Рис.1 Спирограмма (ДО – дыхательный объем)

     Бронхофонография – неинвазивный метод регистрации акустических шумов с рождения. Запись бронхофонограммы осуществляется в спокойном состоянии, не ранее, чем через 1 час после еды. Для записи и регистрации дыхательных шумов используется специальный чувствительный датчик, соединенный с лицевой маской. Запись дыхания проводили через маску в течение 5 с, датчик при этом был направлен к носу ребенка. Производится определение акустической работы дыхания (АРД), выраженной в нДж, а также путем вычисления относительного коэффициента (К) в соответствующих частотных диапазонах.

     Акустический эквивалент работы дыхания (АРД) –интегральная характеристика энергетических затрат бронхолегочной системы на возбуждение акустического сигнала (площадь под кривой БФГ во временной области), коэффициент К – тот же показатель в относительных единицах.

     Частотные характеристики бронхофонограмм определяли в диапазоне от 0,2 до 12,6 кГц, разделенном на ряд диапазонов, каждый из которых соответствует определенному участку дыхательных путей. Базовый диапазон дыхания сканировали на частоте до 1200 Гц (АРД0); общий диапазон (АРД1 и К1) характеризует весь спектр дыхательных шумов на частоте 1,2–12,6 кГц, соответствует прохождению воздушного потока от верхних дыхательных путей до бронхиол; низкочастотный диапазон (АРД3 и К3 соответственно) включает в себя частоту 1,2–5,0 кГц, в данном диапазоне регистрируются шумы верхних дыхательных путей, гортани, трахеи, крупных бронхов. Основное диагностическое значение имеет высокочастотный спектр с частотой 5,0–12,6 кГц (АРД2 и К2), который характеризует проходимость нижних дыхательных путей, вплоть до мелких бронхиол. Увеличение акустической работы дыхания и коэффициента К в данном частотном диапазоне свидетельствует о нарушении бронхиальной проходимости – бронхообструкции.

Вопросы для самоподготовки.

Особенности внешнего дыхания у детей разного возраста.

Методика обследования органов дыхания у детей старше 3 лет.

Методы исследования показателей внешнего дыхания.

Методика проведения занятия.

1. Перечень практических навыков:

Оценить общее состояние ребенка разного возраста.

Определить частоту дыхания, пульса, их соотношение.

Провести осмотр, обратив внимание на форму грудной клетки, равномерность ее
участия в акте дыхания, определить тип дыхания (грудной, брюшной, смешанный).

Провести пальпацию  грудной клетки, определить ее ригидность, голосовое дрожание

Провести перкуссию сравнительную.

Провести топографическую перкуссию грудной клетки для определения границ легких. Определить высоту стояния верхушек легких и ширину полей Кренига. Определить подвижность нижнего края легких.

Провести аускультацию легких, обратив внимание на характер дыхания, наличие патологических шумов, бронхофонию.

Определить проекцию долей и сегментов на грудную клетку.

2. Оснащение занятия.

- микротаблицы: «Схема сегментарного строения легких», «Границы легких у детей», «Частота дыхательных движений детей разного возраста».

 3. Курация детей в отделениях КДКБ.


Список рекомендуемой литературы

Обязательная литература

Здоровый ребенок: учебное пособие. 1 часть / Б.И.Кузник и [и др.]. – Чита: РИЦ ЧГМА, 2012. – 160 с.

Пропедевтика детских болезней: учебник/ под ред. Р. Р. Кильдияровой, В. И. Макаровой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 680 с.

Дополнительная литература

Кильдиярова Р.Р. Педиатру на каждый день: справочник / Р.Р. Кильдиярова. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 160 с.

Пропедевтика детских болезней: учебник / Под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 464 с.

Детские болезни. Учебник для врачей – педиатров /под ред. В.А. Щербак. – Чита: экспресс – издательство, 2008. – 800 с.

9. Контроль знаний: ситуационные задачи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: