Направление 1. Развитие словаря обобщающих слов

Развитие словаря обобщающих слов на уровне имен существительных

Задание 1. «Назови одним словом». (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)

Содержание: Назвать обобщающее слово по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, обозначаемый этим словом.

Например:

Как назвать одним словом то, что растет на грядке в огороде, используется в пище? (Овощи) Как назвать одним словом то, что растет на деревьях в саду, очень вкусные и сладкие? (Фрукты) Как назвать одним словом то, что мы надеваем на тело, на голову, на ноги? (Одежда)

Задание 2. «Что общего?» (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)

Содержание: Объяснить, что общего у предметов.

Например:

У двух предметов: огурец, помидор (овощи), ромашка, тюльпан (цветы), слон, муравей (животные), комар, жук (насекомые).

Развитие словаря обобщающих слов на уровне глаголов

Задание 1. «Что общего?» (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)

Содержание: Объяснить, что общего у предметов.

Например:

Что общего делают: чайка и самолет (летают), заяц и кенгуру (прыгают), рыба и черепаха (плавают), школьник и студент (учатся), солнце и лампочка (светят), цветы и духи (пахнут).

Задание 2. «Найди сходство»

Содержание: Найти и назвать общие действия у нарисованных предметов.

Например: свеча и огонь (горят), волк и собака (воют), поезд и автобус (ездят), мальчик, открывающий дверь и мальчик открывающий крышку (открывают), самолет и бабочка (летают).

Оборудование: предметные картинки.

Развитие словаря обобщающих слов на уровне имен прилагательных

Задание 1. «Что общего?» (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)

Содержание: Объяснить, что общего у предметов.

Например:

У двух предметов: репа и цыпленок (желтые), клубника и роза (красные), сахар и шоколад (сладкие), лимон и апельсин (кислые), жираф и баобаб (высокие).

Задание 2. «Найди сходство»

Содержание: Найти и назвать общие черты у нарисованных предметов.

Например:

На картинках: роза и еж (колючие), облака и вата (белые), банан, кукуруза и солнце (желтые), дождь и мокрый плащ (мокрые), шуба и огонь (теплые)

Оборудование: предметные картинки.

Направление 2. Обогащение словаря антонимов

Обогащение словаря антонимов на уровне имен существительных

Задание 1. Слова – «неприятели»[37] (Коноваленко В.В. Коноваленко С.В.)

Содержание: к данным словам придумать слова – «неприятели».

Слова-стимулы: день, утро, восход, лето, зима, добро, друг, грязь, жара, мир, правда, радость, вдох, выдох, польза, грязь.

Задание 2. «Найди отличие».

Содержание: Объяснить, в чем отличие у предметов.

Например:

На картинках: жара – мороз (зимний день и летний день), вверх – низ (гора - обвал), чистота – грязь (чистая и грязная посуда), закат – восход.

Обогащение словаря антонимов на уровне глаголов

Задание 1. Слова - «неприятели» (Коноваленко В.В. Коноваленко С.В.)

Содержание: к данным словам придумать слова – «неприятели».

Слова-стимулы: войти, говорить, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, ложиться, одеваться, мириться, опускать, помогать, смеяться, закрывать, включать.

Задание 2. Игра с мячом «Скажи наоборот» (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)

Содержание: логопед называет слова и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.

Одеть - (раздеть),

Поднять - (опустить),

Бросить - (поймать),

Спрятать - (найти),

Положить - (убрать).

Задание 3. Игра с мячом «Скажи наоборот»[38] (Седых Н.А.)

Содержание: Дети стоят в шеренге лицом к логопеду. Он произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (слово – «неприятель») к заданному слову и вернуть его ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится логопед. Этот ребенок продолжает игру, придумывая свои слова.

Речевой материал: входить - …; включать - …; строить - …; засыпать - …; хвалить - …; говорить - …; начинать - …; встречать -.; поднимать - …

Обогащение словаря антонимов на уровне имен прилагательных

Задание 1. Слова - «неприятели» (Коноваленко В.В. Коноваленко С.В.)

Содержание: к данным словам придумать слова – «неприятели».

Слова-стимулы: больной, белый, высокий, веселый, темный, горький, добрый, здоровый, новый, молодой, острый, толстый.

Задание 2. Игра «Закончи предложение»[39] (Краузе Е.Н.)

Содержание: Детям предлагается закончить предложение.

Слон большой, а комар.

Камень тяжелый, а пушинка.

Золушка добрая, а мачеха.

Сахар сладкий, а горчица.

Дерево высокое, а куст.

Дедушка старый, а внук.

Суп горячий, а компот.

Сажа черная, а снег.

Лев смелый, а заяц.

Задание 3. Игра «Сравни!»[40] (Краузе Е.Н.)

Содержание: Детям предлагается сравнить:

По вкусу: горчицу и мед.

По цвету: снег и сажу.

По высоте: дерево и цветок.

По толщине: канат и нитку.

По ширине: дорогу и тропинку.

По возрасту: юношу и старика.

По весу: гирю и пушинку.

По размеру: дом и шалаш.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: