Методическая разработка учебного занятия №9

(для студентов)

1. Тема: Семиотика поражения органов дыхания у детей.

В основу положены ПК-1, ПК-5, ПК-16, ПК-17, ПК-18.

2. Учебная цель: Студенты должны овладеть навыками диагностики семиотики поражения органов дыхания у детей.

3. Значение темы:

    Закончив изучение данной темы, студенты должны знать:

Жалобы при поражении органов дыхания у детей раннего и старшего возраста

Семиотику кашля у детей

Виды и причины одышки

Причины деформации грудной клетки

Причины изменения перкуторного звука: укорочение, тупость, тимпанит

Причины изменения дыхания: жесткое, бронхиальное, ослабленное, амфорическое

Характеристику хрипов, их происхождение; характеристику шума трения плевры.

Студенты должны уметь:

Собрать анамнез

Провести осмотр больного ребенка

Выявить изменения при осмотре, пальпации, перкуссии, аускультации у детей разного возраста

4. Исходный уровень:

1. Базовые знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

- в цикле гуманитарных дисциплин: биоэтика, психология и педагогика;

-в цикле естественно – научных дисциплин: анатомия, гистология, физиология, патологическая физиология;

- в цикле профессиональных дисциплин: пропедевтика внутренних болезней, основы формирования здоровья, пропедевтика детских болезней.

Базовые знания студентов включают:

- публичную речь и письменное аргументированное изложение собственной точки зрения;

- знание и соблюдение этики и деонтологии, моральные права пациентов;

- знания психологии в процессе выстраивания взаимоотношений с детьми и подростками, их родителями, с коллегами;

- обучение пациентов правилам и способам ведения здорового образа жизни;

- анатомо-физиологические, морфологические, функциональные особенности ряда органов и систем у детей разного возраста

 Базовые знания, полученные при изучении анатомо-физиологических особенностей ребенка:

· Влияние факторов внешней среды на органогенез бронхиального дерева и легких. Особенности дыхательного центра у новорожденных детей.

· Механизм первого вдоха.

· Анатомические особенности строения верхних дыхательных путей и как они проявляются у детей раннего возраста.

· Морфологические особенности трахеи, бронхов у детей раннего возраста и их значение. Анатомические особенности строения легочной ткани у детей разных периодов. Механизм нарастания массы легких и процесс дифференцировки ацинуса в процессе роста. Сегментарное строение легких.

· Особенности строения грудной клетки ребенка и их значение в дыхании. Понятие о пуэрильном дыхании, его отличие от везикулярного, сроки появления и перехода в везикулярное.

- оценка физического и нервно-психического развития детей разного возраста;  

- латинской терминологии органов и систем у детей.

2. Тестовый контроль анатомо-физиологические особенности дыхательной системы (тесты исходного уровня приложение).

5. Краткое изложение материала:

Исследование органов дыхания обычно начинают с расспроса матери или ребенка, который проводят в определенной последовательно­сти.

Наиболее характерными жалобами являются:

1. насморк

2. осиплость голоса

3. деформация грудной клетки

4. кашель

5. одышка

6. стридор

7. повышение температуры

8. слабость, вялость, снижение аппетита

9. цианоз

10. боли в грудной клетке при дыхании

11. задержка физического развития или дефицит массы тела

Насморк

При опросе, прежде всего, необходимо выяснить характер насморка. Серозные или слизисто-серозные выделения отмечаются при острых ринитах. Длительно сохраняющееся слизистое отделяемое может свидетельствовать об аллергическом поражении слизистой полости носа. Сукровичные выделения из носа встречаются при дифтерии носа или инородном теле носа.

Аденоиды

Заложенность носа, длительный насморк, периодически с отделением большого количества гнойного содержимого является признаком обострения аденоидита. Дети с гипертрофией аденоидов, как правило, имеют характерный габитус: одутловатое, бледное лицо, приоткрытый рот. При опросе выявление храп в ночное время. Дети с данной патологией рассеяны, невнимательны, у них снижена память, нередко выявляется сопутствующая патология в виде энуреза.

Носовые кровотечения 

Носовые кровотечения наблюдаются при геморрагических диате­зах, лейкозах, гипопластических анемиях, полипах носа, ревматизме, при осо­бенностях строения сосудистого сплетения носа (locus Kisselbachi).

Гипертрофия небных миндалин

У ряда детей при осмотре выявляется гипертрофия небных миндалин, нередко до 2-3 степени. Миндалины при этом значительно выступают из-за небных дужек, они рыхлые, могут быть отечны. Такая картина характерна для частоболеющих детей, может сопровождаться гранулезными изменениями, гиперемией задней стеники глотки.

Фарингит - катаральная ангина при осмотре зева проявляется его гиперемией, отечностью дужек, набуханием и разрыхлением миндалин.

При фолликулярной ангине на фоне гиперемии миндалин на их поверхности видны точечные или небольших размеров наложения, обычно белого цвета. При дифтерии зева на мин­далинах обычно имеется грязно-серого цвета налет при умеренно выражен­ной гиперемии. При снятии налета отмечается кровоточивость слизистой оболочки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: