Задержки психического развития (ЗПР) – ретардация психического развития – это запаздывание или приостановка развития одной или нескольких функциональных систем.
При легкой задержке психического развития одновременно выявляются и признаки компенсации отстающей функции (функций).
При задержке психического развития средней степени сроки развития психических функций заметно отстают от возрастной нормы, однако тенденция к компенсации сохраняется.
Задержка психического развития, как и умственная отсталость, является проявлением психического дизонтогенеза по типу ретардации (отставания) психического развития. Она связана с запаздыванием или приостановкой развития одной или нескольких функциональных систем.
При парциальной ЗПР может отмечаться задержка различных сторон психического развития, включая недоразвитие отдельных психических функций, (речи, памяти, внимания, пространственной ориентировки и других функций), моторную дебильность Дюпре (недоразвитие моторных функций), инфантилизм – эмоциональную и социальную незрелость и невропатию – вегетативную незрелость (Е. М. Мастюкова).
|
|
Нарушения речи (моторные алалии, дислалии, дизартрии) и праксиса (произвольных заученных движений) – диспраксии в раннем и дошкольном возрасте обусловливают расстройство школьных навыков – дислексию (нарушения чтения), дисграфию (нарушения письма) и дискалькулию (нарушения счета, или синдром Гертсманна).
Изучение этой группы детей, несмотря на полиморфизм имеющихся у них нарушений, позволило выделить три характерных особенности (Е. М. Мастюкова):
• отставание в развитии эмоционально-волевой сферы, то есть отсутствие личностной готовности к обучению;
• несформированность навыков интеллектуальной деятельности, умственных операций, то есть отсутствие интеллектуальной готовности к обучению;
• недостаточность знаний и представлений об окружающем, часто в сочетании с нарушениями речевого развития.