Исследование навыков слогового анализа и синтеза

Тест № 1

Цель: выявить способность ребенка последовательно анализировать и синтезировать слово.

Процедура проведения: Экспериментатор называет псевдослово, содержащее «лишний» слог, о котором заранее уведомлен ребенок. Его задача - убрать «лишний слог» и сказать правильное слово.

Инструкция: «Я буду говорить несуществующие слова, но если в них найти лишний слог «ба» и убрать его, то получатся настоящие слова».

Материал исследования: псевдослова различной слоговой структуры.

Либамон (лимон), зонтибак (зонтик), кабарамель (карамель), цабаревна (царевна), царапинаба (царапина), стобалица (столица), математибака (математика), вебалосипедист (велосипедист), бакруг (круг), словабарь (словарь).

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – задание выполнено без ошибок.

3 балла – ребенок допустил 1 ошибку, задание выполнял медленно, опирался на внешнюю помощь (проговаривал слова вслух), нуждался в помощи экспериментатора (наводящие вопросы).

2 балла – допущено 2-3 ошибки, задание выполнялось медленно, ребенок опирался на внешнюю помощь (проговаривал слова вслух), нуждался в помощи экспериментатора (наводящие вопросы).

1 балл – ребенок допустил 4-5 ошибок, задание выполнял медленно, опирался на внешнюю помощь (проговаривал слова вслух), нуждался в помощи экспериментатора (наводящие вопросы).

Тест № 2

Цель: выявить способность ребенка последовательно осуществлять анализ и синтез слов.

Процедура проведения: Экспериментатор называет слова, из которых ребенку нужно вычленить заданные слоги и составить с ними новое слово.

Инструкция: «Я буду говорить слова, в них тебе надо найти первый (третий) слог, запомнить их и составить с ними новые слова».

Материал исследования: слова

Карандаш, рама, мельница.

Панама, камыши, малина.

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – задание выполнено без ошибок.

3 балла – задание выполнено без ошибок, ребенок использовал внешнюю помощь (пересчет пальцев).

2 балла – ребенок испытывал сложности при выделении слогов из слов, требовалась помощь экспериментатора (повторение слов), использовал пересчет пальцев, синтезировал слово правильно.

1 балл – ребенок допускал ошибки в выделении слогов и в синтезе слогов в слово, однако с помощью экспериментатора задание выполнил правильно.

 

Исследование слогового анализа и синтеза в умственном плане

Цель: выявить способность ребенка определять наличие слога в слове без опоры на слуховое восприятие.

Процедура проведения: 1. Экспериментатор раскладывает перед ребенком картинки, спрашивает, все ли они ему знакомы. Затем просит отобрать только те из них, в названии которых слышится заданный слог.

2. Экспериментатор предлагает схемы слов, объясняя, что они обозначают. После чего просит ребенка разложить предъявленные картинки под схемами с учетом места слога в слове.

Инструкция: «Посмотри на картинки, все ли они тебе знакомы? Отбери те из них, в названии которых есть слог «та». Отобранные картинки разложи по следующим схемам. Если слог «та» стоит в начале полоски (слова), то под эту схему ты будешь помещать картинки, в названии которых слог «та» слышится в начале слова. Если слог «та» на середине полоски, то какие картинки ты положишь под эту схему? А если слог «та» стоит в конце полоски? Задание понятно?».

Материал исследования: схемы слов, предметные картинки.

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – правильно выполнено задание.

3 балла – ребенок правильно определил наличие слога и его место в слове, проговаривал слова вслух.

2 балла – допущено 1-2 ошибки в определении наличия слога в слове и 1 ошибка в определении его места в слове, использовалась внешняя помощь (проговаривание слов, пересчет пальцев).

1 балл - допущено 3-4 ошибки в определении наличия слога в слове и 2-3 ошибки в определении его места в слове, использовалась внешняя помощь (проговаривание слов, пересчет пальцев).

 

Исследование навыков фонематического анализа

Тест № 1

Цель: выявить способность ребенка узнавать заданный звук на фоне слова.

Процедура проведения: экспериментатор называет слова, если в слове есть заданный звук, то ребенок должен услышать его и хлопнуть в ладоши.

Инструкция: «[Н] спрятался в некоторых словах. Я буду говорить слова, а ты, если услышишь в них твердый [Н], хлопни в ладоши. Слушай внимательно».

Материал исследования: слова различной звукослоговой наполняемости.

Сон, нота, лампа, гном, небо, ворон, цапля, кошка, вишня, танкист, носок, лопата, мальчики, панама, жадина, компот, космонавт.

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – задание выполнено без ошибок.

3 балла – задание выполнено без ошибок, но некоторые слова ребенок проговаривал вслух.

2 балла – ребенок допустил до двух ошибок, слова проговаривал.

1 балл – допущено 3-6 ошибок; ребенок долго думал, слова проговаривал, использовал помощь экспериментатора (повторное проговаривание с интонационным выделением звука).

Тест № 2

Цель: выявить способность ребенка определять местоположение звука в слове (начало, середина, конец).

Процедура проведения: Экспериментатор называет звук, местоположение которого необходимо определить ребенку в словах, произносимых экспериментатором (в начале, в конце или в середине слова).

Инструкция: «Послушай внимательно слова и назови, где слышится [С] – в начале слова, в середине или в конце?».

Материал исследования: слова различной звукослоговой структуры.

Сад, квас, сукно, усы, колос, собака, автобус, сметана, куст, посуда, хвост, скамейка, краска, пупс, струна, сосуд, насос, спрос, пылесос, способность, сова.

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – задание выполнено быстро и правильно.

3 балла – задание выполнено без ошибок, однако выполнялось оно медленно, так как ребенок проговаривал слова вслух или просил экспериментатора повторить слово еще раз.

2 балла – ребенок допустил 1-5 ошибок, проговаривал слова вслух, просил повторно проговорить слова экспериментатором.

1 балл – допущено 6-10 ошибок, отмечалось многократное проговаривание слов вслух, повторное проговаривание слов экспериментатором, помощь экспериментатора (наводящие вопросы, акцентирование голоса на заданном звуке).

Тест № 3

Цель: выявить способность ребенка выделять первый звук в слове.

Процедура проведения: экспериментатор называет слова, ребенок выделяет в каждом из них первый звук и произносит его.

Инструкция: «Я буду говорить слова, а ты слушай внимательно и называй первый звук в слове».

Материал исследования: слова.

1. Ира, осы, астра, утка.

2. Урок, июль, арбуз, иголка.

3. Дуб, губы, тапки, белка.

4. Плот, книга, дневник, кнопка.

 

Тест № 4

Цель: выявить способность ребенка выделять последний звук в словах.

Процедура проведения: экспериментатор говорит слова, ребенок называет в них последний звук.

Инструкция: «Я буду произносить слова. Слушай внимательно и называй мне последний звук в каждом слове».

Материал исследования: слова различной звукослоговой структуры.

1. Пень, мост, люк.

2. Губы, канат, дракон.

3. Комета, баскетбол, термометр.

4. Сковорода, выключатель, аквалангист.

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – все задания выполнил без ошибок, не использовал какую-либо внешнюю помощь.

3 балла – задание выполнил без ошибок, некоторые слова проговаривал вслух или просил экспериментатора повторить слово.

2 балла – ребенок допустил от 1 до 3 ошибок; неоднократное повторение слов ребенком, повтор слов экспериментатором.

1 балл – допущено от 4 до 7 ошибок; неоднократное повторение слов ребенком, требовалась дополнительная помощь экспериментатора (наводящие вопросы, повторное прочтение слов).

Тест № 5

Цель: выявить способность ребенка определять местоположение звука в слове.

Процедура проведения: экспериментатор называет ребенку слова, в которых нужно определить, каким по счету слышится заданный звук.

Инструкция: «Я буду называть слова, тебе нужно найти в них [Т] и определить, какой он по счету в слове».

Материал исследования: слова различной звукослоговой структуры.

Таз, охота, кот, букет, труба, компот, батут, атака, копыто, март, таракан, вата, стакан, автобус, монстр, конфета, туча.

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – задание выполнено быстро и правильно.

3 балла – задание выполнено без ошибок или с 1 ошибкой, ребенок опирался на внешнюю помощь (пересчет пальцев), проговаривал слова вслух.

2 балла – допущено 2-5 ошибок, слова многократно повторялись вслух, использовался пересчет пальцев.

1 балл – допущено 6-10 ошибок, слова многократно повторялись вслух, использовались пересчет пальцев и помощь экспериментатора (наводящие вопросы).

Тест № 6

Цель: выявить способность ребенка определять количество звуков в слове.

Процедура проведения: Экспериментатор называет слово и спрашивает у ребенка, из какого количества звуков оно состоит.

Инструкция: «Послушай внимательно слово и посчитай, сколько в нем звуков?»

Материал исследования: слова различной звукослоговой структуры.

Мак, рука, салат, улица, поднос, канава, торт, ветка, дом, капуста, шуба, окно, карточка, ручка.

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – правильно определил количество звуков во всех словах.

3 балла – ребенок допустил 1 ошибку; слова сложной звукослоговой структуры произносил вслух.

2 балла – допущено 2-3 ошибки; слова неоднократно произносились ребенком вслух, количество звуков считалось по пальцам.

1 балл – допущено 4-8 ошибок; слова неоднократно произносились вслух, количество звуков считалось по пальцам, использовалась помощь экспериментатора (наводящие вопросы).

Тест № 7

Цель: выявить способность ребенка определять последовательность звуков в слове.

Процедура проведения: Экспериментатор произносит слова и просит ребенка последовательно, друг за другом назвать в нем все звуки.

Инструкция: «Я буду говорить слова, а ты друг за другом называешь в каждом слове звуки. Например, слово дом. Первый [Д], потом [О] и последний – [М]».

Материал исследования: слова различной звукослоговой структуры.

Ус, мак, лук, рука, утро, щенок, маска, бумага, чеснок, бабушка, карточка.

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – правильно определил последовательность звуков во всех словах.

3 балла – правильно определил последовательность звуков, сложные по звукослоговой структуре слова проговаривал вслух.

2 балла – ребенок допустил 1-4 ошибок, пользовался проговариванием слов вслух, использовал пересчет пальцев.

1 балл – ребенок допустил 5-8 ошибок, задание выполнял в медленном темпе, использовал проговаривание слов вслух, пересчет пальцев, пользовался помощью экспериментатора (наводящие вопросы).

Тест № 8

Цель: выявить способность ребенка определять место звука по отношению к другим звукам.

Процедура проведения: экспериментатор произносит слово и предлагает ребенку назвать звук, стоящий перед и после заданного звука.

Инструкция: «Слушай внимательно. Я буду говорить слово и задавать тебе вопросы, а ты отвечай на них. Например, слово мост. Назовем соседей [С]. Какой звук стоит перед [С]? [О]. Какой звук стоит после [С]? [Т]. Понятно задание?»

Материал исследования: слова различной звукослоговой структуры.

Кот, рак, муха, вата, хлеб, сапог, пастух, вагон, марка, сумка, остров, бумага, посуда.

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – задание выполнено без ошибок.

3 балла – ребенок допустил 1-2 ошибки, проговаривал слова вслух, использовал пересчет пальцев.

2 балла – допущено 3-5 ошибок, слова проговаривались вслух, использовался пересчет пальцев.

1 балл – допущено 6-13 ошибок, задание выполнял очень медленно, слова проговаривались вслух по несколько раз, использовался пересчет пальцев и помощь экспериментатора (показ образца, наводящие вопросы).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: