Психолого-педагогические и речевые особенности развития детей с общим недоразвитием речи

В современной логопедии термин «недоразвитие речи» используется для обозначения качественно более низкого уровня сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.

Недоразвитие речи, как отмечает А. Н. Корнев, «не является самостоятельной нозологической единицей в медицинском смысле этого понятия, целостным однородным расстройством с единым патогенезом и механизмами. Обычно это совокупность нескольких синдромов, которые отличаются по механизмам» [14].

Исследователь Е.Ф. Соботович в своих научных трудах отмечала: «Под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимают такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой стороне речи» [26, c. 27].

Понятие общего недоразвития речи базируется на прогрессивной мысли о возможности единого педагогического подхода к разнородным по своей этиологии выявлениям недоразвитости речи у детей, исходя из конкретного состояния языкового развития ребенка.

Как отмечает А.М. Шахнарович: «ОНР может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии – в тех случаях, когда выявляется одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя и фонетико-фонематического развития» [33, c. 25].

У детей, имеющих нарушение интеллекта, слуха, зрения, недоразвитие речи имеет вторичный характер, или выступает как второй самостоятельный дефект (например, у детей с интеллектуальной недостаточностью и алалией).

Впервые теоретическое обоснование ОНР было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, которые были проведены профессором Р. Е. Левиной и сотрудниками НИИ дефектологии Г. А. Каше, Л. Ф. Спировой и другими в 50-60 годах прошлого столетия.

Исследователь Т. Б. Филичева под общим недоразвитием речи (ОНР) понимают речевую патологию, при которой отмечается стойкое отставание всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики [30].

Понятие общего недоразвития речи А. Н. Корнев базируется на прогрессивной мысли о возможности единого педагогического подхода к разнородным по своей этиологии выявлениям недоразвитости речи у детей, исходя из конкретного состояния языкового развития ребенка [14].

В трудах Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой, Т. В. Чиркина подчеркивается: «характерным признаком группы детей с ОНР являются значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом (моторная, сенсорная алалия, афазия, дизартрия, задержка психического развития и др.)» [30].

Нарушения речевого развития наблюдаются у детей с различными психофизическими недостатками. Негативное влияние на развитие их речи имеют поражения корковых гностических и моторных зон, зрительной, слуховой функций, интеллектуальные нарушения, неблагоприятные условия жизни и воспитания детей

Для разработки классификации нарушений речевого развития важными оказались принципы анализа структуры дефекта, разработанные                   Л. С. Выготским: выделение первичного дефекта; установление характера вторичных отклонений; изучение происхождения симптомов, которые наблюдаются; классификация симптомов с учетом ведущих факторов: времени возникновения первичного дефекта, степени его выраженности, условий воспитания и совокупности социальных факторов, в которых протекает развитие ребенка [7].

Такой подход к анализу структуры дефекта позволил провести дифференциацию отклонений речевого развития у различных категорий детей с психофизическими недостатками. Доказано, у детей, имеющих нарушение интеллекта, слуха, зрения недоразвития речи носит вторичный характер, или выступает как второй первичный дефект (например, у детей с олигофренией и алалией, олигофренией и дизартрией и т. п.). В других случаях нарушение речевого развития является первичным дефектом и наблюдаются у детей с различными нарушениями речи [1].

Недоразвитие речи у детей с различными аномалиями развития изучается в связи с основным ведущим дефектом.

Теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформировано на основе многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста А. Р. Лурия, Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова [17; 19; 20; 22].

Отклонения в формировании речи рассматривались как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций.

Системный анализ речевых нарушений позволил решить вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния сформированности компонентов речевой системы.

В современной логопедии понятие «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимают различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и интеллектом наблюдаются отклонения в формировании речевой деятельности (деятельности усвоения и использования языка), нарушенное усвоение всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороны речи [8].

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, или выступать как самостоятельное нарушение.

В этиологии ОНР выделяются различные факторы биологического и социального характера. К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и ребенка по резус-фактору или групповой принадлежности, патология натального периода, постнатальные заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка [13].

Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, связанное с психической депривацией в сензитивные периоды развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного взаимодействия различных факторов, например, отягощенной наследственности, органической недостаточности ЦНС, неблагоприятного социального окружения.

Наиболее сложным и стойким вариантом считается ОНР, обусловленное ранним органическим поражением мозга (лобных, височных, теменно-затылочных участков доминантного полушария).

По клиническим видам В.П. Глухов выделяет три группы детей из ОНР:

I группа – легкий вариант ОНР, характеризующийся наличием только признаков общего недоразвитием речи. У детей с этим вариантом ОНР не выявляется локальных поражений ЦНС. В анамнезе этих детей чаще всего отсутствуют указания на патологическое протекание беременности и родов у матери, лишь иногда наблюдается не резко выраженный токсикоз второй половины беременности, непродолжительная асфиксия. В постнатальном периоде у этих детей может отмечаться соматическая ослабленность, частые инфекционные и простудные заболевания [9].

С психологической точки зрения у этих детей отмечается общая эмоционально-волевая незрелость, несформированность регуляции произвольной деятельности, недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, трудности динамической организации движений.

II группа – отягощенный вариант ОНР центрально-органического генеза. У детей этой группы ОНР характеризуется более сложной симптоматикой и патогенезом [9].

Нарушение речевого развития сопровождается неврологической и психопатологической симптоматикой. Выраженная неврологическая симптоматика у этих детей свидетельствует не только о незрелости ЦНС, но и о грубом поражения соответствующих мозговых структур.

В целом для детей II группы характерна недостаточность гнозиса, праксиса. Незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется у этих детей в эмоциональной лабильности, в этажности эмоций, недостаточности волевых процессов. В школьном возрасте наряду с нарушениями чтения и письма (дислексия, дисграфия) наблюдаются трудности в овладении понятием числа, порядковым счетом, вычислительными операциями.

К III группе детей с ОНР относятся дети с алалией.

На сегодня этиология алалии сопровождается поражением речевых зон как левого, так и правого полушарий. У детей с моторной алалией имеют место сложные дизонтогенетически-энцефалопатические нарушения. Клинические и энцелографические исследования показывают, что у детей с моторной алалией имеют место не только локальные поражения коры головного мозга, но и поражения подкорковых структур мозга [11].

Надо отметить, что несмотря на вариативность клинических характеристик детей с ОНР, общим для них является системное недоразвитие речи. При этом особенно сложным и устойчивым является нарушение формирования лексики и грамматического строя речи.

Речевые нарушения у данной категории детей обусловлены несформированностью или расстройством на ранних этапах онтогенеза собственно речевых психологических и физиологических механизмов при первично сохраненном слухе и интеллекте. Речь появляется в 3-4, а иногда и после 5 лет [11].

Таким образом, можно выделить характерные отклонения в формировании каждой стороны речи у детей с ОНР. Отклонения в формировании звуковой системы речи проявляются в несформированности звуковых образов слов, составляющего строения, всех фонематических процессов.

Отклонения в формировании словаря проявляются в недостаточном усвоении значений слов, бедности, ограниченности активного словаря, непропорциональной представленности в словаре детей различных частей речи, замене одних слов другими, недостаточности в словаре производных слов, трудностях актуализации хорошо знакомых по значению слов.

Отклонения в формировании грамматического строя проявляются в недостаточном усвоении значения грамматических форм, неправильном использовании грамматических форм в собственной речи (все слова могут использоваться в нулевых формах, или одни окончания заменяются другими).

Детям с ОНР свойственны специфические отклонения в усвоении синтаксиса: не усваивается структура предложения, слова не объединяются в предложения, часто пропускаются главные или второстепенные члены предложения, наблюдается искажение предложений по содержанию, ограниченность, бедность синтаксических конструкций, недостаточная сформированность синтаксических операций, неспособность расширить, или сузить предложение.

Все перечисленные недостатки в формировании фонетико-фонематической, лексической и грамматической системы речи свидетельствуют о системное нарушение речи и являются характерными для детей с ОНР [6].

Надо отметить, что неполноценная речевая деятельность негативно влияет на формирование интеллектуальной, сенсорной, аферентно-волевой сфер у детей с ОНР. Это объясняется взаимосвязью речевых нарушений с другими сторонами психического развития.

Для большинства детей с ОНР характерно замедленное развитие моторной деятельности. Двигательная недостаточность проявляется в:

· неуверенности при выполнении отдельных движений; снижении скорости;

· общей неуклюжести;

· дискоординации при выполнении сложных движений, затруднениях при выполнении серии движений;

· значительных трудностях при выполнении действий по словесной инструкции;

· воспроизведении последовательности элементов движений.

Детям присущи определенные особенности в формировании мелкой моторики, проявляющиеся в недостаточной координации пальцев кисти руки. Доказано, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Детям с ОНР присущи повторение движений, остановка на каком-то одном движении, медленный темп, дряблость движений.

Дети не могут воспроизвести предложенные движения пальцами рук (например, поднять 2 и 5 палец на правой и левой руке, сложить пальцы в кольцо при выполнении кинестетических упражнений), не в состоянии работать ножницами, не овладевают в достаточной мере навыками изобразительной деятельности [3].

Таким образом, у детей с ОНР наблюдается достаточно низкий уровень развития основных свойств внимания: недостаточная устойчивость, диффузность, ограниченность возможностей распределения внимания. Смысловая, логическая память у детей относительно сохранена, но отмечается снижение вербальной памяти, продуктивности запоминания. Детям трудно запоминать сложные, многоступенчатые инструкции. Они не могут воспроизвести задачи в определенной последовательности, забывают, «теряют» элементы задач. В некоторых случаях это приводит к ограничению возможностей развития познавательной деятельности.

Выводы по главе 1

 

Проблема формирования активного словаря у детей с общим недоразвитием речи широко освещена в трудах С.А. Васильевой,                         В.А. Ковшикова, Л.В. Лопатиной, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой,                     Е.Ф. Соботович, Л.Б. Халиловой и др.

Речевое развитие ребенка является одним из основных факторов становления личности в дошкольном возрасте. Степень развития этой сферы определяет уровень сформированности познавательных и социальных мотивов ребенка, потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, которые являются базисом личностной культуры. В связи с этим формирование активного словаря у детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.  

Под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимают такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой стороне речи. Недоразвитие речи имеет различное происхождение и соответственно различную структуру аномальных проявлений. Но у всех детей с ОНР есть типичные отклонения, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Они обусловлены несформированностью или расстройством на ранних этапах онтогенеза собственно речевых психологических и физиологических механизмов при первично сохраненном интеллекте.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: