4. Дети с нарушениями опорно-двигательной системы

1.5. Дети со смешанным (сложным) дефектом

1.6. Дети с искаженным развитием

1.7. Методы социальной работы. Кейс-метод

Глава2. Общение с детьми, страдающими ОВЗ

2.1 Установка для одноклассников 

2.2. Установка Родителям детей с ОВЗ

2.3. Установка Родителям всего класса или группы

2.4. Установка учителям и классным руководителям

2.5. Кейс ситуации с детьми с ограниченными возможностями здоровья

2.6. Пути решения проблем, возникающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Всё чаще мы наблюдаем ухудшение психосоматического здоровья детей в непростых обстоятельствах в нашей жизни. Проблема профессионального общения в социальной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья сегодня одна из самых актуальных.

Во многом это связано с тем, что число детей с ОВЗ неуклонно растет. Причиной этому может послужить плохая наследственность, неблагополучное протекание беременности, педагогическая социальная запущенность, родители, страдающие алкогольной и наркотической зависимостью.

Специфика развития детей с ограниченными возможностями здоровья определяет особенности учебной деятельности. Такие дети обладают пониженной обучаемостью, инертностью мышления, умственной пассивностью, подражательностью, слабой осознанностью мыслительного процесса. Главным условием благоприятного психического развития в данном случае является соответствие требований, предъявляемым ученику, его потенциальным возможностям, что реализуется через широкое использование наглядности, формирование учебных умений и навыков, постепенное усложнение и постоянное повторение учебного материала, использование игр в процессе обучения.

Оптимизация социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает участие родителей в формировании умений и навыков, необходимых для вхождения ребенка в социальную среду

Исследования состояния проблемы показали, что 74% семей, имеющих детей с отклонениями развития имеют низкий уровень материального достатка, в 34% семей существует высокая степень отчужденности в отношениях детей и родителей, в 61% семей значительное, снижение эмоционального контакта детей и родителей, 87% родителей имеют искаженное представление о внутреннем мире своих детей, их истинных потребностях. (17,5) Часто самостоятельно с этими вопросами семья справится не может. Помощь квалифицированных психологов, медиков, педагогов, дефектологов, социальных работников, социальных педагогов позволяет решить часть проблем.

Профессиональная задача социального работника включает глубокое понимание проблемы инвалидности, четкое знание методов и технологий реабилитации, предполагающее опору на психологические знания о данной проблеме.

Профессиональное общение в социальной работе с детьми с ограниченной возможностью здоровья имеет много трудностей:

Во-первых, коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ за «своего».

Во-вторых, педагоги не могут принять идеологию инклюзивного образования, и существуют трудности при реализации методов обучения.

В-третьих, многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с «особенным» ребенком.

В-четвертых, не все инвалиды способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий.

Для преодоления вышеперечисленных трудностей с детьми занимается социальный работник

ГЛАВА 1. Характеристика группы детей с ОВЗ

Наиболее распространенной классификацией нарушения развития в специальной психологии и коррекционной педагогике является классификация Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина, выделяющая шесть групп детей:

Дети с нарушениями слуха и зрения

Первая группа - дети с нарушениями слуха и зрения: глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие.

Не слышащими являются дети с полным отсутствием слуха, который нс может использоваться для накопления речевого запаса. Эта группа включает: не слышащих без речи (дети, родившиеся глухими или потерявшие слух до формирования речи) и не слышащие, потерявшие слух, когда речь практически была сформирована (необходимо предохранять речь от распада, закреплять речевые навыки). Слабослышащими являются дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие.

Нарушение слуха напрямую влияет на формирование речи и косвенно - памяти и мышления, особую роль приобретает зрение, на базе которого развивается речь, также важными становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.

Особенности детей с нарушением зрения. У детей с глубокими нарушениями зрения сокращаются или полностью отсутствуют зрительные ощущение и восприятие, что, следовательно, приводит к уменьшению количества представлений, снижает возможности развития мышления, речи, воображения, возникают изменения в эмоционально-волевой сфере и ориентировочной деятельности. В наибольшей степени эти особенности проявляются у детей, незрячих с рождения и детей, потерявших зрение в период формирования речи, и меньше выражены у слабовидящих. Полная или частичная потеря зрения приводит к перестройке работы других анализаторных систем: у полностью незрячих детей зрительные функции замещаются работой тактильного и кинестетического анализатора, у частично зрячих ведущим анализатором остается зрение. Речь также выполняет компенсаторную функцию, с помощью нее дети могут получить представление о многих предметах и явлениях.

Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития

Вторая группа - умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития. Умственная отсталость - это стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга. Она выражается в двух формах: олигофрения, которая проявляется на более ранних этапах онтогенеза (до 1,5-2 лет) и деменция (распад психики), которая проявляется на более поздних этапах онтогенеза (после 1,5-2 лет). У умственно отсталых детей отмечаются задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к окружающему, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. Такие дети начинают говорить только к 4—5 годам, речь не выполняет своей основной функции — коммуникативной.

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) подразделяются на четыре группы:

1. Дети с ЗПР конституционального происхождения. Отличительная особенность состоит в том, что у детей этого типа эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, напоминая нормальную структуру детей более младшего возраста.

2. Дети с ЗПР соматического происхождения. Основными причинами ЗПР являются хронические инфекции, врожденные и приобретенные пороки, в первую очередь порок сердца, снижающие не только общий, но и психический тонус, вызывающий стойкую астению.

3. Дети с ЗПР психогенного происхождения. ЗПР как правило, к стойким нарушениям сначала вегетативных функций, а затем и психического, в первую очередь эмоционального, развития.

4. Дети с ЗПР церебрально-органического происхождения. Причинами ЗПР являются интоксикации, травмы, недоношенность и др., признаки проявляются в запаздывании формирования различных функций: ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности. Этот тип встречается чаше других и обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в познавательной, так и эмоционально-волевой сферах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: