Цель:
— определить тип дискинезии желчевыводящих путей;
— обнаружить лямблии.
Оснащение:
— резиновые перчатки;
— стерильный дуоденальный зонд с оливой;
— полотенце;
— 33% раствор сернокислой магнезии, подогретый до 39-400С;
— стерильный шприц в лотке;
— кипяченая вода;
— штатив с 7 промаркированными пробирками:
А — 1 шт.;
В — 5 шт.;
С - 1 шт.;
— набор резервных пробирок;
— грелка, заполненная теплой водой и обернутая полотенцем или пеленкой, сложенной в 4 слоя;
— емкость для сбора желудочного содержимого в ходе продвижения зонда в 12-перстную кишку;
— часы;
— бумага, ручка для фиксирования времени;
— бланк-направление в клиническую лабораторию;
— лоток для отработанного материала.
Обязательное условие:
— проводить процедуру утром натощак.
Этапы | Обоснование | |
Подготовка к процедуре | ||
• Объяснить маме / ребенку цепь и ход проведения процедуры, получить согласие | • Обеспечение права на информацию, участие в процедуре
| |
• Подготовить необходимое оснащение • Выписать направление в лабораторию | • Обеспечение четкости выполнения процедуры
| |
• Вымыть и осушить руки, надеть перчатки | • Обеспечение инфекционной безопасности | |
• Усадить ребенка • Сделать первую метку на зонде, измерив зондом расстояние от мочки уха до кончика носа и от кончика носа до конца мечевидного отростка • Сделать вторую метку на зонде, измерив расстояние от конца мечевидного отростка до пупка + 2 см | • Определение расстояния до желудка • Определение расстояния до 12-перстной кишки
| |
Выполнение процедуры | ||
• Взять зонд правой рукой на расстоянии 10 - 15 см от «слепого конца», а левой рукой поддерживать его свободный конец • Смочить «слепой конец» зонда кипяченой водой методом полива • Попросить ребенка открыть рот и положить «слепой конец» зонда по средней линии на корень языка
| • Облегчение введения зонда • Предупреждение возникновения неприятных ощущений у ребенка | |
• Предложить ребенку закрыть рот. глубоко дышать и делать глотательные движения • Во время глотательных движений ввести зонд до первой метки Примечание, если ребенок во время введения зонда начал кашлять, задыхаться, немедленно извлечь зонд | • Во время глотательных движений зонд легче продвигается в желудок | |
• Уложить ребенка на правый бок на грелку, обернутую полотенцем или пеленкой, сложенной в 4 слоя • Опустить свободный конец зонда в емкость, предназначенную для сбора желудочного содержимого во время продвижения зонда • Предложить ребенку самостоятельно во время глотательных движений медленно в течение 20-30 минут продвинуть зонд до второй метки | • Передвижение зонда в 12-перстную кишку происходит под действием сипы тяжести оливы и с помощью перистальтики желудка | |
• Завести зонд за зубы указательным пальцем правой руки • Попросить ребенка сжать зубы и не разжимать их до конца зондирования | • Профилактика рвоты • Открытие рта ведет к попаданию зонда на корень языка и появлению рвотного рефлекса | |
• При появлении в емкости секрета светло-желтого цвета поместить свободный конец зонда в пробирку А и собрать кишечную порцию (до ее прекращения или изменения цвета) | • Изменение цвета порции А происходит в случае очень слабого тонуса сфинктера Одди, когда без дополнительных мероприятии начинает истекать порция В из желчного пузыря | |
• С помощью шприца ввести через зонд теплый раствор сернокислой магнезии в количестве 20-30 мл • Зафиксировать время введения
| • 33% раствор сернокислой магнезии раздражает, способствует открытию сфинктера Одди и стимулирует сокращение желчного пузыря • Время введения сернокислой магнезии - это время отсчета для определения времени открытия сфинктера Одди | |
• Подняв свободный конец зонда вверх, зажать его на 1—2 минуты
| е? процедуры • Создание условий для прохождения и действия раствора серно-кислой магнезии | |
• Разжать зонд и опустить его свободный конец в первую пробирку В • Зафиксировать на бумаге время появления порции В
| • Отрезок времени, прошедший с момента введения магнезии до появления порции В, соответствует времени открытия сфинктера Одди | |
• Собирать «пузырную» порцию В по 5 минут в четыре пробирки, в пятой пробирке оставить зонд до изменения цвета желчи Примечание: при большом количестве порции В добавить для ее сбора резервные пробирки • Зафиксировать время появления печеночной порции С • Перенести зонд в пробирку С | • Определение равномерности истечения по сравнению уровней желчи в пробирках • Изменение цвета свидетельствует о появлении печеночной порции С • Время, прошедшее с момента появления порции В до изменения ее цвета, равно время истечения порции В | |
• Собрать 5-10 мл печеночной порции С
| • Достаточное количество для исследования | |
• Быстрым движением извлечь зонд, через полотенце • Поместить зонд в лоток | • Профилактика рвоты • Механическая очистка зонда | |
Завершение процедуры | ||
• Весь использованный инструментарий подвергнуть дезинфекции | • Обеспечение инфекционной безопасности | |
• Снять перчатки • Вымыть и осушить руки
| • Обеспечение инфекционной безопасности | |
• Организовать транспортирование полученного материала (в биксе) в лабораторию в сопровождении направления | • Получение результатов клинического исследования трех порций желчи | |
Соскоб на энтеробиоз
Цель: обследование на энтеробиоз.
Оснащение:
— предметные стекла (2 шт.);
— 50% раствор глицерина;
— пипетка;
— спичка, отточенная в виде лопаточки;
— бланк-направление;
— стеклограф;
— резиновые перчатки;
— крафт-бумага, резиновое кольцо.
Обязательное условие: перед проведением исследования ребенка не подмывать, с целью предупреждения механического удаления яиц гельминтов с перианальных складок.
Этапы
| Обоснование
| |||
Подготовка к процедуре | ||||
• Объяснить маме / родственникам цель и ход проведения процедуры •Подготовить необходимое оснащение • Написать стеклографом номер на предметном стекле в соответствии с номером направления •Капнуть пипеткой на предметное стекло каплю глицерина | • Формирование мотивации к сотрудничеству •Обеспечение четкости выполнения процедуры • Обеспечение достоверности исследования | |||
Подготовка к процедуре
| ||||
• Вымыть и осушить руки. надеть перчатки Выполнение •Уложить ребенка на левый бок, верхнюю ногу согнуть в коленном суставе и отвести вверх •Пальцами левой руки раздвинуть ягодицы ребенка и зафиксировать его •Смочить отточенный конец спички в капле глицерина на предметном стекле и провести соскоб с перианальных складок и нижнего отдела прямой кишки •Сделать мазок спичкой по предметному стеклу в капле глицерина (или положить в нее спичку) • На первое стекло положить, второе предметное стекло, соединив их резиновым кольцом, и завернуть в крафт-бумагу | • Обеспечение инфекционной безопасности процедуры •Создание положения, позволяющего правильно взять материал
•Типичные места отложения яиц острицами
• Глицерин является консервантом при исследовании на энтеробиоз
• Обеспечение достоверности результата исследования
| |||
Завершение процедуры | ||||
•Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять их. •Вымыть и осушить руки •Как можно раньше транспортировать материал в лабораторию в сопровождении направления
| • Обеспечение инфекционной безопасности
• Раннее исследование взятого материала увеличивает % положительных результатов | |||