Значение и возможности дополнительного образования

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3     

1. Значение и возможности дополнительного образования………………………………………………………………

2. Особенности экологических знаний у детей младшего школьного возраста…………………………………………………….   

3. Методика формирования экологических знаний у учащихся младшего школьного возраста………………………………….

4. Средства формирования экологических знаний у учащихся младшего школьного возраста………………..

Заключение………………………………………..………………                    

Список литературы……………………………………………………………………...   

                                                                                                                           

 

 

Введение

Перестройка духовной жизни общества обусловила значительное повышение интереса к краеведению, в частности к проблемам формирования экологических знаний в системе дополнительного образования. Происходит подъем национального самосознания, стремления народов России глубже познать свое прошлое, родной язык, культурные и художественные традиции, накопленные предыдущими поколениями. Именно об этом говорится в «концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России" традиционным источником нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных представлений. К которым относятся:

1. природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

2. патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству [4].

Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта – всех сторон деятельности человека в конкретном регионе – придавали большое значение многие передовые мыслители России. Крупицы знаний, собранные в небольшом крае, складываются, обобщаясь в историческую науку, науку о земле и обществе, формируя определенным образом культуру, в которой пребывает человек. Именно в краеведческой деятельности детского объединения создаются оптимальные условия для саморазвития современного ребенка.

Дополнительное образование детей составная часть общего образования, позволяющее обучающемся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве [12]. Под краеведением в системе дополнительного образования понимают изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности – микрорайона, города, села, района, области [5]. Главной целью эколого-краеведческого образования школьников является формирование экологического мировоззрения и экологической культуры поведения, которая включает в себя комплекс нравственно-этических прин ц ипов, норм поведения и взаимодействия в системах «человек - природа» и «человек - человек», через воспитание познавательного интереса к изучению своего родного края, используя его природное наследие.

Достижение данной цели возможно при решении следующих задач:

- формирование и совершенствование системы эколого-краеведческих знаний, отражающих природную и социально-экономическую особенность своей местности;

- формирование ценностного отношения к природному и социокультурному окружению и человеку как части природы;

- развитие патриотических и гражданских чувств, ответственного отношения к природному пространству своей малой родины и мира в целом;

- формирование опыта экологически целесообразного поведения, воспитание чувства ответственности за окружающую среду;

- развитие опыта познавательной и практико-ориентированной

деятельности школьников.

Начальная школа является важным звеном в системе непрерывного экологического образования. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, поэтому учителю, возможно, сформировать у них надёжные основы ответственного отношения к природе [3]. Б.Т. Лихачев считал, что дети не отделяют себя от внешней среды и ощущают себя естественной частью природы. Он замечал, что между детьми, животными и растениями устанавливается интуитивное взаимоощущение, взаимовосприятие, поэтому ребенок легко воспринимает и присваивает экологические правила, превращает их в часть своей натуры. По мнению Б. Т. Лихачева младший школьный возраст наиболее сенситивен для экологических воздействий.

Выбранная нами тема актуальная на данном этапе, поскольку именно в системе дополнительного образования наиболее успешно можно формировать у детей систему экологических знаний. Дидактическая игра всегда занимательная и увлекательная и является важным средством закрепления полученных детьми знаний. Экологические знания являются одним из компонентов экологической культуры [14].

По мнению Е. А. Петрова, экологические знания – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания; о человеке как части природы; об использовании природных богатств; загрязнение окружающей среды» [10].

Именно использование различных средств обучения в системе дополнительного образования будет способствовать формированию экологических знаний у детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: изучение средств обучения в формировании экологических знаний у детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.

 

Объект исследования: процесс формирования экологических знаний у учащихся младшего возраста

Предмет исследования: средства формирования экологических знаний у учащихся младшего школьного возраста

 

Для достижения цели ставились следующие задачи:

1.Изучить особенности формирования экологических знаний в условиях дополнительного образования школьников.

2.Раскрыть методику формирования экологических знаний у учащихся младшего школьного возраста.

3.Изучить значение и возможности дополнительного образования.

4. Обосновать использование средств обучения при формировании экологических знаний у учащихся младшего школьного возраста.

 

Глоссарий

Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно-мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.

(Источник: Закон РФ «Об образовании»)

Знание — проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; выступает в виде понятий, законов, принципов, суждений, бывает эмпирическим, выведенным из опыта, практики, и теоретическим, отражающим закономерные связи и отношения; (в пед.) — понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий.

(Источник: https://didacts.ru/slovari/pedagogicheskii-slovar.html)

Краеведение — изучение населением географических, исторических, культурных, природных, социально-экономических и других ранее не известных факторов, характеризующих в комплексе формирование и развитие какой-либо определённой территории страны (села, города, района, области и т. д.). Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы, историки, экологи, этнографы), а также энтузиасты из местного населения.

(Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Краеведение)

Методика — совокупность приемов, методов обучения чему-либо, методов целесообразного проведения некоей работы, процесса, или же практического выполнения чего-либо. Технические приемы реализации метода с целью уточнения или верификации знаний об изучаемом объекте.

(Источник: http://vocabulary.ru/slovari/slovar-prakticheskogo-psihologa.html)

Методы обучения — процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

(Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Методы_обучения)

Младший школьный возраст — период жизни ребенка от 6-7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (1-й - 4-й классы) школы. Для этого возраста характерно, что деятельностью ведущей формируется и становится деятельность учебная. В ее ходе возникают два основных психологических новообразования этого возраста - возможность произвольной регуляции процессов психических и построение внутреннего плана действий.

(Источник: https://vocabulary.ru/slovari/slovar-prakticheskogo-psihologa.html)

Начальная школа — уровень среднего или общего образования, на котором учащемуся даются самые необходимые и поверхностные знания, а также прививается пристрастие, любовь и уважение ко всему духовному, нравственному, кроме того, умение логически мыслить.

(Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Начальная_школа)

Педагог дополнительного образования — педагогический работник, в задачи которого входит руководство разнообразной творческой деятельностью обучающихся (воспитанников) в области дополнительного образования, комплектования состава кружков, секций, студий, клубных объединений и организация в других формах внеурочной работы с обучающимися.

(Источник: https://didacts.ru/slovari/slovar-spravochnik-dlja-rabotnika-sistemy-dopolnitelnogo-obrazovanija-detei.html)

Природа — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук.

(Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Природа)

Средство обучения — это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. Сам по себе этот объект существует независимо от учебного процесса, да и в учебном процессе может участвовать как предмет усвоения, либо в какой-нибудь другой функции.

(Источник: https://studfiles.net/preview/2957916/page:3/)

Экологические знания — это знания о предметах и явлениях природы, их свойствах и многообразии, о связях между ними, то есть весь комплекс знаний об окружающей среде.

(Источник: Медведкова Е. В. https://moluch.ru/archive/113/29427/)

Экология – это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их природой, о структуре и функционировании надорганизменных систем.

(Источник: https://studfiles.net/preview/5024323/page:2/)

 

 

Значение и возможности дополнительного образования

Дополнительное образование детей по своему содержанию охватывает все сферы жизнедеятельности человека и реализуется в неограниченном образовательными стандартами пространстве. Именно поэтому оно рассматривается как поле расширения возможностей развития личности, является абсолютно добровольным, не связанным с возрастным цензом обучающихся, с получением образовательных сертификатов, с обязательностью программных требований, с образовательными стандартами, с жестким режимом занятий и т.д. Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в совокупности развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции. Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, формирования социальных компетенций и развития творческих способностей детей в различных областях.  В том числе и в туристско-краеведческом. Оно имеет большое значение для образования и воспитания учащихся [5]. Экологическое краеведение - это познание природы, выявление взаимосвязей с нею населения в прошлом и настоящем, определе­ние местных экологических проблем, поиск и практическая реализа­ция доступных для ребят путей их решения, т.е. данное направ­ление краеведения - это две взаимосвязанные стороны - познание и преобразование родного края. И оно, конечно, не может осу­ществляться в рамках лишь одной географии или биологии, это междисциплинарное направление [18].

В учреждениях  дополнительного образования происходит накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии; получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни [4].

Дополнительное образование детей способствует повышению качества жизни, так как приобщает детей и подростков к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Среди задач, решаемых системой дополнительного образования, - профилактика беспризорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма.

Дополнительное образование детей направлено на реализацию заказа детей и родителей на основе кооперирования возможностей и ресурсов различных отраслей и сфер вне зависимости от ведомственно территориальной подчиненности. Такое «полисферное» развитие дополнительного образования становится одной из основ его развития.

Ребёнок в дополнительном образовании постигает главную в жизни вещь, ищет смысл жизни и возможность быть. С открытием каждого нового образовательного учреждения дополнительного образования детей расширяется пространство детского благополучия. Дополнительное образование формирует у ребёнка самосознание, ощущение собственной личности. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объёме, которые ему позволяют индивидуальные способности [12].

Дополнительное образование - это новое дополнение к основному образовательному процессу, так как дополнительное образование способно решить целый комплекс задач:

-Выровнять стартовые возможности развития личности ребёнка;

-Способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;

-Обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»;

-Содействовать самореализации личности ребёнка и педагога [5].

Таким образом, дополнительное образование обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка. Предоставляет обучающимся широкие возможности для получения современного качественного образования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: