При пальпации сосудов можно обнаружить периодические колебания их объема, связанные с динамикой кровенаполнения и давления в них в течение одного сердечного цикла, т.е. пульс [10]. Схема распространения пульсовой волны указана на рисунке 5.
Рис. 5 Механизм распространения пульсовой волны. В период систолы сначала растягивается ближайший к сердцу участок аорты, и в нем накапливается кровь (А). Затем этот участок возвращается к исходному состоянию, при этом растягивается и накапливает кровь другой участок (Б). Далее этот процесс повторяется, распространяясь вдоль эластических артерий [10].
[Page 22]
Пульс определяется пальпаторно и представляет из себя периодические, толчкообразные колебания стенок периферических сосудов, синхронные с систолой сердца.
У детей пульсовые колебания (пульс) определяются на поверхностно расположенных артериях:
ü сонной артерии (возле внутреннего края щитовидного хряща) (Рис. 6, C);
ü плечевой артерии (Рис. 6, А);
ü височной артерии (в височной ямке,) – используется у детей до 1-го года;
|
|
ü бедренной артерии (на уровне середины пупартовой связки) (Рис. 6, B);
ü задней большеберцовой артерии (за внутренней щиколоткой);
ü артерии тыла стопы (на грани дистальной и средней третей стопы).
В клинической практике наиболее часто артериальный пульс у детей определяют на лучевой артерии (с 2-х лет). Измерение проводят в состоянии сна или покоя, т.к. этот показатель у детей лабилен и зависит от многих факторов (волнение, физические нагрузки) [6].
[Page 23]
Рис. 6. Некоторые места пальпаторного исследования артериального пульса у детей. https://accesspediatrics.mhmedical.com/data/books/good1/good1_c006f001.jpg
[Page 24]
Анализ пульса производят по следующим показателям:
ü синхронность;
ü частота;
ü ритм;
ü наполнение;
ü величина.
Синхронность оценивается по величине и частоте волн на обоих лучевых артериях. У здоровых детей пульс синхронен. Асинхронный – это такой пульс, когда наблюдается опоздание пульса во времени, или различная его величина на лучевых артериях.
Частоту пульса подсчитывают не менее, чем за 1 минуту. У детей до 2-х лет частоту сердечных сокращений определяют при аускультации. Старше 2-х лет – на лучевой артерии. Количественные показатели артериального пульса, границы тахи- и брадикардии у детей в зависимости от возраста, а также причины различий этих показателей в различном возрасте рассмотрены лекцией ранее.
[Page 25]
Ритм пульса определяется по равномерности чередования пульсовых толчков. У здоровых детей определяется физиологическая аритмия, связанная с фазами дыхательного цикла (на вдохе ритм ускоряется, на выдохе - замедляется). При задержке дыхания физиологическая аритмия, в отличие от патологической, исчезает.
|
|
Наполнение пульса – то чувство, которое возникает, когда отпускают пережатую лучевую артерию. В зависимости от наполнения различают: пульс удовлетворительного наполнения, полный и пустой.
Величина пульса зависит от степени расширения артерий при прохождении через нее пульсовой волны. По величине различают: большой, малый, нитевидный пульс.
Помимо вышеперечисленного, у детей необходимо сравнивать частоту пульса с частотой сердечных сокращений по данным аускультации. При большей частоте сердечных сокращений говорят о дефиците пульса [6].
[Page 26]
Продолжительность теста: без привязки ко времени
Количество попыток: 3
Количество баллов за тест: 1
#testname Вопрос 4. #end
#choice Опоздание пульса во времени или различная его величина на лучевых артериях характерны для [[=асинхронного; ~нитевидного; ~дефицита]] пульса. #end
#testend
При правильном ответе: {Совершенно верно.} [Page 27]
При неправильном ответе: {К сожалению, Ваш ответ неверен. Попробуйте решить задачу еще раз.} [Page 24]
[Page 27]