Направление 3. Обогащение словаря синонимов

Обогащение словаря синонимов на уровне имен существительных

Задание 1. Игра «Подбери слово» (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)

Содержание: Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово – «приятель» к названному, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду. Если слово подобрано верно, ребёнок делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто быстрее подойдёт к условной линии, на которой находится логопед. Этот ребёнок продолжает игру придумывая свои слова. Друг - (товарищ, приятель); дом - (здание, жилище); дорога - (путь, шоссе); солдат - (боец, воин); труд - (работа); мудрость - (ум).

Задание 2. Игра с мячом «Скажи по-другому».

Содержание: Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать синоним к названному, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду. Слова-стимулы: холод, пауза, несчастье, сильный дождь, враг, грусть, забота, сырость.

Обогащение словаря синонимов на уровне глаголов

Задание 1. Игра «Как сказать?» (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)

Содержание: Как сказать, если листья опадают с деревьев? (Опускаются, падают, валятся.) Как сказать, если что - то или кто - то движется по кругу? (Кружится, вьётся, вращается, вертится, крутится.)

Задание 2. Игра «Подбери слово» (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)

Содержание: Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово – «приятель» к названному, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду. Если слово подобрано верно, ребёнок делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто быстрее подойдёт к условной линии, на которой находится логопед. Этот ребёнок продолжает игру придумывая свои слова. Бежать - (мчаться, нестись); смотреть - (глядеть); трудится - (работать); печалиться - (грустить).

Обогащение словаря синонимов на уровне имен прилагательных

Задание 1. Игра «Как сказать?» (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)

Содержание: Как сказать о плохой погоде? (Пасмурная, облачная, дождливая, холодная.). Как сказать о вещи, которой много лет (старая, изношенная, старинная, древняя). Как сказать, если вещь очень быстро движется? Какая она (быстрая, скорая, стремительная, быстроходная). Как сказать, если вещь нравится по внешнему виду? (красивая, прекрасная, очаровательная, великолепная)

Задание 2. Игра «Подбери слово» (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.).

Содержание: Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово – «приятель» к названному, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду. Если слово подобрано верно, ребёнок делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто быстрее подойдёт к условной линии, на которой находится логопед. Этот ребёнок продолжает игру придумывая свои слова. Смелый - (храбрый); алый - (красный, багряный).

Оборудование: мяч.

Задание 3. Игра «Солнышко» (Краузе Е.Н.).

Содержание: Логопед даёт задание: Кто ответит на вопрос, тот может прикрепить к солнышку лучик.

Подбери близкое по смыслу слово к слову «смелый».

(отважный, храбрый, решительный).

Заяц трусливый. Как можно еще сказать про него?

(боязливый, нерешительный, пугливый).

Подбери близкое по смыслу слово к слову «беседовать».

(говорить, разговаривать).

Оборудование: солнышко, лучики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: