Логическая структура понятия

 

Логическую структуру понятия составляют его содержание и объём.

Содержание понятия – это совокупность существенных признаков предмета или класса однородных предметов, отражённых в этом понятии. Например, содержание понятия «право» составляет совокуп­ность таких существенных признаков, как 1) выражение государством воли общества;        2) система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм; 3) регулирование отношений между людьми;                           4) обеспечение принудительной силой государства. Содержание понятия «ромб» составляет два признака: 1) быть параллелограммом; 2) иметь равные стороны.

Например, чтобы установить содержание понятия «человек»надо указать такой признак, который является наиболее важным, главным, основным для человека, признак, который отличает его от всех других существ, объектов, предметов и вещей. Таким признаком является наличие у человека разума. Следовательно, в содержание понятия «человек»входит только один важный признак – наличие разума. А в содержание понятия «мужчина»входят уже два важных признака: 1) наличие разума (названный признак мы автоматически повторяем, потому что любой мужчина – это человек); 2) принадлежность к определённому полу или к одному из полов (к одной из половин человечества, слово «пол» происходит как раз от слова «половина»). А если надо установить содержание понятия «русский мужчина»,то следует указать три важных признака: 1) наличие разума;    2) принадлежность к определённому полу; 3) принадлежность к конкретной национальности. Таким образом, содержание понятия может включать в себя как один признак какого-либо объекта (или объектов), так и два и более признаков, причём их количество, зависит от того объекта, который выражается или обозначается данным понятием.

Мыслимые в понятии признаки существуют не порознь, а в неразрывной связи друг с другом, образуя более или менее целостную систему. Все признаки подразделяются на две группы:

1) родовые – общие и существенные признаки для всей предметной области, формируют весь универсум рассуждения;

2) видовые – общие и существенные признаки лишь для данного предмета мысли и отличающие его от других предметов той же предметной области.

«Социальная норма» – родовой признак, «норма права» и «норма морали» – видовые признаки.

Объёмом понятия называется совокупность предметов, которая мыслится в данном понятии. Отдельные предметы, составляющие объём понятия, называются элементами объёма понятия. Объём понятия «город»является очень широким в силу того, что это понятие охватывает собой всё множество городов, какие только существуют на свете, а объём понятия «столица»меньше объёма понятия «город»,так как это понятие охватывает собой только столицы государств (которых намного меньше, чем городов). Объём же понятия «столица России»равен единице, потому что включает в себя один-единственный город – Москву. Так, в объём понятия «право» входят естественное и позитив­ное право, материальное и процессуальное право, государственное (конститу­ционное), административное, финансовое, уголовное, гражданское, семейное, трудовое, экологическое, а также транспортное, военное, авторское, патентное право и др.

Содержание и объём понятия тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражается в законе обратного отношения между объёмом и содержанием по­нятия, который устанавливает, чтоувеличение содержания понятия ведёт к уменьшению его объёма, и наоборот. Так, например, расширяя содержание понятия «право» в зависимости от специфики сферы его направленности (охрана окружающей среды), мы получаем новое понятие «экологическое право», объём которого уменьшился, так как в него уже не включается семейное, трудовое и т. п. право, которые входили в исходное понятие «право».

Данный закон, таким образом, указывает на зависимость содержания и объ­ёма в понятии: чем меньше информация о предметах, заключённая в понятии, тем шире класс предметов и неопределённее его состав, и наоборот. При этом необходимо иметь в виду, что действие данного закона не распространяется на понятия с нулевым объёмом.

Понятие, фиксируя существенное и отвлекаясь от несущественного в предметах и явлениях, может развиваться за счёт обогащения своего содержания и объёма. Так, формирование новых общественных связей в Россий­ской Федерации, переход к товарно-денежным отношениям привели к не­обходимости формирования новых отраслей для современной отечественной правовой системы: акционерное, банковское, инвестиционное, бирже­вое, таможенное, валютное, торговое, налоговое, антимонопольное право, право банкротства, договорное право и др. А это соответственно отразилось на развитии содержания и объёма понятия «право».

Так как понятие определённым образом связано со словом, то его объ­ём и содержание связаны со значением и смыслом – важнейшими логичес­кими характеристиками слова.

Значение (денотат, референт) – это обозначаемый словом предмет или класс предметов, их свойства и другие характеристики. Смысл (сигнификат) показывает, какая информация о предмете содержится в слове.

Можно считать, что значением слова или словосочетания как языкового выражения особого типа является объём соответствующего понятия, а их смыслом – содержание этого понятия. Для наглядности это соотношение представим в виде схемы, которая называется семантическим треугольником:

Каждое понятие имеет своё значение и выражает свой смысл. При этом значение и смысл (объём и содержание) в понятиях могут соот­носиться по-разному. Так, некоторые понятия имеют одно и то же значение, но выражают различный смысл. Например, понятия «великий русский по­эт Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)», «автор романа в стихах «Ев­гений Онегин», «автор стихотворения «Я помню чудное мгновенье», «поэт, смертельно раненный на дуэли с Ж. Дантесом», «автор исторического труда «История Пугачева» (1834) имеют одно значение – в них мыслится один и тот же человек, но различный смысл, так как выражают о нём неодинаковую информацию. Другие понятия могут иметь только смысл, но не иметь значения, если в них мыслится реально не существующие предметы, которые в принципе существо­вать не могут. К таким понятиям, например, относятся: «кентавр», «русалка», «круглый квадрат» и другие.

Следовательно, элементы логической структуры понятия непосредственно связаны с элементами логической характеристики слова и самого предме­та, о котором составлено данное понятие. Это необходимо учитывать при ис­пользовании различных видов понятий в реальном мыслительном процессе.

 

Виды понятий

 

В зависимости от специфики объёма и содержания все понятия делятся на определённые виды. Дадим характеристику видов понятийпо объёму (количество отображаемых в нём предметов).

1). Единичное – понятие, в котором мыслится один предмет. На­пример, «Орга­низация Объединенных Наций», «столица Российской Федерации» и другие.

2). Общее – понятие, в котором мыслится множество предметов и которое приложимо к каждому элементу этого множества. Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Реги­стрирующими называются общие понятия, в которых множество мыслимых в них предметов поддаётся учёту, регистрации. Например, «депу­тат Государственной Думы России», «ветеран Великой Отечественной войны, проживающий в горо­де Москве» и другие. Нерегистрирующим называется общее понятие, относящееся к неопре­делённому числу предметов. Например, «человек», «прокурор», «преступле­ние» и другие. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объём. Универсальные понятия включают в себя все предметы в пределах данной области знания (натуральные числа – в арифметике, растения – в ботанике).

3). Нулевое (пустое) – понятие, объём которого представля­ет собой класс реально не существующих предметов и существование ко­торых в принципе невозможно. Например, «преступник, не совершавший преступления», «равносторонний прямо­угольный треугольник», «домовой», «инопланетянин», «идеальный газ», «металл, не являющийся электропроводным», «теплород», «вечный двигатель» и другие. От нулевых следует отличать понятия, отражающие предметы, которые реально не существует в настоя­щее время, но существовали в прошлом или существование которых воз­можно в будущем. Например, «Демокрит», «термоядерная электростанция». Такие понятия не являются нулевыми.

Рассмотрим виды понятийпо содержанию (качественная характеристика предметов мысли).

I. Тип обобщаемых предметов:

1). Конкретные – это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее. Например, «держа­ва», «реформа», «международный договор», «норма права», «юрист» и другие. В философии конкретные понятия называются субстанциональными.

 

2). Абстрактные – это понятия, в которых мыслятся не сами предметы, а их отдельные свойства. Например, «белизна», «несправедливость», «честность», «долговечность», «компетентность». В действи­тельности существуют белые одежды, несправедливые действия, честные лю­ди. Но белизна, несправедливость, честность как отдельные, чувственно воспринимаемые вещи не существуют. Абстрактные понятия кроме отдельных свойств предмета отражают и отношения между предметами. Например, «не­равенство», «подобие», «тождество», «сходство», «различие» и другие. Абстрактные поня­тия, выраженные на русском языке, не имеют множественного числа. В философской терминологии абстрактные понятия, выражающие свойства предметов, являются атрибутивными, а отражающие отношения между предметами, – реляционными.

3). Собирательные – понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое. Например, «лес», «созвездие», «народ», «коллектив», «студенческая группа» и другие. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в объём этого понятия. Собирательные понятия бывают общими («роща», «хор») и единичными («созвездие Большая Медведица», «военный блок НАТО»).

4). Несобирательные (разделительные) – это такие понятия, содержание которых можно от­нести к каждому предмету данного класса, который охватывается понятием. Например, «дерево», «звезда», «человек» и другие.

II. Характер признаков, на основе которых обобщаются и выделяются предметы:

1). Положительные – это понятия, содержание которых составляют качества, свойст­ва, признаки, присущие предмету. Например, «проницательность», «грамотный чело­век», «живущий по средствам», «говорящий по-английски», «порядок» и другие.

2). Отрицательные – понятия, в содержании которых указывает­ся на отсутствие у предмета определённых качеств, свойств, признаков. Например, «не живущий по средствам», «не говорящий по-английски», «несправедливость» и другие. В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отри­цательной частицой «не» и приставками «без» («бес»), «анти», «дез», «контр». Например, «неграмотный», «неверующий», «беззаконие», «беспорядок», «антитела», «дезинформация», «контрреволюция», а в словах иностранного проис­хождения – чаще всего с отрицательной приставкой «а». Например, «агности­цизм», «аноним», «аморальный».

 

Если частица «не» или «без» («бес») слилась со словом и слово без неё не употребляется, то понятия, выраженные такими словами, являются положительными. Например, «ненастье», «беспечность», «ненависть», «неряха». В рус­ском языке нет понятия «нависть», «настье» и т. д. Частица «не» в приведённых примерах не выполняет функцию отрицания, а потому понятия «ненависть», «ненастье» и другие являются положительными, так как выражают наличие у предмета определённого качества, может даже и плохого, отрицательного – не­ряшливость, беспечность, алчность. Подобная логическая характери­стика понятия иногда не совпадает, к примеру, с моральной оценкой предме­та или явления, отражённого в понятии. К примеру, понятия «преступление» и «война» в логике квалифицируются как положительные, хотя в жизни рас­сматриваются как отрицательные, нежелательные явления.

3). Соотносительные – это такие понятия, в которых мыслятся предметы, су­ществование одного из которых предполагает обязательное существование другого и без него невозможно. Например, «родители» – «дети», «ученик» – «учитель», «начальник» – «подчи­нённый», «истец» – «ответчик», «муж» – «жена», «север» – «юг», «причина» – «следствие», «право» – «обязанность» и другие.

4). Безотносительные – это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета. На­пример, «инвестиция», «правило», «сепаратизм» и другие.

Определить, к какому из указанных видов относится некоторое понятие, означает дать ему логическую характеристику. Так, понятие «ракета» по объёму является общим (в нём мыслится более одного предмета: ракета космическая, боевая, сигнальная, управляемая, неуправляемая, одно- и многоступенчатая и т. д.), нерегистрирующим (относится к неопределённому числу предметов, так как мы не можем точно сказать, сколько предметов мыслится в данном поня­тии); по содержанию – конкретным (мыслится совокупность предметов как не­что самостоятельно существующее), несобирательным (содержание данного понятия можно отнести к каждому предмету, мыслимому в понятии), положительным (характеризует присущее предметам свойство двигаться под действием реактивной силы, возникающей при отбросе массы сгорающего ракетного топлива), безотносительным (мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от других предметов). Аналогичным образом подходим к логическому анализу, например, понятия «рассеянная невнимательность», которое является общим, нерегистрирую­щим, абстрактным, несобирательным, отрицательным, безотносительным.

Если понятие имеет несколько значений, то логическая характеристика ему даётся в соответствии с каждым значением. Так, понятие «музей» имеет два значения: а) здание и б) собрание интересных предметов. В первом значении это понятие общее, нерегистрирующее, конкретное, положительное, безотносительное, несобирательное. Во втором значении – общее, нерегистрирующее, конкретное, положи­тельное, безотносительное, собирательное.

Таким образом, осуществленная логическая характеристика предложенных понятий помогла уточнить их содержание и объём, что даёт возмож­ность более точного употребления данных понятий в процессе рассуждения.

Наиболее частые ошибки,которые допускаются при составлении логической характеристики понятий:

1). Такие понятия, как «темнота», «красота», «правда», «нерадивость»и т. п., часто называют нулевыми, потому что эти понятия обозначают не какой-либо объект, а некий признак объекта. Данные понятия абстрактные, но не нулевые, а общие, так как, хотя они и обозначают не объекты, а признаки, эти признаки являются существующими (а нулевые понятия обозначают то, чего не существует вообще – ни как предмета, ни как признака: Змей Горыныч, бессмертный президент, сухая вода, холодный огонь, яркая темнота, чёрная белизнаи т. п.). Также часто говорят, что понятие, например, «темнота»– единичное. Оно общее, так как охватывает собой множество однородных явлений (темнота в этой комнате и в той, и ещё в какой-то, и на улице, и в лесу и т. д.). А вот понятие «темнота в этой конкретной комнате»будет единичным.

2). Характеризуя такие понятия, как «Василиса Премудрая», «богиня Афродита», «Кощей Бессмертный», «вечный двигатель»,говорят, что они абстрактные, потому что этих объектов не существует. Данные понятия нулевые, но не абстрактные, а конкретные, так как они обозначают пусть не существующие, но объекты, а не признаки (Кощей Бессмертный – это сказочное существо, объект, но не признак или свойство).

3). Также иногда характеризуют понятия «человек», «животное», «растение», «небесное тело»и т. п. как собирательные, мотивируя это тем, что объекты, обозначаемые данными понятиями, состоят из частей (например, руки, ноги, туловище и т. д. человека). Понятие является собирательным в том случае, когда объект, обозначаемый им, представляет собой механическую, а не органическую сумму частей (например, набор фломастеров, футбольная команда, созвездие Большой Медведицы, букет роз, фруктовый сади т. п.). Если же понятие обозначает объект, не сводимый к механическому набору частей, а представляющий собой их органическое, неразрывное единство, то такое понятие будет несобирательным. По этой причине понятия «человек», «животное», «растение», «небесное тело» являются несобирательными.

Главное при составлении логической характеристики понятия – это не торопиться, думать и последовательно устанавливать, каким оно является по каждому критерию классификации.

Понятия также бывают определёнными и неопределёнными.

Понятие является определённым тогда, когда оно имеет ясное содержание и резкий объём. Как мы уже знаем, содержание понятия – это наиболее важные признаки того объекта, который оно выражает, а объём – это количество охватываемых им объектов. Таким образом, понятие имеет ясное содержание в том случае, если можно точно указать набор существенных признаков выражаемого объекта, а также точно установить границу между теми объектами, которые данное понятие охватывает, и теми, которые не принадлежат к его объёму. Например, понятие «мастер спорта»является определённым. Оно имеет ясное содержание, так как можно точно указать наиболее важный отличительный признак мастера спорта – официально обладать этим спортивным разрядом. Также понятие «мастер спорта»имеет резкий объём – относительно любого человека можно точно сказать, является он мастером спорта или нет, то есть попадает или не попадает в объём этого понятия; говоря иначе, возможно провести резкую границу между всеми мастерами спорта и всеми, кто ими не является, точно отделить одних от других.

Понятие является неопределённым тогда, когда оно имеет неясное содержание и нерезкий объём. Если понятие характеризуется неясным содержанием, то значит, что невозможно точно указать наиболее важные отличительные признаки того объекта, который оно выражает; а нерезкий объём понятия свидетельствует о невозможности провести точную границу между теми объектами, которые входят в объём этого понятия, и теми, которые не входят в него. Например, понятие «хороший спортсмен»является неопределённым. Оно имеет неясное содержание, так как невозможно с точностью указать существенные признаки хорошего спортсмена: нельзя однозначно ответить на вопрос – кто это такой, кого следует считать хорошим спортсменом? То ли это тот, кто имеет разряд не ниже мастера спорта, то ли тот, кто установил не менее одного мирового рекорда, то ли – многократный олимпийский чемпион, то ли хороший спортсмен – это тот, кто сам себя таковым считает... Понятно, что и мнения различных людей по поводу того, кого надо относить к хорошим спортсменам, будут значительно различаться: одни будут утверждать одно, другие – другое. Также понятие «хороший спортсмен»имеет нерезкий объём – относительно любого человека невозможно точно сказать, является он хорошим спортсменом или нет, то есть попадает или не попадает в объём этого понятия, говоря иначе, нельзя провести резкую границу между множеством хороших спортсменов и всеми, кто ими не является, точно отделить одних от других.

Объём и содержание понятия тесно связаны друг с другом. Только если в количественном отношении связь между ними обратная (чем больше объём понятия, тем меньше его содержание, и наоборот), то в качественном отношении эта связь прямая: ясное содержание понятия обусловливает его резкий объём, а неясному содержанию обязательно соответствует нерезкий объём, и, разумеется, наоборот.

Конечно же, намного удобнее и проще обращаться с определёнными понятиями, чем с неопределёнными, однако последние занимают значительное место и играют важную роль в мышлении и языке.

Основные причины появления и существования неопределённых понятий:

1). Многие объекты, свойства и явления окружающего мира многогранны и сложны. Они, как правило, и выражаются в мышлении неопределёнными понятиями. Например, понятие «любовь»,отличаясь в высшей степени неясным содержанием и, соответственно, нерезким объёмом, – неопределённое, потому что обозначает явление настолько сложное, что за всю историю человечества никто так и не смог окончательно и исчерпывающе ответить на вопрос о том, что же такое любовь.

2). Как верно заметили ещё древние греки, всё в мире вечно меняется. Многообразие и плавность переходов из одного состояния в другое трудно точно и однозначно выразить в виде определённых понятий. Неудивительно, что эти переходы обычно обозначаются неопределёнными понятиями. Можем ли мы точно сказать, когда человек является юным, когда молодым, когда зрелым, когда он – в возрасте так называемых средних лет и, наконец, когда он становится старым? Разумеется, понятия «юный», «молодой», «зрелый», «старый»и многие другие, им подобные, являются неопределёнными.

3). Существование неопределённых понятий во многом связано с тем, что люди зачастую по-разному оценивают одни и те же объекты, свойства, явления и события. Одному человеку некая книга покажется интересной, другому – скучной. Один и тот же поступок может вызвать у одного восхищение, у другого – негодование, третьего оставит равнодушным. Различия в оценках окружающей нас действительности воплощаются в неопределённости многих понятий, например: «интересный фильм», «модная одежда», «способный ученик», «скучная книга», «трудная задача», «недостойное поведение», «симпатичная девушка», «вкусное блюдо»и т. д.

Необходимо отметить, что три названные причины появления и существования неопределённых понятий не изолированы, а тесно связаны между собой. Они «действуют» всегда сообща, и, скорее всего, в любом неопределённом понятии можно усмотреть одновременное «участие» этих причин.

Несмотря на неясность содержания и нерезкость объёма неопределённых понятий, мы обычно пользуемся ими без особенных затруднений, как правило, интуитивно понимая, о чём идёт речь, когда говорят о скучной книге, неинтересном фильме, умном человеке, бессовестной выходке, удобном кресле, высокой зарплатеи т. п. Конечно же, если бы в мышлении и языке функционировали только определённые понятия, то они (мышление и язык) были бы более точными. В этом случае исчезли бы разночтения, двусмысленность, неясность, и в человеческом общении было бы намного меньше трудностей и барьеров в виде взаимного непонимания и разногласий. Однако большая точность языка и мышления сделала бы их более бедными и менее выразительными. В некоторых областях мышления и языка невозможно обойтись без неопределённых понятий (например, в художественной литературе, которая без них перестанет быть самой собой). Но и в повседневном общении часто более уместны неопределённые понятия, чем определённые. Скорее всего мы скажем, характеризуя кого-то, просто «высокий человек»,а не «человек ростом 187 см».

Стремясь сделать мышление и язык более точными, пытаясь изгнать из них неопределённые понятия, мы рискуем остаться вообще без мышления и языка. Натачивая лезвие ножа, пытаясь достичь его максимальной остроты, можно точить его до тех пор, пока от лезвия ничего не останется.

Итак, неопределённые понятия занимают значительное место и играют важную роль в нашей интеллектуально-речевой практике. Они представляют собой её неотъемлемый компонент и избавление от них так же лишено смысла, как и невозможно. Неопределённые понятия являются источником неточности, разногласий и коммуникативных (то есть связанных с общением) помех не сами по себе, а в зависимости от той ситуации, в которой они употребляются. В художественной литературе они даже необходимы. К различного рода трудностям неопределённые понятия могут привести, если они употребляются, например, в официальных документах. Неопределённые понятия, попавшие в тексты законов, могут создать основу для разночтений и неверных решений. Так, например, понятие «нарушение общественного порядка»является неопределённым и, присутствуя в тексте какого-либо законодательства без поясняющих комментариев, может стать причиной оправдания виновного и наказания невиновного.

Для того чтобы предотвратить возможные негативные последствия употребления неопределённых понятий, в их содержание вводятся дополнительные признаки, благодаря чему оно (содержание) становится ясным, а объём – резким. Например, желая преодолеть неопределённость понятия «молодая семья»,можно ввести в его содержание признак – «супругам не более 30 лет».Так же неопределённое понятие «опытный специалист»возможно превратить в определённое, добавляя к его содержанию признак – «стаж работы в данной области не менее 10 лет».Однако в этом случае дополнительный признак выбирается произвольно: почему бы не считать молодой ту семью, в которой супругам не более 25 лет или же не более 35 лет, точно так же возможно утверждать, что опытный специалист – это тот, кто проработал в данной области не менее 5 лет или же не менее 15 лет, или даже 20 лет. Таким образом, проясняющий признак для содержания неопределённого понятия всегда относителен, в силу чего процедура его превращения в определённое понятие является условной и искусственной. Неопределённое понятие само по себе, объективно, остаётся неопределённым.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: