Методика «определение предпочитаемого типа профессий»

Эта методика, основанная на изучении самооценки школьниками интереса к различным профессиям, позволяет выявлять тот ее тип, которому данный конкретный ученик отдает свое личное предпочтение. В настоящее время в целях проведения профориентационной работы условно выделяют пять основных видов профессий (по признаку отношения человека к различным объектам окружающего мира):

 1) человек-техника (токарь, водитель, слесарь,..);

 2) человек-природа (агроном, садовник, биолог…);

 3) человек-знаковая система (программист, чертежник, корректор…);

 4) человек-художественный образ (художник, модельер, маляр, гравер..);

 5) человек-человек (учитель, воспитатель, врач, продавец…).

Для диагностики доминирующего профессионального интереса учащимся предлагается таблица, разлинованная на 25 квадратов, в каждой из которых вписаны названия профессий, относящихся к одному из указанных пяти типов. Сначала дети выбирают наиболее предпочитаемую профессию в каждом квадратике и вписывают ее в соответствующий квадрат в бланке ответов. Затем учащимся предполагается оценить выбранные профессии в каждом вертикальном и горизонтальном столбцах по пятибалльной шкале: 5-наибоее привлекательная профессия, 4-менее привлекательная, 3- еще менее привлекательная и т.д.

При обработке данных все баллы (отдельно по каждому типу профессий) суммируются и на основе этого показателя определяется предпочитаемый учеником тип профессий.

Для того, чтобы определить сумму баллов по каждому типу профессий необходимо воспользоваться «ключом»: профессии типа человек-техника расположены в квадратах 1б, 2а, 3д, 4г, 5в; человек-природа в квадратах 1в, 2б, 3а, 4д, 5г; человек - знаковая система в квадратах 1г, 2в, 3б, 4а, 5д; человек -художественный образ в квадратах 1д, 2г, 3в, 4б, 5а; 

 человек-человек в квадратах 1а, 2д, 3г, 4в, 5б.

Бланк ответов к методике

«Определение предпочитаемого типа профессий»

             А                  Б                   В                  Г                   Д

1 Продавец Учитель начальных классов Экскурсовод Слесарь Радиомонтажник Крановщик Садовник Зоотехник Охотовед Чертежник Машинистка Маляр Модельер обуви Гравер
2 Токарь Автослесарь Инженер-технолог Ветеринарный Врач Животновод Микробиолог Картограф Геодезист Радиооператор Архитектор Фотограф Дизайнер Пионервожатый Учитель старших классов Библиотекарь
3 Биолог Почвовед Генетик Программист ЭВМ Телефонист Оператор почтовой связи Актер Резчик по дереву Художник-реставратор Воспитатель детского сада Медицинский работник Гид-переводчик Швея Столяр Фрезеровщик
4 Оператор счетных машин Радист Разметчик по металлу Художник Музыкант Ювелир Преподаватель техникума Журналист Культмассовик Шофер Газосварщик Машинист Агроном Биолог Кулинар
5 Модельер одежды Краснодеревщик Чеканщик Преподаватель ВУЗа Врач Корреспондент Инженер-строитель Электромонтажник Слесарь-техник Лесник Пчеловод Кроликовод Статистик Наборщик типографии Экономист-математик

 

 


 Литература

1 Александровская Э.М. и др. Психологическое сопровождение школьников: учеб.пособие для студ. Высш.пед.учеб.заведений.- М.: Издательский центр «Акадения», 2002.
2  Весна Е.Б., Киселева О.О. «Профессионально-педагогическая практика» //Учебно-методическое пособие// Москва-Воронеж, 1999.
3 Дзятковская Е.Н. Здоровьесберегающая работа образовательных учреждений. Мониторинг и диагностика. – Иркутск, 2003. – Часть 1.
4 Дзятковская Е.Н. Здоровьесберегающая работа образовательных учреждений. Мониторинг и диагностика. – Иркутск, 2003. – Часть 2.
5 Иванова В.Я Психологическая характеристика класса/пособие для классного руководителя. Ангарск, 2003.
6 Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения.- М.: ТЦ Сфера, 2003.
7 Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ. Сфера, 2002.
8 Казначеев В.П. Введение в проблемы общей валеологии // Валеология, 1999.
9 Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека.- Новосибирск: Наука,1986.
10 Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста. Иркутск.
11 Кудрина Г.Я. Методы изучения личности младшего школьника //Методическая разработка ИГПУ. Иркутск, 1999.
12 Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. М. 1993.
  Михайлова М.Ю., Муравьева М.И., Рерке В.И. Профилактика аддиктивных форм поведения среди детей и подростков//Методическое пособие. ИГПУ. Иркутск, 2006.
13 Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996.
14 Тихомирова Л.Ф. «Развитие интеллектуальных способностей школьника». Ярославль: «Академия развития»,1997.
15 Финогенко Е.И. Автореферат «Дизадаптивные состояния у студентов в зависимости от типа функциональной конституции». Иркутск.- 2004.
16 Энциклопедия психологических тестов. - М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000
17 Хаснулин В.И., Собольников В.В., Хаснулина А.В. Психосоматические ограничения временного пребывания человека в условиях северного стресса // Бюлл. СО РАМН.-1997.-№1.
18  Психология профессиональной деятельности. 2-изд./ Н. Самоукина. – СПб.: Питер, 2003.

Глоссарий

Абилитация - система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности учиться, трудиться, быть полезным членом общества.
Адаптация - приспособление строения и функций организма к условиям существования в окружающей среде. В психотерапии различают адаптацию психологическую, под которой понимают приспособление психической деятельности человека к условиям окружающей среды; социальную – приспособление человека к определенным формам социальной деятельности.
Адаптивность- способность к адаптации.
Активность личности- вид активности социальной и психической: интенсивность направленности личности на определенную деятельность.
Возрастной подход -  учёт и использование закономерностей развития личности (физических, психологических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.
Воспитательный подход - выполнение социальным работником роли учителя, консультанта, эксперта: обучение умениям, моделированию и демонстрации правильного поведения, установление обратной связи. Предполагает применение ролевых игр как метода обучения.
Дезадаптация - психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребёнка новой социальной ситуации.
Деловая игра - метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путём игры по заданным правилам.
Индивидуализация обучения - организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. И.О. осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения.
Индивидуальный подход - Осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка как биосоциального существа (конституции, темперамента, эмоциональной и когнитивной сферы, характера, способностей и склонностей, мотивов, интересов, социальных и этнокультурных особенностей)
Коррекция психологическая (психокоррекция) - понимается как деятельность по исправлению тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели. Сюда же можно отнести и психотерапию.
Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Защита психологическая - неосознаваемые психические процессы, направленные на поддержание у человека высокой оценки и создание внутреннего психологического комфорта, на устранение или снижение чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.
Обучаемость - эмперическая характеристика индивидуальных возможностей учащихся к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности в т.ч. к запоминанию учебного материала, решению задач, выполнению различных типов учебного контроля и самоконтроля.
Психопрофилатика - область медицинской психологии, задача которой предоставление специализированной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также для облегчения острых психосоматических реакций.
Социализация - процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе.
Тест - система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности.
Мониторинг в образовании - постоянное наблюдение за процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
Я-концепция - относительно устойчивая, более или менее осознанная, система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: