Фракционное дуоденальное зондирование

Цель:

— определить тип дискинезии желчевыводящих путей;

— обнаружить лямблии.

Оснащение:

— резиновые перчатки;

— стерильный дуоденальный зонд с оливой;

— полотенце;

— 33% раствор сернокислой магнезии, подогретый до 39-400С;

— стерильный шприц в лотке;

— кипяченая вода;

— штатив с 7 промаркированными пробирками:

А — 1 шт.;

В — 5 шт.;

С - 1 шт.;

— набор резервных пробирок;

— грелка, заполненная теплой водой и обернутая по­лотенцем или пеленкой, сложенной в 4 слоя;

— емкость для сбора желудочного содержимого в ходе продвижения зонда в 12-перстную кишку;

— часы;

— бумага, ручка для фиксирования времени;

— бланк-направление в клиническую лабораторию;

— лоток для отработанного материала.

Обязательное условие:

— проводить процедуру утром натощак.

Этапы

Обоснование

Подготовка к процедуре

• Объяснить маме / ребенку цепь и ход проведения процедуры, по­лучить согласие

• Обеспечение права на инфор­мацию, участие в процедуре

 

• Подготовить необходимое ос­нащение • Выписать направление в лабо­раторию

• Обеспечение четкости выполне­ния процедуры

 

• Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

• Обеспечение инфекционной безопасности

• Усадить ребенка • Сделать первую метку на зонде, измерив зондом расстояние от мочки уха до кончика носа и от кончика носа до конца мечевидно­го отростка • Сделать вторую метку на зонде, измерив расстояние от конца ме­чевидного отростка до пупка + 2 см  

• Определение расстояния до желудка

• Определение расстояния до 12-перстной кишки

 

Выполнение процедуры

• Взять зонд правой рукой на рас­стоянии 10 - 15 см от «слепого конца», а левой рукой поддержи­вать его свободный конец

• Смочить «слепой конец» зонда кипяченой водой методом полива

• Попросить ребенка открыть рот и положить «слепой конец» зонда по средней линии на корень языка

 

• Облегчение введения зонда • Предупреждение возникновения неприятных ощущений у ребенка  

• Предложить ребенку закрыть рот. глубоко дышать и делать гло­тательные движения

• Во время глотательных движе­ний ввести зонд до первой метки Примечание, если ребенок во время введения зонда начал каш­лять, задыхаться, немедленно извлечь зонд

• Во время глотательных движе­ний зонд легче продвигается в желудок  

• Уложить ребенка на правый бок на грелку, обернутую полотенцем или пеленкой, сложенной в 4 слоя

• Опустить свободный конец зон­да в емкость, предназначенную

для сбора желудочного содержи­мого во время продвижения зонда

• Предложить ребенку самостоя­тельно во время глотательных движений медленно в течение 20-30 минут продвинуть зонд до вто­рой метки

• Передвижение зонда в 12-перстную кишку происходит под дейст­вием сипы тяжести оливы и с по­мощью перистальтики желудка  

• Завести зонд за зубы указатель­ным пальцем правой руки

• Попросить ребенка сжать зубы и не разжимать их до конца зонди­рования

• Профилактика рвоты • Открытие рта ведет к попаданию зонда на корень языка и появлению рвотного рефлекса

• При появлении в емкости секре­та светло-желтого цвета поместить свободный конец зонда в пробирку

А и собрать кишечную порцию (до ее прекращения или изменения цвета)

• Изменение цвета порции А происходит в случае очень слабого тонуса сфинктера Одди, когда без дополнительных мероприятии начинает истекать порция В из желчного пузыря

• С помощью шприца ввести че­рез зонд теплый раствор серно­кислой магнезии в количестве 20-30 мл

• Зафиксировать время введения

 

• 33% раствор сернокислой магнезии раздражает, способствует открытию сфинктера Одди и стимулирует сокращение желчного пузыря • Время введения сернокислой магнезии - это время отсчета для определения времени открытия сфинктера Одди

• Подняв свободный конец зонда вверх, зажать его на 1—2 минуты

 

е? процедуры • Создание условий для прохож­дения и действия раствора серно-кислой магнезии

• Разжать зонд и опустить его свободный конец в первую пробирку В

• Зафиксировать на бумаге время

появления порции В

 

• Отрезок времени, прошедший с момента введения магнезии до появления порции В, соответству­ет времени открытия сфинктера Одди

• Собирать «пузырную» порцию В по 5 минут в четыре пробирки, в пятой пробирке оставить зонд до изменения цвета желчи

Примечание: при большом количестве порции В добавить для ее сбора резервные пробирки

• Зафиксировать время появле­ния печеночной порции С

• Перенести зонд в пробирку С

• Определение равномерности истечения по сравнению уровней желчи в пробирках • Изменение цвета свидетельст­вует о появлении печеночной пор­ции С • Время, прошедшее с момента появления порции В до изменения ее цвета, равно время истечения порции В  

• Собрать 5-10 мл печеночной порции С

 

• Достаточное количество для исследования

• Быстрым движением извлечь зонд, через полотенце

• Поместить зонд в лоток

• Профилактика рвоты • Механическая очистка зонда  

Завершение процедуры

• Весь использованный инструментарий подвергнуть дезинфекции

• Обеспечение инфекционной безопасности

• Снять перчатки

• Вымыть и осушить руки

 

• Обеспечение инфекционной безопасности  

• Организовать транспортирова­ние полученного материала (в биксе) в лабораторию в сопровож­дении направления

• Получение результатов клини­ческого исследования трех порций желчи  
     

 

 

Соскоб на энтеробиоз

Цель: обследование на энтеробиоз.

Оснащение:

— предметные стекла (2 шт.);

— 50% раствор глицерина;

— пипетка;

— спичка, отточенная в виде лопаточки;

— бланк-направление;

— стеклограф;

— резиновые перчатки;

— крафт-бумага, резиновое кольцо.

 

Обязательное условие: перед проведением иссле­дования ребенка не подмывать, с целью предупрежде­ния механического удаления яиц гельминтов с перианальных складок.

Этапы

 

Обоснование

 

 

Подготовка к процедуре

 

• Объяснить маме / родственникам

цель и ход проведения процедуры

•Подготовить необходимое оснащение

• Написать стеклографом номер на

предметном стекле в соответствии

с номером направления

•Капнуть пипеткой на предметное

стекло каплю глицерина

• Формирование мотивации к

сотрудничеству

•Обеспечение четкости выполнения процедуры

• Обеспечение достоверности

исследования

 
 

Подготовка к процедуре

 

 

• Вымыть и осушить руки. надеть

перчатки

Выполнение

•Уложить ребенка на левый бок, верхнюю ногу согнуть в коленном суставе и отвести вверх

•Пальцами левой руки раздвинуть ягодицы ребенка и зафиксировать его

•Смочить отточенный конец спички в капле глицерина на предмет­ном стекле и провести соскоб с перианальных складок и нижнего отдела прямой кишки

•Сделать мазок спичкой по пред­метному стеклу в капле глицери­на (или положить в нее спичку)

• На первое стекло положить, второе предметное стекло, соединив

их резиновым кольцом, и завернуть

в крафт-бумагу

• Обеспечение инфекционной

безопасности

процедуры

•Создание положения, позволяющего правильно взять материал

 

•Типичные места отложения яиц

острицами

 

 

• Глицерин является консерван­том при исследовании на энтеробиоз

 

• Обеспечение достоверности

результата исследования

 

 

 

Завершение процедуры

 

•Вымыть и обработать антисепти­ческим раствором руки в перчат­ках, снять их.

•Вымыть и осушить руки

•Как можно раньше транспортиро­вать материал в лабораторию в

сопровождении направления

 

• Обеспечение инфекционной

безопасности

 

• Раннее исследование взятого материала увеличивает % поло­жительных результатов

         

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: