Организация диагностики на третьем году жизни

Комплексное обследование речестановления ребенка раннего возраста организуется в три этапа: 11.

· I этап – ориентировочный. Включает в себя: сбор анамнестических данных и определение актуального соматического и неврологического статуса ребенка (невролог, педиатр, логопед, родители); изучение микросоциальных условий развития ребенка (логопед, родители, педагог). 12.

· II этап – диагностический включает в себя: обследование психофизиологических компонентов овладения речью (логопед, психолог); изучение когнитивных компонентов речеязыкового развития ребенка (психолог, педагог); обследование доступных ребенку средств общения (логопед). 13.

· III этап – дифференциальный включает в себя: разграничение отклонений речевого развития и задержки речевого развития темпового характера (логопед); определение типа отклонений речевого развития с помощью графического изображения коммуникативного профиля ребёнка (логопед). На данном этапе рекомендуется использовать компьютерную программу, которая поможет вам быстро провести дифференциальную диагностику (Е.В. Шереметьева). 14.

· IV этап – коррекционно-предупредительный включает в себя: составление индивидуального коммуникативно-языкового профиля ребёнка (логопед, психолог, педагог); составление плана коррекционно-предупредительного воздействия (логопед, психолог, педагог); определение специалистов, необходимых для работы с ребёнком (логопед).

15.

Изучаемые параметры.

16. На первом, клинико-логопедическом этапе обследования тщательно собираются анамнестические данные (как клинический, так и речевой анамнез), проверяется состояние слуха, изучается медицинская документация, проводится неврологическое обследование ребенка (О.Е. Громова, Г.В. Чиркина и др.).

Сбор анамнестических данных предполагает: исследование предречевого развития ребенка (наличие в речевом анамнезе гуления, лепета, вокализаций, вокабул, слогового лепета, его разнообразия); наиболее полное выявление наличия пренатальной, натальной и постнатальной патологии; детальное изучение данных о соматическом состоянии ребенка.

17. Второй социально-педагогический этап предполагает тщательное изучение когнитивных компонентов развития речеязыковой системы ребенка раннего возраста. Основные методы изучения: анкетирование воспитателей и родителей, видеонаблюдение за самостоятельными и организованными игровыми действиями детей, речевой активностью в игре, за их эмоциональным реагированием в различных ситуациях. Основные параметры изучения когнитивных компонентов: игровые действия, речевая активность в игре, стимуляция потребности общения с близким взрослым, эмоциональное реагирование ребенка.

18. На третьем, собственно логопедическом, этапе обследования логопед тщательно изучает состояние языковых и психофизиологических компонентов речестановления ребенка. Основные методы, используемые логопедом на этом этапе: опрашивание родителей, анкетирование воспитателей, предъявление специальных заданий по вы- явлению состояния голосовых модуляций и фонемати-ческого восприятия ребенка, видеонаблюднение за способом выполнения предъявленных проб и за процессом приема пищи. Основные параметры изучения языковых и психо-физиологических процессов: ритмическая организация речевой продукции, основной тон голоса, мелодика голоса, моторные предпосылки артикуляции, фонематическое восприятие.

19. Четвертый этап обследования. На четвертом этапе исследования проводится типизация отклонений речевого развития по проявлению признаков в обозначенных составляющих речевых систем детей.

20.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: