Методическая разработка
Лекционного занятия
Специальность 34.02.01 «Сестринское дело», 31.02.01 «Лечебное дело»
Дисциплина ОП.04 «Генетика человека с основами медицинской генетики»
по теме № 7: «Хромосомные болезни»
Тема: Хромосомные болезни.
Цели лекционного занятия:
Учебные
1. Сформировать понятие наследственные болезни
2. Изучить классификацию наследственных болезней
3. Сформировать понятие хромосомные болезни
4. Изучить структурные аномалии хромосом
Воспитательные
1. Научить студентов логически мыслить и перерабатывать информацию, формулироватьвопросыпоопределениюнаследственныхболезней,ихпричин и особенностей проявления хромосомных аномалий.
2. Воспитывать ответственность за состояние своего здоровья и здоровья своих родственников, понимать значение раннего выявления наследственных болезней, хромосомных болезней.
3. Развивать внимательность, способность к рассуждению и анализу, а так же, пониманию характера наследственных болезней, хромосомных болезней.
|
|
Изучив тему занятия, студент должен знать:
· классификация наследственных болезней
· клинические синдромы при аномалиях половых хромосом (синдром Шерешевского-Тернера, синдром Клайнфельтера)
· основные признаки и механизмы возникновения синдрома Дауна, синдрома Эдвардса, синдрома Патау
Межпредметные связи:
Латинский язык: использование терминологии и словообразования
Анатомия: схема митоза и мейоза, строение частей тела
Экология: факторы внешней среды, являющиеся мутагенами Педиатрия: симптоматика врожденных заболеваний
Акушерство: воздействие мутагенов во время беременности
Продолжительность занятий: 90 минут
Место проведения: аудитория филиала
Методы обучения и технологии:
- информационно-развивающий (знакомство с наследственными заболеваниями, причинами их появления и распространенности)
- частично-поисковый (определение хромосомного заболевания);
- коллективное обсуждение (анализ распространенности хромосомного заболевания и причины появления);
- элементы информационно–компьютерных технологий, проблемного обучения, коллективного обсуждения.
Контролирующий материал -
1. Вопросы для фронтального и индивидуального опроса;
• Наследственные болезни –это…
• Общие клинические особенности, которые имеют «Наследственные заболевания»
• К болезням, обусловленным числовыми аномалиями половых (Х и У) хромосом, относят…
• Какие яркие внешние признаки можно выделить у пациентов с аномалиями половых (Х и У)хромосом?
• К болезням, обусловленным числовыми аномалиями аутосом, относят…
|
|
• Какие яркие внешние признаки можно выделить у пациентов с аномалиями аутосом?
Основные этапы лекционного занятия:
№ п/п. | Этапы занятия | Ориентир. время | Методические рекомендации |
1 | Организационная часть, целевая установка | 2 минут | Тема. «Хромосомные болезни». План: Ø Классификация наследственной патологии Ø Хромосомные болезни, связанные с аномалиями числа хромосом при сохранении их структуры. 1) Болезни: обусловленные числовыми аномалиями половых (Х и У) хромосом (болезни Шерешевского- Тернера, Клайнфельтера). 2) Болезни, обусловленные числовыми аномалиями аутосом (синдромы Дауна, Патау,Эдвардса). Ø Синдромы частичных анеуплоидий Ø Синдром кошачьего крика(5р-) |
2 | Мотивация изучения темы | 3 минут | Преподаватель отмечает значимость темы для изучения. |
3 | Изложение нового материала | 65 минут | Изложение материала сопровождается презентацией в соответствии с планом |
4 | Обобщение и систематизация изученного материала | 10 минут | Выводы по основным вопросам темы, закрепление полученных знаний путем ответа на вопросы |
Сообщение домашнего задания | 5 минут | Самостоятельная работа: 1. Составить таблицу "Сравнительная характеристика хромосомных заболеваний" (заболевание, кариотип, частота встречаемости, основные симптомы) 2. Доклад «Хромосомное заболевание - ….» (выбрать одно, но не из лекционного материала) |
Основная часть
Конспект лекции
1.Классификация наследственной патологии.
К настоящему времени описано около 4000 наследственных болезней человека, из которых достаточно хорошо изучено около 600.
Изучение и возможное предотвращение последствий генетических дефектов человека является предметом медицинской генетики.
Наследственные болезни — это патологические состояния, в основе которых изменение наследственного материала (т.е. мутация). В развитии таких заболеваний главную роль играют нарушения в структуре гена или хромосомы.
Классификация наследственных болезней по характеру изменения наследственных структур.
1. Хромосомные синдромы сопровождаются аномалией количества или структуры хромосом у человека.
2. Моногенные заболевания — это нарушения, причиной которых являются мутации отдельных генов. Патологическое состояние у человека может быть вызвано изменением не только ядерных, но и митохондриальных генов. Большинство моногенных заболеваний наследуются в соответствии с законами Менделя,поскольку наследственная информация в основном содержится в ядерной ДНК. В группе моногенных заболеваний выделяют аутосомно-доминантные, аутосомно- рецессивные, Х-сцепленные доминантные, Х-сцепленные рецессивные и митохондриалъные патологические состояния.
3. Мультифакториальные заболевания — это болезни с наследственной предрасположенностью, для проявления которых необходимо совместное действие наследственных и внешне средовых факторов.
Причиной наследственной предрасположенности обычно является неблагоприятное сочетание в генотипе нескольких в принципе нормальных генов. Но патологические изменения в организме возникают только тогда, когда человек подвергается влиянию повреждающих факторов окружающей среды. Мультифакториальные заболевания разделяют в зависимости от того, какой орган поражен у больного человека. Например, выделяют заболевания нервной, сердечно- сосудистой, дыхательной, эндокринной систем и т.д.
Подобное разделение по уровню поражения наследственного аппарата несколько условно, так как непосредственной первопричиной формирования хромосомного дефекта может служить мутация одного или нескольких генов, как возникшая вновь, так и передаваемая по наследству.
|
|
КЛИНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ наследственных заболеваний построена по принципу ведущей системной патологии.
Патологический фенотип определенного наследственного синдрома складывается из более или менее устойчивого сочетания отдельных симптомов (минимальные диагностические признаки), создающих в совокупности специфическое “фенотипическое ядро” заболевания, являющееся основой для установления диагноза.
Синдром - совокупность внешних и внутренних, морфологических и функциональных аномалий и врожденных пороков, вызванных единым морфологическим фактором.
Обычно тот или иной синдром имеет от 1-2 до5(редко более)соответствующих признаков. Задача врача состоит в том, чтобы увидеть данные аномалии и правильно их интерпретировать. Сложность заключается в том, что нередко отсутствует параллелизм между значимостью (в смысле тяжести) симптома для пациента и его диагностическойценности(информативности)-всмыслевозможностиустановления диагноза.
Наследственные заболевания имеют определенные общие клинические особенности, которые позволяют выделить их среди других патологических состояний у человека (Бочков Н. П., 2001):
1. Повторные случаи аналогичной патологии у членов одной семьи. Это особенно характерно для моногенных или мультифакториальных заболеваний. Однако хромосомные синдромы обычно выявляются только у одного человека в семье.
2. Врожденный характер заболевания. Большинство пороков развития и хромосомных синдромов обнаруживаются уже при рождении ребенка. Однако многие моногенные и мультифакториальные заболевания начинают развиваться значительно позже, иногда только в старческом возрасте. В то же время врожденная патология не всегда является наследственной. Так, некоторые пороки развития, обнаруживаемые у новорожденного ребенка, формируются под влиянием повреждающих факторов внешней среды, действовавших на плод во время беременности.
3. Хроническое, рецидивирующее течение заболевания, приводящее к постепенному ухудшению состояния больного. Патологический процесс очень трудно, а подчас и невозможно приостановить. В результате наследственные заболевания с большой степенью вероятности могут сопровождаться инвалидностью и преждевременной гибелью человека.
|
|
4. Одновременное поражение у человека нескольких органов или систем. Это так, например, для моногенного аутосомно-доминантного синдрома Холта-Орама характерно сочетание у одного больного пороков развития верхних конечностей (недоразвитие первого пальца, лучевых костей, аномалия костей запястья) и врожденного порока сердца.
5. Наличие специфических симптомов. Клиническая диагностика наследственных болезней опирается не только на определенные патологические признакиубольногоилиихспецифическоесочетание,ноинаособенностистроения частей тела (например: форма лба, носа, разреза глаз, граница роста волос и т.д.), которые не нарушают функции организма. Так, при несовершенном остеогенезе у одного человека можно обнаружить частые переломы и деформации костей конечностей, тугоухость и голубой цвет белков глаз, который не влияет на функцию органа зрения.
6. Устойчивость к наиболее распространенным методам терапии. До настоящего времени лечение многих наследственных заболеваний остается очень сложным. Трудно добиться улучшения состояния больного и не допустить развития осложнений. Так, обычный бронхит успешно поддается лечению с помощью противовоспалительных, отхаркивающих и антибактериальных средств. Лечение поражения бронхов у больного муковисцидозом требует постоянного приема современных сильнодействующих лекарственных препаратов, использование которых, однако, не приводит к выздоровлению пациента.
ХРОМОСОМНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Хромосомный набор здорового человека – 46 хромосом: 22 пары аутосом и 1 пара половых хромосом (женщина - ХХ, мужчина - ХУ).
Хромосомные болезни (синдромы) - это группа врожденных патологических состояний, проявляющихся аномалиями развития и обусловленных нарушениями числа или структуры соматических хромосом (аутосомные синдромы) или половых хромосом (гоносомные синдромы).
Хромосомные болезни- большая группа наследственных заболеваний, основана на мутациях количества и структуры хромосом. В основе хромосомных мутаций, т.е. хромосомных заболеваний, обусловленных изменением структуры отдельных хромосом, лежат следующие механизмы: транслокация (отрыв и перенос части хромосомы на негомологичную); делеция (выпадение части хромосомы); инверсия (разрыв хромосомы, поворот этого участка на 1800 и прикрепление его к месту отрыва). Патологическая роль хромосомных аномалий начинает проявляться уже со стадии зиготы. Их летальный эффект является одним из главных факторов внутриутробной гибели.
Их общая частота в популяции - около 1%. В своем большинстве это спорадические случаи вследствие разнообразных хромосомных и геномных мутаций.
Имеет право на существование и гипотеза о генетической детерминированности хромосомных нарушений. Число описанных типов хромосомных аномалий приближается к 1000,из них более100 форм имеют клинически очерченную картину и называются синдромами.
Распространенность хромосомных болезней одинакова во всех национальных и этнических группах и составляет в среднем 7-8 больных на каждую 1 000 новорожденных. В Российской Федерации эта патология регистрируется примерно у 12 000 новорожденных ежегодно.
КЛАССИФИКАЦИЯ хромосомных заболеваний основана на нескольких принципах:
* Этиологический, т.е. характеристика хромосомной или геномной мутации:
I. Хромосомные болезни, связанные с аномалиями числа хромосом при сохранении их структуры.
1) Болезни: обусловленные числовыми аномалиями половых (Х и У) хромосом (болезни Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера).
2) Болезни, обусловленные числовыми аномалиями аутосом (синдромы Дауна, Патау, Эдвардса).
3) Болезни, обусловленные увеличением кратности полного гаплоидного набора хромосом –полиплодии.
II. Хромосомные болезни, обусловленные структурными перестройками хромосом. Виды хромосомных аберраций:
1) Транслокации – перенос участка хромосомы.
2) Инверсии – разворот участка хромосомы на 180градусов.
3) Делеции – отрыв участка хромосомы.
4) Дупликации – удвоение участка или целой хромосомы.
* Определение типа клеток, в которых возникла мутация (в гаметах или зиготе):
- Гаметические мутации ведут к полным формам хромосомных болезней. У таких индивидов все клетки несут унаследованную с гаметой хромосомную аномалию.
- Соматические мутации–если аномалия возникает в зиготе или на ранних стадиях дробления, при этом развивается организм с клетками разной хромосомной конституции (два типа и более). Это явление называется мозаицизм, а формы хромосомных болезней – мозаичными. Для того, чтобы мозаичная форма по клинической картине совпадала с полной, необходимо иметь не менее 10% клеток с аномальным набором.
* Время возникновения мутации (в поколении):
- Спорадические случаи - мутация возникла заново в гаметах здоровых родителей или на стадии зиготы.
- Наследуемые (семейные) формы - когда родители уже имели подобную аномалию.
Таким образом, для точной диагностики хромосомной болезни необходимо определить:
1) Тип мутации;
2) вовлеченную в процесс хромосому;
3) форму (полная или мозаичная);
4) вид болезни (спорадический случай или наследуемая форма).
Такая диагностика возможна только при цитогенетическом исследовании, проводимом у пациента, а иногда и у его родителей и сибсов.