Методика формирования экологических знаний у учащихся младшего школьного возраста

По мнению многих авторов (Виноградова Н.Ф., Симонова Л.П., Плешаков А.А.), экологические знания являются основой для формирования у младших школьников ответственного отношения к природе, формируют качества личности, являются источником склонностей и интересов детей, способствуют умственному развитию.

Выявим содержание понятия «экологические знания».

Под экологическими знаниями А.П. Пахомов понимает «знания о взаимосвязи растений и животных со средой обитания; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и т.д.».

Рассмотрим систему экологических знаний, разработанную такими учёными, как И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, и педагогами - А.Е. Тихоновой, Л.П. Салеевой: [9].

а) знания о предметах и явлениях природы, их свойствах и многообразии, о связях между ними, то есть весь комплекс знаний об окружающий среде, обо всём, что окружает человека, что составляет понятие «природа»;

б) экологические знания о биологических системах (лес, луг, водоём и другие), о взаимоотношениях организмов со средой их обитания, о приспособлениях к ней, взаимоотношениях организмов друг с другом и человеком;

в) знания о ценности, значимости изучаемых объектов в жизни природы и человека; [7].

г) знания о труде людей по использованию природных богатств;

д) знания об объектах охраны;

е) знания о мотивах охраны растений и животных;

ж) знания о мерах охраны природы. (8,35)

Содержание экологических знаний определено в государственном образовательном стандарте «Экология».

Анализ стандарта (образовательная область - Экология) показывает, что младшие школьники получают экологические знания по четырем содержательным линиям:

1) Биосфера - глобальная экосистема;

2) Экосистемы элементарные;

3) Человек и человечество в экосистемах Земли;

4) Методы исследования экологических взаимодействий.

Так, изучив материал первой содержательной линии, учащиеся получают знания о планете Земля, как большом доме, доме всего человечества; о Солнце - источнике жизни на Земле; об основных группах живых организмов и умении их приспосабливаться к условиям существования; о влиянии деятельности человека на условия жизни живых организмов [9].

Вторая содержательная линия раскрывает знания о жизнедеятельности и взаимодействии живых организмов в естественной природе, в конкретных местах обитания -- в природных сообществах (в лесу, на лугу, в пресных водоемах), в искусственных сообществах (в поле, в саду, в огороде). Изучая эту содержательную линию, младший школьник получает знания о разнообразии живых организмов в экосистемах (природных сообществах) своей местности, связях между ними; об основных средах обитания живых организмов; о значении тепла, света, воздуха, почвы для живых существ; о значении домашних животных и культурных растений в жизни человека, об условиях их выращивания и необходимости ухода; об основных растениях поля, сада, огорода и видах домашних животных; об организмах, приносящих вред хозяйству человека и некоторых мерах борьбы с ними[7].

Третья содержательная линия дает знания о жизнедеятельности и здоровье человека, связях жизнедеятельности и здоровья с окружающей средой, ее состоянием; непрерывной связи природы с развитием человечества, создающего «вторую природу» - искусственную среду обитания, которая вместе с природой образует единую окружающую человека среду. В данном случае учащиеся получают знания о биосоциальной сущности человека, связи человека с окружающей природной и социокультурной средой; об условиях, влияющих на сохранение здоровья и жизни человека, разносторонних связях людей с окружающей средой; о позитивном и негативном влиянии человека в природе, необходимости сохранения благоприятной окружающей среды.

Благодаря четвертой содержательной линии учащиеся знакомятся с методикой проведения наблюдений, опытов, учатся оформлять результаты.

Таким образом, проанализировав содержательные линии, можно сделать вывод, что экологические знания - это знания о разнообразии живых организмов планеты Земля, об условиях жизни, о приспособленности живых организмов к условиям существования, о естественных и искусственных сообществах; знания об условиях жизни человека и связи с окружающей средой.

Формирование экологических знаний сложный процесс и для этого используются различные формы и методы. Как правило, в работе по экологическому образованию младших школьников используются формы - уроки, экскурсии, утренники, праздники, КВНы, викторины; методы - наблюдения объектов в природе и в классе, беседы, решение экологических задач, анализ экологических ситуаций и др. [7].

По мнению методистов Л.Б. Прокофьевой, А.Н. Усовой, Л.В. Соколовой, Т.С. Денисовой, В.П. Горощенко основная организационная форма при формировании экологических знаний - это урок, так как именно он позволяет учителю, применяя систему различных методов и приемов, планомерно и последовательно работать над усвоением данных знаний.

По мнению педагога Колесниковой Г.И., «экскурсии в природу - классическая форма изучения окружающей среды». Ведущий метод получения знаний на экскурсиях - наблюдение. Именно наблюдение позволяет формировать у ребенка полное и четкое представление об объектах природы, выявлять связи, существующие между ними, что имеет огромное значение для экологического образования. Через наблюдение объектов и явлений в природе или на уроке в классе у младших школьников формируются представления об этих явлениях и объектах, первичные знания о них. Учителю начальной школы необходимо направлять процесс наблюдения за объектами и явлениями, для того чтобы у младших школьников правильно формировались экологические знания.

Л.П. Симонова для эффективного формирования у младших школьников экологических знаний в процессе проведения экскурсий предполагает заслушивание стихотворений, выполнение детьми экологических заданий.

По мнению Сулеймановой Ф.А, Стрижовой Е.В., для формирования у учащихся экологических знаний эффективно проведение «учебной экологической тропы - это маршрут в парке, лесопарке и т.д., который пролагается так, чтобы на нём были места и естественной природы и антропогенный ландшафт. Он позволяет сравнивать естественную и искусственную среду, учить детей оценивать характер деятельности человека в природе». Благодаря проведению учебной экологической тропы у учащихся формируются знания о разнообразии живых организмов, о естественных и искусственных сообществах, о связи человека с окружающей средой [8].

По мнению Л.И. Буровой, при формировании экологических знаний у учащихся начальной школы важное место отводится проведению экологической практики, т.к. она предполагает закрепление экологических знаний об окружающей среде и практическое применение их на практике. При этом у учащихся формируются знания о разнообразии живых организмов, о связях между ними, условиях их жизни и приспособленности к условиям существования, о влиянии человека на окружающую среду.

По мнению А.А. Плешакова, беседы экологического содержания на уроках актуализируют знания детей, расширяют и углубляют их, выявляют новые грани взаимодействия человека и природы. Во время бесед создаётся необходимая обстановка для получения экологических знаний, учащиеся воспринимают новый материал, осмысливают его, делают обобщения, закрепляют и совершенствуют приобретённые знания. Практические работы на уроках включают решение экологических задач, разбор экологических ситуаций, моделирование экологических связей. Данная работа предполагает закрепление, совершенствование и применение экологических знаний учащимися.

Игровая деятельность широко применяется на уроках и во внеклассной работе. По мнению Л.П. Симоновой, «экологические игры рассматриваются как форма экологического образования, основанная на развёртывании игровой деятельности учащихся, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности». Игры, используемые для решения задач экологического образования, очень разнообразны, например: дидактические, творческие, ролевые, деловые, игры - соревнования, имитационные и другие. Использование дидактических игр, по мнению автора, способствует тому, что дети быстрее усваивают экологические знания, применяют эти знания в игровой деятельности. При их использовании у учащихся формируются знания о разнообразии живых организмов ближайшего природного окружения и местах их обитания, о способах деятельности человека в природе [9].

И.В. Цветкова предполагает использовать экологические проекты, которые «являются методом практического, целенаправленного действия, открывающего возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка по воздействию с окружающим миром». Применение данного метода помогает учащимся в закреплении, совершенствовании и проверке приобретённых экологических знаний [7].

К внеклассным формам экологического образования относят праздники - совокупность разных развлекательных мероприятий. В процессе проведения праздников у младших школьников стимулируется мотивация и интерес в получении экологических знаний, также происходит закрепление и применение полученных знаний.

Таким образом, процесс формирования у учащихся начальных классов экологических знаний длительный и многоплановый. Различные виды деятельности школьников в природе являются необходимым и обязательным условием осуществления экологического образования в начальной школе.

Резюмируя сказанное, отметим:

1. Экологическое образование - это «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью».

2. Экологические знания - это знания о разнообразии живых организмов планеты Земля, об условиях жизни, о приспособленности живых организмов к условиям существования, о естественных и искусственных сообществах; знания об условиях жизни человека и связи с окружающей средой [7].

3. Формирование экологических знаний - это сложный процесс и для этого используются различные формы и методы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: