Особенности экологических знаний у детей младшего школьного возраста

В настоящее время процесс обучения младших школьников необходимо направить на экологическую образованность и культуру детей. Экологическая культура является неотъемлемой частью общей культуры личности. И чем раньше мы будем обсуждать с младшими школьниками проблемы экологического характера, тем более естественно и положительно дети в дальнейшем будут воспринимать необходимость грамотного отношения к природе, как неотъемлемую часть своей жизни [7].

Что такое «экологическое знание»? Данное понятие раскрыто в трудах С. Д. Дерябо, О. В. Яковенко, Э. В. Гирусова, А. В. Гусева, В. А. Левина и др. По мнению Медведковой Е. В. «Экологические знания — это знания о предметах и явлениях природы, их свойствах и многообразии, о связях между ними, то есть весь комплекс знаний об окружающей среде». В младшем школьном возрасте формирование экологических знаний осуществляется на уроках окружающего мира. Сегодня в начальной школе используются следующие курсы: «Зелёный дом» (автор А. А. Плешаков); «Природа и люди» (автор З. А. Клепинина); «Окружающий мир» (авторы Н. Ф. Виноградова, Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов); «Мир и человек» (авторы А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан). Во всех перечисленных программах есть экологическая направленность, в которых преобладают идеи экологической целостности, экологического многообразия природы, а также единства человека и природы. В последние годы экология пополнилась новыми знаниями, стала наукой, затрагивающей все сферы жизни человечества. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, а, значит, экологическим знаниям, экологической культуре [11]. Чем больше экологически грамотных людей, тем более качественной и продолжительной будет жизнь человека. Иванова Т. С. считает, что под экологическим образованием подразумевают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций и нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение природной среды. На уроках окружающего мира у младших школьников происходит формирование экологических знаний, необходимых для охраны природы [13]. В современных учебниках содержатся знания о конкретных объектах и явлениях природы, о связи между ними, о взаимовлиянии человека и природы, о нормах и правилах поведения вне. В состав экологических знаний входят следующие категории: знания об объектах и явлениях природы, знания о взаимосвязях в природе, знания о взаимосвязи человека и природы. К 1 категории относятся растения и животные, признаки времён года, живая и неживая природа, полезные ископаемые. Ко 2-й категории относят сезонные изменения в природе, приспособленность организмов к условиям окружающей среды, пищевые связи. 3-я категория включает роль природы в жизни человека, влияние человека на природу, нормы поведения человека в природе. Велика роль знаний о конкретных объектах и явлениях природы в формировании бережного отношения младших школьников к природе. Без знания, как отдельных представителей живой природы, так и предметов и явлений неживой невозможно правильно использовать и оберегать их, правильно оценивать их роль в природе и жизни человека. С целью формирования экологических знаний младшие школьники должны систематически включаться в познавательную деятельность по решению экологических проблем [8].

В современном экологическом образовании можно выделить следующие условия формирования экологических знаний:

1. Создание мотивационной основы формирования экологических знаний младших школьников в познавательной деятельности.

Мотивация как совокупность побудителей, включающая коммуникативно-познавательную потребность субъекта на фоне общей потребности достижения, является не только одной из основных компонентов структурной организации познавательной деятельностью, но и существенной характеристикой самого субъекта этой деятельности.

2. Формирование экологических знаний младших школьников в ходе теоретической и практической познавательной деятельности.

Данное условие опирается на мобилизацию и активизацию внутренних резервов учащихся, на максимальное погружение их в работу с экологической информацией, сознательное и целенаправленное извлечение и генерирование на её основе субъективно новых экологических знаний. Основой данного условия является сотворчество учителя и школьника.

3. Совершенствование экологических знаний младших школьников в ходе осуществления реальных исследований экологической ситуации своей местности.

Вышеуказанное условие должно реализовываться наглядно: походы, экскурсии и т. д. Совершенствование экологических знаний младших школьников стимулирует самостоятельную познавательную деятельность по исследованию экологической ситуации своего района, города, края.

4. Использование творческих заданий экологического содержания.

Для этого младшим школьникам помогают уже имеющиеся знания. На основе старых знаний формируются новые знания. Творческие задания на занятиях помогают на основе старых знаний или полученных на формировать и закреплять экологические знания.

5. Формирование экологических знаний на межпредметной основе. Это обусловлено тем, что на уроках дети получают определенные знания, а на других уроках эти знания закрепляются, что успешно влияет на формирование экологических знаний [9].

6. Установление связи содержания внеклассной работы и уроков окружающего мира. Это условие способствует более глубокому осмыслению пройденного материала. Сначала экологические знания формируются и закрепляются на уроках, затем аналогичная по содержанию работа проводится во внеурочной деятельности.

Знания о единстве природы, взаимосвязях природных объектов и явлений подводят учащихся к выводу о необходимости поддерживать природные взаимосвязи, не разрушать их. В образовательном стандарте определена та сумма знаний, которыми должны овладеть учащиеся начальной школы по окончании изучения курса Окружающего мира.

Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основу систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными [7].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: