Основными логическими операциями с понятиями являются: определение, обобщение, ограничение и деление понятий. В основе данных операций лежат родовидовые отношения между понятиями.
I. Определение (или дефиниция, от лат. finis – конец, граница) понятия есть логическая операция, которая раскрывает содержание и смысловое значение понятия, сущность обозначаемого им предмета либо устанавливает значение термина. Всякое определение отвечает на вопрос: что это такое? Например, «контрабанда – это незаконное перемещение товаров или иных ценностей через государственную границу, совершённое с сокрытием предметов в специальных хранилищах».
Слово «определение» известно ещё с глубокой древности. Первоначально им обозначалась сугубо практическая хозяйственная операция – разграничение земельных участков посредством вех, пограничных столбов. Позднее оно было распространено и на процесс отграничения в мыслях какого-либо предмета от других предметов.
Ни одна наука не может обойтись без определений, все используемые термины должны быть строго определены. Определение – результат познания окружающего мира. Роль логики здесь заключается в том, что она указывает способы и правила определения, систематизирует типичные ошибки, возникающие при нарушении этих правил.
Необходимость в определении возникает в следующих случаях:
1) когда употребляется понятие, содержание которого читателю или слушателю неизвестно;
2) при введении специфических терминов для данной науки;
3) при введении в обиход нового слова или если известное слово употребляется в новом значении.
Структура определения состоит из двух тесно связанных между собой элементов:
1) определяемое понятие (definiendum, Dfd) – понятие, содержание которого требуется раскрыть;
2) определяющее понятие (definience, Dfn) – понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия.
Связь между определяемым и определяющим понятиями осуществляется с помощью слов «есть», «является», «называется», «представляет собой» или просто знака «тире».
Символическое обозначение операции определения: Dfd ≡ Dfn.
Чтобы определить понятие, отражающее предмет, необходимо внимательно изучить сам предмет, сравнить с другими предметами, проанализировать его свойства и отношения. Вполне очевидно, что это далеко не одноразовый акт. Задачей определения является указание таких общих и существенных признаков предмета, каждый из которых в отдельности необходим, а все вместе достаточны для выделения предмета среди других предметов. Определение является итогом сложного познавательного процесса, оно в известной мере завершает логическое формирование понятия. Но содержание понятий не остаётся неизменным, поэтому не может быть и навсегда установившихся определений. Их уточнение обусловлено, с одной стороны, изменением самого предмета, с другой – развитием нашего знания об этом предмете. К тому же, всё содержание предмета нельзя втиснуть в рамки определения.
Виды определений:
1). В зависимости от того, что определяется – сам предмет или имя, его обозначающее, – определения делятся на реальные и номинальные.
Реальным называется определение, раскрывающее существенные признаки самого предмета. Результатом такого определения являются суждения. Например, «Конституция – основной закон государства». Они могут быть истинными и ложными.
Номинальным называется определение, посредством которого взамен описания какого-либо предмета вводится новый термин (имя предмета), объясняется значение термина, его происхождение и т. п. Например, «Кредитор – термин, обозначающий физическое или юридическое лицо, перед которым данная организация имеет задолженность, отражённую в её балансе». В номинальном определении часто раскрывается и этимология того или иного термина. Например, термин «философия» происходит от греческих слов «филио» – люблю и «софия» – мудрость, что означает любовь к мудрости (или, как говорили раньше на Руси, любомудрие). Для номинальных определений характерно присутствие в их составе слов «называют (ся)», «обозначается», «происходит».
Реальные и номинальные определения различаются между собой по цели, которая достигается тем или иным определением. Реальные определения отвечают на вопрос, что представляет собой тот или иной предмет, номинальные – что обозначает то или иное слово или выражение. При этом необходимо иметь в виду, что реальные и номинальные определения взаимопревращаемы. Для примера сравним определения: «Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, выражающее реальное осуществление требований законности» и «Правопорядком называется состояние упорядоченности общественных отношений, выражающее реальное осуществление требований законности». При этом содержательная информация в каждом определении не меняется.
2). По способу раскрытия признаков определяемого предмета определения делятся на явные и неявные.
Явными называются определения, в которых указываются признаки, присущие определяемому предмету. В неявных определениях выявляются связи, в которых находится определяемый предмет с другим предметами.
Наиболее распространённым способом явного определения служитопределение через ближайший род и видовое отличие. Сущность его состоит в том, что при определении какого-либо предмета указывают на ближайшее родовое понятие, в объёме которого мыслится определяемый предмет, и называют его отличительный признак. Например, в определении «Реформа – преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры» родовым понятием является «преобразование какой-либо стороны общественной жизни», а словосочетание «не уничтожающее основ существующей социальной структуры» – видовой признак.
Разновидности родовидовых определений:
1) генетическое определение, смысл которого состоит в описании характерного для определяемого предмета способа образования или происхождения. Например, «Круг есть фигура, которая получается в результате вращения отрезка прямой вокруг одного из его конца в плоскости», «Наказание есть мера принуждения, назначаемая по приговору суда». Раскрывая способ образования предмета, его происхождение, генетическое определение играет важную познавательную роль, широко используется в ряде наук. Как разновидность явного определения, оно имеет ту же логическую структуру, что и определение через ближайший род и видовое отличие, подчиняется тем же правилам;
2) атрибутивно-реляционное – раскрывает сущность предмета, его природу и качества, их проявление во взаимодействии с другими предметами. Например, «металл»: качество – наличие свободных электронов, отношение к другим веществам – электропроводность;
3) функциональное – раскрывает предназначение предмета и его роль. Например, «Термометр – прибор для измерения температуры»;
4) структурное – определение по составу, перечисляются входящие в понятие элементы. Например, «Политическая система – совокупность государственных и негосударственных организаций и учреждений»;
5) операциональное – предметы выделяются посредством указания операций, с помощью которых можно эти предметы распознать.
Второй способ явного определения понятий – соотносительное определение (определение через противоположность), применяемое к универсальным, предельно общим понятиям, для которых нет ближайшего рода. Широко используется для определения философских категорий. Например, «Свобода – осознанная необходимость», «Возможность – это потенциальная действительность».
Неявным образом определяются единичные понятия, поскольку они не имеют видового отличия.
Разновидности неявных определений:
1) индуктивное – сам определяемый термин используется в выражении понятия, которое ему приписывается в качестве смысла. Примером может служить определение «оборонительной войны» через «войну, ведущуюся в целях защиты государства или конкретных территорий». Например, «натуральное число»: а) 1 – натуральное число; б) если n – натуральное число, то n+1 – натуральное число; б) никаких других натуральных чисел, кроме указанных выше, нет;
2) контекстуальное – позволяет выявить смысл незнакомого слова через контекст его употребления. На основе данного определения, не прибегая к словарю для перевода, если текст на иностранном языке, или к толковому словарю, если текст на родном языке, человек сам или определяет смысл слова, или формулирует его содержание. Один и тот же термин может трактоваться различными учёными и философами по-разному. Например, уравнение y = 7 (явный вид), а 10 – y = 3 (неявный вид);
3) определение через аксиомы: а) никакой объект не предшествует себе; б) если x предшествует y, а y предшествует z, то x предшествует z.
Существует несколько способов определения понятия, но среди них выделяется классический способ, который заключается в том, что определяемое понятие подводится под ближайшее к нему родовое понятие, после чего следует указание на его видовое отличие. Например, определение: «Астрономия – это наука о небесных телах»построено по классическому способу. В нём определяемое понятие «астрономия»сначала подводится под ближайшее к нему родовое понятие «наука»(астрономия – это обязательно наука, но наука – это не обязательно астрономия), а потом указывается на видовое отличие астрономии от других наук (...о небесных телах).
Следует иметь в виду, что в процессе реального общения довольно часто используются приёмы, заменяющие или дополняющие операцию определения понятий. К таким приёмам, прежде всего, относятся описание, характеристика, сравнение.
1). Описание – это перечисление внешних черт, чувственно воспринимаемых признаков и свойств предмета. Цель описания – создать с помощью чувственно-наглядного образа представление о предмете, позволяющего выделить его среди других: например, описание внешности преступника, потерпевшего, самого деяния, вообще обстоятельств какого-либо дела, литературного героя, исторического события. Описание бывает практически-обыденным или теоретическим (научным), поэтому оно может включать как несущественные, так и существенные признаки, которые чётко между собой не разграничиваются. Так, в опубликованной в Италии в 1876 году работе Чезаре Ломброзо «Преступный человек» описывается типичный преступник по определённым физическим признакам: скошенный лоб, удлинённые или неразвитые мочки ушей, ярко выраженные складки лица, чрезмерная волосистость или облысение головы, обострённая или притупленная чувствительность к боли и др.
2). Характеристика предназначена для перечисления важных и существенных в каком-то отношении признаков предмета, его внутренних отличительных свойств. Цель характеристики – не в создании наглядного образа, что присуще описанию, а в раскрытии степени пригодности этого объекта к решению конкретной задачи. Характеристика может быть как конкретной, так и общей. Примерами такого приёма являются технические характеристики бытовых приборов и аппаратуры. Часто характеристика даётся конкретному человеку с места работы или учёбы (например, подсудимому) или определённому типу людей (например, личности преступника).
Так, характеристика личности преступника имеет большое значение в уголовном и уголовно-исполнительном праве. Уголовно-правовая характеристика личности преступника ориентирована прежде всего на выделение признаков, которые могут оказать влияние на квалификацию содеянного (достижение определённого возраста, вменяемость, наличие или отсутствие специальных знаний субъекта и т. п.) или на назначение наказания (наличие или отсутствие судимости, пол, возраст).
Характеристика личности осуждённого выделяет те признаки личности, учёт которых имеет значение для эффективного исполнения наказания, достижения его целей (профессиональная подготовка и общеобразовательный уровень, соблюдение режима содержания в исправительном учреждении, отношение к труду и т. д.).
В характеристике личности могут отражаться черты характера, деловые качества, моральные принципы, общественно-политические взгляды, цели и мотивы деятельности.
3). Сравнение предполагает выделение в предмете важного в каком-то отношении признака и соотнесение этого предмета с другим, в котором аналогичный признак выражен особенно ярко. Этот приём, например, применяется в криминологии для определения «латентной (скрытой, неузнанной) преступности»: преступность – это айсберг, надводная часть которого известна, а подводная часть лишь предполагается. Подводная часть айсберга и есть латентная преступность. Сравнение часто используется на уровне художественного отображения действительности, выражается в форме ярких образов человека (быстрый как лань, смелый как лев).
4). Разъяснение посредством примера также дополняет операцию определения. Этот приём используется тогда, когда легче привести пример или примеры, которые могут раскрыть понятие, чем сделать попытку дать его строгое и чёткое определение. «Животный мир пустыни» определяется через понятия «верблюд», «ящерица». «Полезное ископаемое» – «нефть», «природный газ», «каменный уголь».
Разновидностью данного приёма является остенсивное определение (от лат. ostensio – показывание) – разъяснение слов или словосочетаний путём непосредственного указания предметов, ими обозначаемых. К нему часто прибегают при обучении иностранному языку: показывают предмет или его изображение и называют слово, его обозначающее. Так поступают и при разъяснении некоторых слов родного языка. Остенсивные определения не являются определениями как таковыми, так как не раскрывают смысла языкового выражения. К тому же, они не могут пояснить абстрактные понятия.
Правила определения:
1). Определение должно быть соразмерным, то есть объём определяющего понятия должен быть равен объёму определяемого понятия. Данное правило реализуется в следующем определении: «Правоспособность граждан – это способность иметь гражданские права и нести обязанности, то есть возможность быть участником всех дозволенных нормами закона гражданских правоотношений».
Несоблюдение этого правила ведёт к логической ошибке «несоразмерности определения», которая имеет три разновидности:
а) «слишком широкое определение» (Dfd < Dfn). Например, «Правоспособность граждан – это способность иметь гражданские права и нести обязанности, то есть возможность быть участником всех правоотношений». В данном случае не учитывается возможность быть участникомтолько дозволенных нормами закона и только гражданских правоотношений;
б) «слишком узкое определение» (Dfd > Dfn). Например, «Правоспособность граждан – это способность иметь гражданские права, то есть возможность быть участником всех дозволенных нормами закона гражданских правоотношений». Здесь не учитывается, что правоспособность граждан предполагает не только их способность иметь гражданские права, но и способность нести обязанности;
в) «определение в одном отношении широкое, а в другом отношении узкое» (Dfd < Dfn и Dfd > Dfn). Например, «Правоспособность граждан – это способность иметь гражданские права, то есть возможность быть участником всех правоотношений».
2). Определение не должно заключать в себе «порочного круга». Нельзя раскрывать определяемое понятие через самого себя, оно не должно повторяться в определяющем понятии. Нарушение этого правила ведёт к логической ошибке, которая называется «тавтология», когда определяющее понятие лишь повторяет определяемое. Например, «Возможность – это то, что может быть или не может быть», «Количество – характеристика предметов с количественной стороны», «Математика – то, чем занимаются математики», «Дееспособность граждан – это их деятельная способность действовать».
3). Определение должно быть чётким, ясным. Нарушение этого правила ведёт к двусмысленности определений. Например, неясными являются определения типа «Лев – царь зверей», «Верблюд – корабль пустыни», «Архитектура – застывшая музыка». Нельзя определять неизвестное через неизвестное, использовать метафоры.
4). Определение не должно быть отрицательным. Отрицательное определение не раскрывает содержания определяемого понятия. Оно указывает, чем не является предмет, не объясняя, чем он является. Таково, например, определение «Теория государства и права – это не криминология». Однако на определение отрицательных понятий это правило не распространяется. Например, «Антипатия – это чувство неприязни, нерасположения».
5). Нельзя принимать номинальные определения за реальные. Истолковывая номинальные определения в качестве реальных к ним добавляют новую, не содержащуюся в них информацию (например, о существовании предметов), что может привести к ложному утверждению.
Знание правил определения – необходимое, но далеко не достаточное условие выработки строго научных определений, соответствующих действительности. Определение – не только результат познавательной деятельности, но и сложный, длительный процесс. Ведь существо предмета не лежит на поверхности, оно скрыто за бесчисленными явлениями.
Таким образом, определение понятий играет важную роль и для юриста. Выражая в сжатом виде знание об изучаемом предмете, оно не только служит познанию правовой действительности, но и развивает правильное мышление, выступает средством формулирования точных и глубоких выводов. Раскрывая главное в предмете, определение позволяет выделить данный предмет, отличить его от других предметов или осуществить обобщение, предостерегает от смешения понятий, от путаницы в рассуждениях. И в этом огромная ценность определений в познании и практической деятельности.
II. Обобщение – логическая операция перехода от видового понятия с меньшим объёмом к родовому понятию с большим объёмом путём исключения из содержания данного видового понятия его видообразующего признака. Так, если из содержания понятия «юридическая академия» исключить видовой признак «юридическая», то получим родовое понятие «академия». «Конституция» обобщается в «закон». В результате обобщения содержание понятия уменьшается.
Для соблюдения правильности обобщения необходимо последовательно переходить от вида к роду, включающему в себя данный вид. Переход от одного рода к другому роду и от части к целому – логические ошибки.
Пределом обобщения являются категории. Категории – это наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие существенные, закономерные связи объективной действительности и познания. Они не имеют своего рода. Категории наук различаются по степени общности. Самыми общими являются философские категории (материя, движение, пространство, время, сознание, противоречие, причина, следствие, необходимость, случайность и др.). Примеры научных категорий: жизнь, организм (биология), элемент (химия), общество (социальные науки), право (юридические науки).
III. Ограничение – логическая операция перехода от родовых понятий с большим объёмом к видовым понятиям с меньшим объёмом путём прибавления к содержанию родового понятия видообразующего признака. Эта операция противоположна обобщению понятий. Например, если к содержанию понятия «юрист» добавить видообразующий признак, показывающий его специализацию, то получим новое понятие «юрист-криминолог», которое является видовым понятием по отношению к исходному, родовому понятию. В результате ограничения содержание понятия увеличивается: «населённый пункт» → «город» → «столица» → «столица России». Так же, если к содержанию понятия «геометрическая фигура»прибавить признак «иметь равные стороны и прямые углы»,то оно превратится в понятие «квадрат»,которое будет видовым по отношению к исходному родовому понятию «геометрическая фигура».
Пределом ограничения является единичное понятие.
Логическая операция ограничения понятия широко применяется в правовой деятельности, в частности при квалификации конкретного преступления. В этом случае осуществляется последовательный переход от понятия с большим объёмом к понятию с меньшим объёмом. Например, «деяние» → «правонарушение» → «уголовное преступление» → «разбой».
При ограничении понятий важно соблюдать правило последовательного перехода от рода к виду, а не другому роду (логическая ошибка: «предприятие» → «администрация предприятия»). Ещё одна логическая ошибка – плеоназм (излишество): «круглый шар», «памятный сувенир», «другая альтернатива», «контактный телефон», «нервный стресс», «законное право».
Таким образом, изменяя объём исходного понятия, мы изменяем и его содержание, осуществляя тем самым переход к новому понятию – с большим объёмом и меньшим содержанием (обобщение) или с меньшим объёмом и большим содержанием (ограничение). Логические операции обобщения и ограничения основаны на законе обратного отношения между объёмом и содержанием понятия. Данные операции имеют противоположную направленность.
Ограничения и обобщения понятий складываются в логические цепочки, в которых каждое понятие (за исключением начального и конечного) является видовым по отношению к одному соседнему понятию и родовым по отношению к другому. Например, если последовательно обобщать понятие «Солнце»,то получится следующая цепочка: Солнце ® звезда ® небесное тело ® физическое тело ® форма материи.
В этой цепочке, как видим, понятие «звезда»является родовым по отношению к понятию «Солнце»,но видовым по отношению к понятию «небесное тело»; так же понятие «небесное тело»является родовым по отношению к понятию «звезда»,но видовым по отношению к понятию «физическое тело»и т. д. Понятно, что движение по нашей цепочке от понятия «Солнце»к понятию «форма материи»представляет собой серию последовательных обобщений, а движение в обратном направлении – ограничений.
Логические операции обобщения и ограничения имеют большое значение в процессе мышления: переходя от понятий одного объёма к понятиям другого объема, мы уточняем предмет нашей мысли, закрепляем полученные знания, делаем наше мышление более определённым и последовательным.
IV. Деление (от лат. divisio – разделение, распределение, раздача) – логическая операция, раскрывающая объём понятия. В результате деления родовое понятие распределяется на составные части. Например, буквы алфавита разделяются на гласные и согласные. Деление отвечает на вопрос: «Каковы формы данного предмета?»
В структуре этой операции различают:
1) делимое понятие – родовое понятие, объём которого подвергается делению;
2) результаты (члены) деления – видовые понятия, получающиеся в результате деления и находящиеся друг с другом в отношениях соподчинения;
3) основание деления – признак, по которому производится деление.
Логическая операция деления не применима к единичным понятиям.
В качестве основания могут быть использованы различные признаки делимого понятия. Выбор признака зависит от цели деления, от практических задач. Вместе с тем к основанию деления предъявляются некоторые требования, важнейшее из которых – объективность основания. Не следует, например, делить учебные дисциплины на интересные и неинтересные. Такое деление субъективно не только по форме, но и по содержанию: одна и та же учебная дисциплина может быть интересной для одного обучаемого и неинтересной для другого.
Деление бывает двух видов: по изменению видообразующего признака и дихотомическое.
Сущность деления по изменению видообразующего признака состоит в том, что каждый из видов, получаемых в результате деления, обнаруживает один и тот же общий признак, но у каждого из них он находит специфическое проявление. Например, функции государства по сферам деятельности делятся на внутренние и внешние; по продолжительности действия – на постоянные и временные; по социальной значимости – на основные и второстепенные. Углы треугольника по своей величине разделяются на острые, прямые и тупые. Объём делимого понятия не всегда оказывается исчерпанным.
Сущность дихотомического (от греч. dicha – на две части, tome – сечение) деления состоит в выделении двух противоречащих друг другу результатов деления, объёмы которых полностью исчерпывают объём делимого понятия. Например, «государственные налоги делятся на прямые и непрямые», «вещества – органические и неорганические», «природа – живая и неживая», «химические элементы – металлы и неметаллы». Деление может быть многоступенчатым.
Недостатком этого способа деления является то, что остаётся каждый раз неопределённой часть объёма делимого понятия, именно та часть, которая обозначается частицей «не». Одновременно удобство дихотомического деления заключается в следующем: во-первых, оно всегда соразмерно; во-вторых, члены деления исключают друг друга; в-третьих, деление производится только по одному основанию. В связи с этим дихотомическое деление очень распространено, хотя и применяется не во всех случаях.
Применяется и смешанное деление – сочетание деления по изменению видообразующего признака и дихотомического деления.
Особую значимость имеет деление в правовой сфере, в частности в законодательстве. Так, в Конституции Российской Федерации указывается: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Такое деление имеет большое значение для жизнедеятельности государства.
Частным, но очень распространенным случаем деления понятия по видоизменению признака является классификация. Классификация – это распределение предметов по группам (классам), где каждый элемент имеет своё постоянное, определённое место.
Свойства классификации:
1) последовательность деления, где каждый вид делится на подвиды с точки зрения признаков, важных для решения теоретических и практических задач;
2) относительно устойчивый характер деления, сохраняется длительное время, хотя может дополняться и уточняться по мере развития науки;
3) выбор основания классификации позволяет судить о свойствах членов деления (периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева построена по основанию «масса атомного ядра»);
4) представление результатов классификации в виде таблиц и схем.
Так, классификация лежит в основе закона о порядке государственной службы (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства), который был введён в Российской империи в 1722 году указом Петра I и назывался «Табель о рангах».
В соответствии с этим законодательным актом все чины подразделялись на 3 типа: воинские, статские (гражданские) и придворные. Все они делились на 14 классов. Воинские чины состояли из 4 разрядов (гвардия, сухопутные, артиллерийские и морские) и объявлялись выше соответствующих им по классу статских и придворных. Чины в гвардии были на класс выше других воинских чинов. Для примера приведём из Табели о рангах наименования чинов статских и военных:
1. Канцлер (генерал-фельдмаршал; генерал от инфантерии, кавалерии, артиллерии, инженер-генерал).
2. Действительный тайный советник (генерал-полковник).
3. Тайный советник (генерал-лейтенант).
4. Действительный статский советник (генерал-майор).
5. Статский советник (бригадир в XVIII в., далее – нет эквивалента).
6. Коллежский советник (полковник).
7. Надворный советник (подполковник).
8. Коллежский асессор (капитан; ротмистр).
9. Титулярный советник (штабс-капитан; штабс-ротмистр).
10. Коллежский секретарь (поручик).
11. Корабельный секретарь – в XIX в. не присваивался (нет эквивалента).
12. Губернский секретарь (подпоручик; корнет).
13. Провинциальный секретарь; сенатский, кабинетский, синодальный регистратор (прапорщик).
14. Коллежский регистратор (нет эквивалента).
Следовательно, вполне очевидно, что Табель о рангах как раз и представляет собой разновидность логической операции деления.
А классификация преступлений в Уголовном кодексе Российской Федерации важна не только для теоретического осмысления многообразных форм проявления такого противоправного деяния, как преступление, но и для правильной практической квалификации того или иного конкретного преступного деяния.
Примеры искусственной классификации: расположение фамилий в списке группы в алфавитном порядке, нумерация книг и статей в списке литературы, предметные и именные указатели.
В процессе деления понятия необходимо соблюдать ряд правил, которые обеспечивают чёткость и полноту деления:
1). Деление должно быть соразмерным, то есть объём делимого понятия должен быть равен сумме объёмов результатов деления. Нарушение этого правила ведёт к логической ошибке, которая может быть двух видов:
а) «неполное деление», когда деление произведено узко и ряд результатов деления не назван. Например, «Основы конституционного строя Российской Федерации делятся на экономические и социальные». В приведённом примере перечислены не все основы, не названными оказались политические. «Арифметические действия – сложение, вычитание, умножение, деление». Не названо возведение в степень и извлечение корня. Во избежание подобной ошибки при большом числе результатов деления прибегают к использованию выражений «и другие», «и так далее», «и тому подобное»;
б) «деление с излишними результатами», когда помимо всех результатов деления называются и виды, не соответствующие основанию деления. Например, «Основы конституционного строя Российской Федерации делятся на экономические, социальные, политические и военные». В этом делении понятие «военные» явно лишнее. «Ветви государственной власти – законодательная, исполнительная, судебная, СМИ». «Химические элементы – металлы, неметаллы, сплавы».
2). Деление должно производиться по одному основанию. Хотя объём одного и того же понятия можно разделить по-разному в зависимости от избранного основания, однако при однократном делении нельзя наряду с видами, соответствующими основанию деления, называть виды, ему не соответствующие. Ошибка, возникающая при нарушении этого правила, носит название «подмена основания». Нельзя делить одновременно по двум и более основаниям. В этом случае имеет место перекрёстное (сбивчивое) деление, так как происходит пересечение объёмов понятий, полученных в результате деления. Ошибочно, например, такое деление: «договоры между физическими лицами бывают устные, письменные и справедливые». «Население разделяется на мужчин, женщин, стариков и детей» (смешение двух оснований деления – по полу и возрасту).
3). Деление должно быть последовательным и непрерывным. Нарушение этого правила ведёт к логической ошибке «скачок в делении». Такую ошибку, к примеру, совершают, когда говорят: «Средства массовой информации делятся на государственные, коммерческие, местные, независимые и военные». Это неверно, так как средства массовой информации делятся на гражданские и военные, а те, в свою очередь, подразделяются на ряд подвидов. «Сказуемые делятся на простые, составные глагольные и составные именные».
4). Результаты деления должны исключать друг друга, то есть их объёмы не должны пересекаться, они должны быть несовместимыми соподчинёнными понятиями. В этом смысле деление, например, стран мира на восточные и западные является правильным, а на восточные, западные, северные и южные – неправильным, потому что как восточные, так и западные страны включают в себя и северные, и южные.
Подводя итог, важно отметить, что деление понятий помогает правильно распределить предметы по группам, изучить их, а следовательно, глубже познать весь класс в целом.
Таким образом, понятие является одной из основных форм абстрактного мышления. Оно способно не только замещать или представлять предметы, но и анализировать их, отвлекаясь от несущественного, случайного, что позволяет глубже проникать в действительность, отображать её с большей полнотой. Понятие не только замещает предмет, но и вводит его в систему сложных связей и отношений. Именно понятия составляют основу построения других форм абстрактного мышления – суждений и умозаключений.