Тема XVI. Жизнь в Церкви ее полных, истинно крещеных членов. Два ее главных направления: постоянное свидетельство-освящение и вечное совершенствование-преображение

Господи, Боже наш, Отец наш Небесный, мы благодарим Тебя за Твою великую милость к нам, за то, что Ты собрал нас вместе, чтобы мы славили имя Твое, чтобы мы учились служить Тебе. Господи, благодарим Тебя и за то, что Ты открываешь нам Жизнь Свою, открываешь нам жизнь в Церкви, Жизнь вечную, которая уже входит в наше время и в нас и к которой мы уже стремимся приобщиться. Господи, помоги нам провести нашу встречу внимательно, чтобы Духом Твоим мы смогли научиться жизни в Церкви; помоги нам сегодня особенно внимательно отнестись к Твоему слову, ибо мы будем говорить о том, как нам жить дальше; Господи, помоги нам не отвлекаться, чтобы принести достойные плоды настоящего дня нашей жизни. Аминь.

 

ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ваша жизнь как просвещаемых, неполных членов церкви, скоро завершится и подготовка к таинству крещения, поэтому сейчас настала пора нам поговорить о жизни полных членов церкви. Эта жизнь скоро начнется, сразу после вашей «пустыни», и жить надо будет уже по-новому без дополнительных объяснений.

Однако это будет только обзорная тема, в которой вещи будут больше называться, чем объясняться, ибо нет смысла подробно объяснять то, что еще не вполне доступно вашему личному опыту. Назвать же эти вещи нужно, потому что, во-первых, все-таки что-то отчасти всем уже известно из опыта оглашения и, во-вторых, с самого начала нам нельзя упустить важнейшую цель устроения церковной жизни – достижения ее полноты.

К сожалению, в нашей церкви сейчас очень много людей, не имеющих даже понятия о полноте христианской жизни, хотя людей часто и замечательных, по-своему искренних и благочестивых. Это не вина, а беда большинства из них, это ведет их к разорванности, расколотости и индивидуализации церковной жизни, чего нам надо стараться избегать всеми силами, особенно в наше время.

Почему в названии темы сказано именно об «истинно крещеных» членах церкви? Потому что, к сожалению, кроме не знающих полноты жизни, т.е. некрещеных, в церкви, как известно, до сих пор еще очень много номинально крещеных людей, а истинно крещеных и по-христиански в благодатной полноте живущих значительно меньше.

Эти истинно крещеные и есть «верные», полные члены церкви, если они, конечно, не отпали от нее по каким-либо тяжким своим грехам. Впрочем, чтобы не впасть в крайность, вспомним здесь один из принципов духовной жизни: «уже, но еще не», из которого следует, что можно быть вполне истинно крещеным и, тем не менее, продолжать совершенствовать свое Крещение, которое, как и всякая Тайна Церкви, в нормальном случае совершается всю жизнь.

Так какова же эта жизнь? Жизнь в Церкви полных ее членов развивается одновременно в двух направлениях. В этом ее сложность. Сложность, которая к тому же связана с противоречивостью жизни одновременно и в Новом Завете, и в мирской истории, т. е. с тем, что, как мы уже говорили, сама Церковь, будучи не от мира сего, живет всегда в мире сем. И все, став полными ее членами, будут испытывать связанные с этим трудности на себе.

Итак, в духовной жизни начинающих полных членов церкви будет два направления, но главный акцент постепенно будет переноситься с первого на второе. Надо помнить об этой динамике, ибо она является свидетельством роста и укрепления в жизни Церкви каждого верного человека. Какие же это направления?

Первое – это постоянное свидетельство Духом Святым о Боге и Господе нашем Иисусе Христе и постоянное освящение (от корня «свят», а не «свет») себя и мира.

Как мы видим, здесь как бы два аспекта. С одной стороны, это свидетельство Духом Святым, постоянное духовное свидетельство о Боге и Христе Спасителе, и с другой (это второй аспект) – постоянное освящение, т. е. предание Богу, или очищение себя и мира, т. е. природы, человека и общества.

Второе направление – это устремленность к последнему, метаисторическому Завету и вечное совершенствование по образу Отца нашего Небесного в Любви и Свободе, а потому и все более полное преображение себя и мира. Такое преображение есть метаморфоза, просветление (от слова «свет») и возвышение (сублимация, конечно, не во «фрейдовском», а в духовном смысле) себя и мира, всего творения в целом.

Тут тоже два аспекта. Если в первом направлении – сначала свидетельство, проповедь, то здесь – постепенная, но полная открытость и устремленность к седьмому Завету, к Царству Божьему в Полноте Его. Если далее в первом направлении – освящение себя и мира, то здесь – постепенное, но полное преображение себя и мира, понятое как вечное совершенствование в Любви, Свободе и Свете по образу Отца Небесного. Вспомним Евангелие: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:48).

 

Теперь подробнее поговорим о том, что практически стоит за первым и вторым направлениями и что для их жизненного осуществления требуется от верных христиан.

В первом направлении от верных христиан, т.е. от полных, истинно крещеных членов церкви, прежде всего требуется следующее.

1) Личное добро. Это то добро, о котором говорится в Библии: «И увидел Бог яко добро», т.е. «что это хорошо», и то, к чему нас зовет Господь, в частности, в молитве «Отец наш»: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» – т.е. да будет, да откроется в мире Божья правда и справедливость, Божьи милосердие и суд, ведь, по словам ап. Павла, «Закон (Божий) добр» (1 Тим 1:8).

Иными словами, с одной стороны, это есть личная доброта, со всеми требованиями новозаветной этики, а с другой – личное добро христианина раскрывается и через все требования новозаветной эстетики в личной красоте. Ибо, по словам Н.А. Бердяева, Церковь есть мир как красота. В ней цветы, звуки, поют птицы и растет трава. Не случайно же «добро́та» со славянского обычно переводится как «красота». Не случаен и общий интерес, скажем, к церковной музыке и иконе – они часто оказываются прекрасными путеводителями в духовную глубину.

2) Еще от верных требуется принятие личного закона (или канона) жизни и известная личная дисциплина, особенно дисциплина труда. Это то, к чему нам, наверное, бывает труднее всего приобщаться.

В духовной жизни, как однажды сказал о. Всеволод Шпиллер, шаблонов нет. И верно! Жестких, мертвых шаблонов в Церкви, конечно, нет и не должно быть, но есть правила (по-гречески «каноны»), некие помощники-указатели, добытые в опыте формообразующие начала, которых и надо членам церкви придерживаться, но которые, в отличие от общих для всех и всего законов, имеют и свои исключения. Нам надо знать и понимать свои каноны и, если потребуется, уметь прилагать их к конкретным перипетиям современной жизни. Но нужно помнить и о том, что они сами по себе не универсальны и поэтому должны иметь свое место в духовной жизни и никогда не вырождаться в шаблон, что еще часто случается в богослужебной и других областях церковной жизни.

Для исполнения этого своего закона, этих правил и нужны постоянный труд, особенно молитвенный, и дисциплина, в том числе послушание. К сожалению, эти вещи ныне крайне дискредитированы. Никто не любит ни труда, ни дисциплины, потому что с детства на людей давили, с напором, но безосновательно говоря: трудись, трудись и будь дисциплинированным. Поэтому даже верующие люди часто сопротивляются принципам личной дисциплины и труда как насилию, как чему-то совершенно им лично чуждому.

На самом же деле каждому человеку ответственный труд и личная внешняя и внутренняя волевая организованность и дисциплина нужны как раз для того, чтобы не стать беззаконником и насильником и чтобы те самые правила, каноны (но не шаблоны) духовной жизни осуществить в своей жизни. Хорошо по этому поводу сказал замечательный русский театральный режиссер и артист Михаил Чехов: «Всякий талант (здесь очень интересно совпадение именно с евангельской терминологией, с притчей о талантах) без дисциплины труда обречен на отставание и смерть». Как здесь не вспомнить и древний основополагающий монашеский принцип св. Венедикта (Бенедикта) Нурсийского – ora et labora, т.е. молитва и труд.

3) От верных в первом направлении – постоянном личном свидетельстве и освящении – еще требуется личный призыв к покаянию, т. е. к исправлению жизни в духе веры, надежды и любви по отношению к Богу во Христе и всякому человеку.

Это призыв к покаянию как вне, так и внутри церкви дольней, ведь кого бы мы ни обрели в ней или вокруг себя в мире, мы должны покаянием своим, жизнью своей и словом своим каждого призывать к покаянию и исправлению жизни по вере, надежде и любви к Богу и ближнему.

Это же, по удачному выражению католиков нашего времени, – «апостолат мирян», т.е. свидетельство, проповедь как священнослужение, доступное для всех верных христиан. Ибо такое свидетельство, и все вы должны это понять, есть действительно священнослужение. Такая проповедь, где бы она ни произносилась, если она благодатна, духовна, в Духе Святом, является священнослужением, так же как, допустим, и огласительные встречи, на которые мы с вами собираемся не просто ради себя, – наше истинное христианское церковное священнослужение, служение Богу.

4) Далее, здесь же от верных требуется личное научение (оглашение) других, что также является своего рода свидетельством.

Это есть та самая трехступенчатая катехизация, которая по древней церковной традиции у нас с вами сейчас и проводится. Ведь после вашего научения к вам тоже могут обращаться устремившиеся к Богу люди – ваши родственники, близкие, сослуживцы, даже люди вам совсем незнакомые, молодые и старые, симпатичные вам лично или нет. И далеко не всегда вы будете иметь возможность куда-то их направить. Очень часто вам самим придется «засучить рукава», умеете вы это делать или не умеете, и в качестве катехизаторов или крестных, т.е. людей, ответственных перед Богом, Церковью, своей совестью и самими крещаемыми, не только свидетельствовать им о Боге во Христе, как было сказано выше, но и хотя бы в минимальном объеме научать их принципам, основам всей христианской веры и жизни, т.е. катехизировать их, готовить к полноте жизни в Церкви.

5) Еще от верных требуется личное обучение себя и других соблюдению всего того, что Господь заповедал нам. Это целостная многоступенчатая христианская жизненная школа, целостная система христианского образования. При этом опыт жизни в большом городе показывает, что не только полное оглашение, но и следующая, средняя ступень такой школы (типа богословского колледжа), рассчитанная на продолжение и развитие третьего этапа оглашения нормальных катехуменов, необходима для всех, независимо от их общей подготовки, места и служения в церкви, возраста и пола, профессии, места жительства, культуры, семейного положения и т. д., потому что каждый христианин должен быть еще и систематически обучен. Этого требует от нас Господь и Евангелие: научите, т. е. катехизируйте, всех, крестите их и потом еще учите, т.е. обучайте. И вот тогда Господь будет с нами «во все дни до скончания века».

Конечно, существуют разные уровни христианского образования. Есть еще духовная семинария (бакалавриат), духовная академия (магистратура) и докторат. Не каждый может получить образование на всех этих уровнях, но какое-то первоначальное обучение, то, что выше катехизации даже на ее заключительном этапе – таинствоводстве, должны посильно пройти все. Это и понятно. Ведь третий этап катехизации длится всего восемь недель. Но разве можно считать то, что говорится и совершается за время таинствоводства, достаточным для полноты христианской жизни и свидетельства? Очевидно, что нет. Даже только то, что дается на таинствоводстве, должно еще усваиваться хотя бы год, но затем об этом необходимо будет несколько лет еще что-то усиленно читать, а также говорить. Это обучение с целью освящения, наряду с обучением свидетельству, и должно быть главным на следующих ступенях христианской школы.

6) Здесь же от верных требуется и постоянное духовное чтение, которое должно быть упорядоченным, не случайным.

Люди и обстоятельства часто нам как бы «подсовывают» книги. И мы думаем: «Вот хорошая книга, дай-ка я ее прочту, а намеченная мною другая книга, тем более если она собственная, подождет». И так нам подсовывают и подсовывают книги, а мы всё читаем и читаем не то, что надо, – а то, что надо, откладываем на годы и десятилетия. Эту тенденцию и инерцию обязательно надо преодолевать. Потому что самое страшное – это сумбур, то самое смешение, которым живет современный все еще постмодерновый человек, тот самый хаос, который рождается из его беспорядочной, неорганизованной жизни.

Нам необходимо постоянное духовное чтение, но чтение, конечно, не однообразное. Оно должно быть разного настроения и разной глубины. Мы и сами не можем все время находиться на одном уровне. Поэтому наше чтение должно быть упорядоченным и продвигающим нас вперед, точнее, вперед и вверх. Так же, как и христианская школа. Неслучайно эти вещи взаимосвязаны.

Существуют списки литературы, рекомендуемой для чтения во время оглашения, таинствоводства и далее (см., например, в приложениях), и можно, придерживаясь их, конечно не как шаблона, а именно как правила, избежать того хаоса, который чаще всего бывает в этой области современной христианской жизни.

Здесь в первую очередь от верных христиан требуется личный опыт в познании слова Божьего (Библии) и церковной истории.

Не прикоснувшись как следует к тексту Библии, не углубившись в него, нельзя ни понять требований своей веры, ни приложить их к жизни. Хотя, к сожалению, многие боятся именно этого, считают все настолько сложным, что вообще не берутся за такое приложение.

То же самое надо сказать в отношении церковной истории. Это сложная вещь, мы уже говорили о ней в XIV теме. Там были даны основные наметки, как бы отправные точки для понимания церковной истории в целом. К сожалению, кроме книги о. Александра Шмемана «Исторический путь Православия», подобного рода литературы почти нет, хотя по отдельным вопросам церковной истории работы, конечно, существуют, причем иногда замечательные. Но все же полноты впечатления они обычно еще не дают, и поэтому вам нужно будет самим приобщаться к церковно-историческому опыту, самим разбираться в трудностях и противоречиях церковной истории, самим стараться понять их корни, чтобы избежать повторения ошибок прошлого.

7) Еще от верных требуется личный опыт в познании догматических истин, т. е. до́гматов как истин духовных, а не формальных. Так же как требуется личный опыт в области аскетики, главным образом таинственной, мистериальной, сакраментальной (от латинского слова sacramentum – таинство). Этот же опыт необходим и в личной молитве, и в прохождении духовного, душевного и физического поста, как общецерковного, так и семейного или личного.

Обратим на это внимание. Во-первых, пост как аскетическое воздержание может быть или более сердечным, духовным, т. е. воздержанием от всякого зла и греха, или более душевным, т. е. волевым, умственным и чувственным, или более телесным, физическим, т.е. воздержанием только от скоромной пищи и брачных отношений. В разных случаях это бывает по-разному. И во-вторых, пост может быть не только общецерковным, т.е. таким, который всегда отмечен в церковном календаре или в Уставе во всем многообразии конкретных его традиций (в течение года таких больших постов четыре), но и семья или община, например, может объявить для себя пост, с благословения духовника, т. е. исповедующего священника, по своему усмотрению назначив его устав, его канон, т. е. то, каким образом и как долго его проводить. Можно это делать и лично, в зависимости от обстоятельств своей внутренней и внешней жизни.

Еще требуется личный опыт познания в области трансцендентальной мистики, тесно связанной с аскетикой, – опыт мистики типа Иисусовой молитвы («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного»), о которой мы еще будем говорить специально на таинствоводстве.

8) Конечно, от верных сразу по их воцерковлении потребуется и иная личная молитва – церковная, семейная, домашняя. И в дальнейшем она должна состоять из молитвы своими словами и по молитвеннику, а если человек не один, то и по богослужебным книгам, даже дома, если нельзя почему-то пойти в храм. Здесь надо искать будет новые возможности, творчески подходить к этим вещам, но не забывать и общецерковных правил и традиций.

Главное в личной молитве – полноценное участие в соборных литургических «воспоминаниях» для приобщения к воспоминаемому, прежде всего в церковных литургических таинствах, особенно крещения и евхаристии. В нормальном случае такое приобщение через соучастие в литургических воспоминаниях на евхаристии должно быть еженедельным.

Здесь также потребуется полноценное участие в церковных праздниках, особенно спасительной Пасхи, как крестной, так и воскресной, и святой Пятидесятницы – Сошествия Святого Духа на апостолов, дня рождения новозаветной Церкви.

Все это указывает на литургическое евхаристическое сослужение всех верных как на еще один вид их священное лужения.

Участие верного христианина в больших комплексах воспоминаний, предлагаемых церковью в течение года, что очень продвигает его и в молитве, и вообще в духовной жизни, а также участие в евхаристии и в крещении новых членов церкви, будет именно таким его литургическим евхаристическим со-служением и, повторяю, именно священнослужением. Неверно думать, что благодарение (евхаристию) приносит один только предстоятель – старший священник или епископ. Его приносят, сослужа на евхаристии, как и в других таинствах, все верные, хотя, конечно, у них должен быть и свой старший, свой предстоятель, который является в то же время их служителем и их устами. Всем верным очень важно свое «царственное священство» постоянно осуществлять конкретно, в первую очередь на евхаристии, как и вообще на всяком служении и на всякой церковной молитве.

9) От верных потребуется и особое открытое, но и почтительное личное отношение к старшим братьям и сестрам в Церкви (с прописной буквы), и к «клирикам», и к «мирянам». А следовательно, к церковному священноначалию, т. е. к иерархии, всегда существующей в церкви, с одной стороны, в их отношении к непосвященным или еще не утвержденным в христианской вере и жизни, а с другой – в отношении к впавшим в расслабление, искушение или даже, не приведи Господь, в какой-нибудь тяжелый или смертный грех. Отсюда вытекает, что изначала каждому верному потребуются личное духовное руководство и советы старших (или старца) и (или) духовника, если он найдется, а если нет – то руководство непосредственно Богом и словом Божьим, опытом святых отцов и просто более опытных христиан, обладающих духовным даром совета.

Поэтому каждому из вас можно и нужно сразу начинать искать себе духовника, или духовного попечителя. Только не следует с этим спешить. Не будем и здесь формалистами, ибо часто случается так, что человек, еще только-только придя в церковь, по одному первому внешнему впечатлению о каком-нибудь священнике на какой-нибудь службе или исповеди уже думает: «Вот, он мне подойдет в духовники». Но это еще не будет настоящим духовничеством, даже если этот священник действительно добрый пастырь и согласен вас исповедовать регулярно, и не один год. Чтобы стать подлинным постоянным духовником, он должен еще узнать душу человека и испытать путь его жизни, он должен лично сочувствовать ему, молиться за него и быть готовым вести его на протяжении ряда лет, а возможно, и всей жизни.

Однако если какой-нибудь верующий человек не сумеет найти себе духовника, то и тогда не надо смущаться. Чаще всего подлинных постоянных духовников теперь у людей и не бывает. Даже когда человек тешит себя надеждой, что у него есть духовник, на самом деле это, скорее всего, еще совсем не так. Тем более что постоянный духовник должен уметь предоставить человеку свободу, помочь ему раскрыться, а не давать так называемые «благословения» одного типа: это разрешаю, а это запрещаю... Когда духовник ведет себя так – это первый признак того, что он еще не совсем духовник. К сожалению, сейчас очень распространилось и «младостарчество», когда духовно (а часто и физически) очень молодые и неопытные клирики, особенно священники, начинают «старчествовать», прорекать будущее, обличать церковь и общество и вообще руководить тем, чего сами еще не познали и чем еще не овладели, о чем знают лишь понаслышке или по одним только книгам и учебникам.

В Церкви верных с самого начала должно осуществляться и священнослужение, которое называется служением всех верных в области церковного управления, прежде всего через их соучастие в приходских собраниях, в выборах всех членов иерархии, а также через выражение открытой, но лично и церковно ответственной реакции на все решения синода, соборов и других органов церковного управления. Будем помнить, что ни один, даже вселенский, собор не будет еще вполне таковым, пока его не примет Народ Божий, т. е. Церковь. А Церковь – это не одна иерархия. Церковная история знает и такой «вселенский» собор, который по всем внешним признакам выглядел вселенским, но таковым все же не стал, ибо не был принят Церковью и обществом, народом. Он и вошел в историю как «разбойничий» (Ефесский собор,449 г.).

Все, о чем говорилось выше, – и проповедь, и литургическое служение, и принятие (рецепция) всего происходящего в церкви, и согласие (консенсус) церкви на это – будет священнослужением всех верных.

Еще один конкретный пример возможного участия верных в церковном управлении – когда избирают кого-то в дьяконы, пресвитеры (священники) или епископы и при его поставлении на служение ему возглашают «а ксиос», т.е. «достоин». Если какой-либо человек, верный, не согласен с этим утверждением, то он может сказать «ан а ксиос», т.е. «недостоин». Можно сказать по-русски, а не по-гречески: «недостоин» – если вы доподлинно знаете, что этот человек действительно недостоин. В этих случаях лучше так и делать, потому что недостойного человека, избранного по одному произволу светских или духовных властей или пришедшего по своему произволу, ставить на священнослужение нельзя, хотя, к сожалению, такое тоже еще нередко бывает.

Обличение всяческого недостоинства в церкви теперь стало более возможным, так как, по Уставу управления нашей церковью, каждый ее полный член может активно влиять на церковные дела, например, став членом приходского собрания, для чего, в первую очередь, ему надо быть ответственным членом самого прихода.

Приходское собрание имеет большое значение, будучи органом управления на приходе. В него входят в основном миряне – мужчины и женщины. Председательствует на нем настоятель, но членом этого собрания с правом ставить любые вопросы, решать их или участвовать в их решении на приходском уровне может стать любой достойный своего звания и призвания верный.

10) Еще от верных на пути свидетельства о своей вере и постоянного освящения себя и мира требуется раскрытие своего таланта в служении ближним – в личной диаконии как внутри, так, посильно, и вне церкви.

К такому диаконическому служению относятся все, так сказать, физические и «материальные» служения и дела, в том числе материальная и физическая помощь друг другу и, по возможности, тем, кто в ней нуждается: бедным, больным, инвалидам, старикам, детям, многодетным семьям, находящимся в армии, в заключении и т. д.

Сюда же условно можно отнести помощь в украшении храмов и вообще в организации храмовой церковно-богослужебной жизни, будь то храмовое пение, иконописание, чтение и т. п.

Для того чтобы всем неравнодушным достойно участвовать в диаконии церкви, им часто надо иметь особые знания и навыки. Также надо учиться любить даже врагов и возгревать в себе эту любовь. Но особенно нужно, чтобы здесь «правая рука не знала, что делает левая», по заповеди Христа.

11) Далее, от верных требуется трезвенное и личное отношение к жизненным внешним и внутренним, в том числе церковным, трудностям и противоречиям. Только не надо с ними смиряться или на них закрывать глаза, как не надо при этом и слишком пугаться.

Если мы хотим помочь церкви, мы, зная правду жизни, должны трезвиться. Ко всем реалиям жизни мы должны иметь личное христианское отношение, не переходящее ни в осуждение, ни в отрицание или раскол церкви, но и не благодушествующее, по принципу: «Я хочу видеть только хорошее, и пусть мне никто не портит настроения, а Бог и Церковь все сделают и без меня, немощного и грешного». Нет, надо встать на ноги, не унывать и идти вперед, всегда церковно и мудро преодолевая все трудности и противоречия.

12) И наконец, от всех полных, истинно крещеных членов Церкви требуется лично-ответственная жизнь в обществе святых и праведных рабов Божьих, а значит, во многом еще в церкви дольней (со строчной буквы), но в то же время и в Церкви горней – Экклесии, т. е. в призванной и свидетельски призывающей, иерархической и освящающей жизнь духовной Общине (с прописной буквы). Не случайно в Священном писании говорится: «Не будем оставлять собрания своего» (Евр 10:25), т.е. Церкви – Церкви Божьей во Христе и Святом Духе.

Пусть каждый верный всегда помнит и другие слова Священного писания: лучше было бы вовсе не познать пути Бога и Церкви, чем, познав его, возвратиться назад (ср. 2 Пет 2:21). И еще Господь говорит об отпавших: «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха, а теперь не имеют извинения в грехе своем» (Ин 15:22).

Итак, как некий итог разговора о первом направлении жизни верных в Церкви можно привести древний церковный принцип, выраженный еще блж. Августином: «В главном – единство, в спорном – свобода (т.е. многообразие), во всем – любовь».

Пусть это, конечно, еще во многом единство, свобода и любовь со строчной буквы, но если они подлинны, то они и от Бога, Который Сам есть Единство, Свобода и Любовь с буквы прописной. К Этому Богу, к Его Единству, Свободе и Любви нам и следует всегда стремиться!

Теперь перейдем ко второму направлению нашей внутрихристианской, внутрицерковной жизни.

Что же ожидается от верных христиан, когда они все более приближаются к седьмому, метаисторическому Завету, к полному преображению себя и мира, к вечному совершенствованию в Единстве, Любви и Свободе по образу Отца Небесного? Очень кратко постараемся ответить на этот вопрос.

1) От нас ожидается уже не столько личная этика и эстетика, законы и каноны, дисциплина труда, не столько мистериальная догматика, аскетика или трансцендентальная аскетическая мистика (см. выше, п. 1, 2, 7), сколько трансцендентная личностная мистика Жизни в Боге – Отце и Сыне и Святом Духе и в Царстве Божьем Небесном, т. е. в Мире и Радости во Святом Духе на ставшей всею жизнью святой Евхаристии.

Напомним, что Царство Божье Небесное зарождается внутри нас уже в этой жизни и открывается оно в сердце христианина. Но это связано с той самой мистикой, о которой мы прежде лишь упоминали, так называемой мистикой «Восьмого дня», или седьмого Завета.

(Вспомним, чт о есть этот «Восьмой день». О семи днях уже было сказано в библейском рассказе о сотворении мира, в связи с чем была дана и заповедь о почитании субботы – дня седьмого. И вообще в рамках мира сего число семь – символ и знак полноты. Тогда число восемь – знак выхода за рамки мира сего. Поэтому день воскресный – и первый день недели, и в то же время день после седьмого, субботы, день восьмой. Именно он – главный в Церкви евхаристический день, день выхода из рабства миру сему, день особого трансцендирования христианской жизни. Таким образом, восьмой день – символ и самой нашей церковной жизни как жизни в мире сем, но уже не от мира сего.)

2) Еще от нас ожидается уже не столько проповедь, катехизация, обучение, школа (см. выше, п. 3-5), ибо все это проходит, сколько личностная встреча и постоянное личностное общение с Богом и ближними на основе синергии, т. е. соединения и сочетания сродных сил Бога и Человека, что становится возможным в меру его причастности к божественному Источнику, к Духу Божьему.

3) Далее, здесь от нас ожидается уже не столько личное совершенствование, познание и усвоение таинственных отобразов («вместо о бразов», подобий) христианской церковной веры и жизни, т.е. Библии и церковной истории, догматики и аскетики, трансцендентальной мистики и сакраментологии, литургических таинств (см. выше, п. 6-8), сколько личностное непосредственное Богооткровение и Богопознание, совершенное пророчество и гносис, т. е. откровение и усвоение духовных Тайн, даров и плодов Святого Духа, и их личностное раскрытие в Церкви.

Что это значит? Если вначале мы больше говорили о таинствах, о познании и усвоении даров и плодов таинств христианской веры и жизни, то здесь уже речь идет об усвоении откровения и познании духовных Тайн. Ведь есть разница между божественными таинствами и Божьими Тайнами, между мистериальным и мистическим, сакраментальным и сакральным, о чем мы еще будем говорить подробнее в «Заключении» таинствоводства. Духовные Тайны, плоды и дары Духа требуют не просто личного, а именно личностного раскрытия в Церкви.

Что же такое Божьи Тайны? Они происходят из того, чт о (или Кто) есть Сам Бог. Это Вера, Надежда, Любовь, Свобода, Дух и Свет, Путь, Истина и Жизнь, Мир, Единство, Творчество и т. п. Только непосредственно Богу послушны личностный гносис и пророческое творчество, определяющие для Церкви и Человека их высшую на данное время меру.

4) Во втором направлении христианской жизни ожидается уже и не столько личное сакраментальное освящение верующего человека в таинствах и на церковных праздниках или руководство им в иерархическом церковном собрании (см. выше, п. 8-9), сколько преображение личности человека и олицетворенного, очеловеченного мира в духовной семье – общине и церковном братстве.

Это означает жизнь без праздников (кроме, может быть, Преображения), но и без будней, жизнь не столько под внешней иерархией, сколько с иерархией внутренней, духовной – в зависимости от степени близости каждого верного к Богу. Это означает и жизнь в постоянном и, может быть, даже ежедневном евхаристическом собирании и в евхаристическом духе в его полноте.

5) Здесь же от верных ожидаются не столько организованные «материальные» диаконические дела (см. выше, п. 10), сколько самоорганизующиеся личностные духовные харизматическо-диаконические служения.

Это – неоскудевающе благодатные служения Богу, братству, общине и миру (хотя и радикальные по отношению к нему), это – личностные служения каждого Богу, Церкви и всем ближним тем даром, талантом, который каждый по силе своей получил от Духа Божьего (см. 1 Пет 4:10).

Для их осуществления от нас потребуется постоянно носить духовные немощи друг друга и бремена более слабых (см. Гал 6:2). Потребуется и раскрытие своих духовных даров: веры, знания (гносиса), учительства, различения духов, пророчества, чудотворения, исцеления и т.д., как их перечисляет апостол Павел (см. 1 Кор 12:4- 11, 28-31).

6) Наконец, как итог, на пути совершенства и преображения от верных ожидается не столько собственное личное отношение к различным трудностям, сколько их преодоление, не столько лично-ответственная жизнь в иерархической церкви святых и праведных рабов Божьих (см. выше, п. 11-12), сколько личностно-свободная жизнь по Духу благодати в Общине равных пред Богом и людьми друзей Христовых и Божьих сынов.

Вспомним снова слова Священного писания, обращенные к этой Общине: «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы» (Пс 81:6), и еще: «Я уже не называю вас рабами, но Я называю вас друзьями» (Ин 15:15), и еще: «Вы имеете Помазание от Святого, и знаете все» (1 Ин 2:20).

Здесь же, в качестве завершающего итогового принципа веры и жизни святых отцов, можно привести, например, такие слова блж. Августина: «Люби Бога и поступай как хочешь!» Несколько видоизменив эти слова, можно было бы сказать и так: «Люби Бога во Христе Святым Духом и поступай, и думай, и живи как хочешь», ибо «к Свободе призваны вы, братья» (Гал 5:13) и «где Дух Господень, там Свобода» (2 Кор 3:17), как говорит апостол Павел. Но там же, где Дух Господень, – и Полнота Единства и Любви, Полнота Мира и Радости во Святом Духе, т.е. самого Царства Божьего Небесного, в которое и да приведет всех нас Господь!

Вот те самые главные камни здания христианской жизни, из которых она складывается на протяжении всей жизни верующего человека и во всей Церкви.

Никто из нас, конечно, все это не может вместить один, но всем вместе – это нам станет возможно.

И да поможет нам Бог не сбиться с Его Пути, становясь и оставаясь верными Ему, Его Церкви и Его Царству!

Аминь.

 

Господи, Боже наш, Ты даешь нам покаяние, Ты даешь нам силы для молитвы, для поста, для исправления нашей жизни. Господи, дай нам проводить время, оставшееся до крещения и воцерковления, в мире, в любви, во свете Твоей Истины. Дай нам трезвенность в нашей жизни и устремленность к Тебе. Дай нам, Господи, не рассеиваться и не раздваиваться, нигде не допуская тьмы или неправды в своей жизни. Дай нам то дерзновение, которое есть дерзновение веры, чтобы мы могли преодолевать все препятствия, встречающиеся на нашем пути. Дай нам, Господи, подлинное воцерковление, чтобы оно никогда не стало формальным и чтобы мы никогда не остыли на пути к Тебе, чтобы счастье жизни по благодати пребывало с нами даже тогда, когда мы испытываем трудности и страдания. Помоги нам, Господи, быть верными Тебе и ближним нашим во веки веков. Аминь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: