Задача: уточнение существующих, вызывание и закрепление новых вербальных средств общения.
Предупредительное воздействие в данном блоке начинается с развития слухового, зрительного внимания.
Основные методы и приемы:
· подкрепление коммуникативного жеста соответствующим словом и музыкальным сопровождением;
· вызывание подражания слову взрослого;
· маркирование начала и окончания процесса движения словом;
· сопровождение движения ритмизованным текстом.
16. Также Е.В. Шереметьевой был разработан и апробирован прием введения лексемы через соответствующий жест при помощи музыкально-ритмического сопровождения.
Формирование ритмической основы слоговой структуры слова первоначально предполагает использование приемов ритмизации слов, фраз с помощью введения внешней схемы ритма. В качестве внешней схемы выступают известные в логопедии методы прохлопывания, пропрыгивания, простукивания. Однако, учитывая особенности развития уровня произвольности двигательной сферы детей третьего года жизни, внутренняя ритмическая структура лексем задается через чувство ритма близкого взрослого.
|
|
Важной основой для коррекции просодических компонентов речевого развития детей с отклонениями в овладении речью является удлинение физиологического ротового выдоха с целью создания аэродинамической основы речевой деятельности. Оно осуществляется на первоначальных этапах традиционными логопедическими приемами: подуй, подыши, сдуй, как дует ветерок и т.п. В обучении восприятию интонации используется так называемый «материнский» метод интонирования, упоминаемый Т.Н. Ушаковой, С.Н. Цейтлин для более ранних этапов предречевого развития ребенка. Этот прием для детей раннего возраста заключается в: замедлении темпа обращенной к детям речи взрослого; утрированности повествовательной, восклицательной или побудительной интонаций в речи, об- ращенной к ребенку; мелодичности и певучести каждого слова в обращенной речи. С целью развития просодических компонентов речи на данном этапе также применяется прием пропевания вслед за взрослым.
Клинико-логопедический блок
Задачи: определение актуального соматического и неврологического статуса ребенка;
Для определения соматического и неврологического статуса ребенка необходимо собрать анамнестические данные и провести неврологическое обследование детей.
Подготовка моторных предпосылок артикуляции базируется на использовании набора приемов и способов:
· имитация акта жевания, подготавливающая координацию движений нижнечелюстных, губных мышц, мышц языка и глотки;
|
|
· контроль пищевого поведения;
· элементы логопедического массажа.
· Развитие слухового неречевого гнозиса опирается на узнавание бытовых и природных шумов, различение мелодий и музыкальных звуков, дифференциацию звучания игрушек и голосов животных.
На данном этапе используются игровые упражнения, предложенные Н.Х. Швачкиным, М.Е. Хватцевым, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, по развитию слухового внимания к различным неречевым звукам и месту их локализации через соотнесение неречевых звуков с различными предметами и действиями. Подготовка слухового восприятия начинается с упражнений на различение неречевых звуков и направления их звучания с обязательным привлечением внимания вербальной инструкцией: «Где звучит? Что звучит?» С этой целью на фронтальных и индивидуальных занятиях используются звуки колокольчика, сигнала машины, металлофона, маракасов, музыкальной коробочки, дудочки, бубна и т.п.
Коррекция двигательных основ артикуляционного праксиса осуществляется на индивидуальных занятиях и в семьях дома. На индивидуальных занятиях учитель-логопед использует элементы логопедического массажа. Родители дома должны искусственно моделировать акт приема пищи, контролировать пищевое поведение ребенка и тренировать органы периферической части артикуляционного аппарата (массаж зубной щеткой, губной захват соломинок, с уменьшением диаметра, стимуляция движений языка вперед, вверх, в стороны и т.п.)
18. Так же проводятся различные упражнения:
· Упражнение для улучшения подвижности и укрепления мышц языка
· Упражнения для укрепления губных мышц
· Упражнения для укрепления нижнечелюстных мышц
· Упражнения для активизации мягкого неба
· Упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата с одновременной тренировкой речевого дыхания.
Социально-педагогический блок
Задача: формирование через все виды деятельности ребенка значимости вербального раздражителя (инструкция взрослого) как наиболее важного среди всех сенсорных.
Основные методы и приемы:
· ограничение ближайшим взрослым окружением ребенка вербальной инструкции до двух—трех слов (7–8 слогов) из его ближайшего ситуативного окружения;
· выдерживание паузы до 5 секунд после ее предъявления; повтор паузы в первоначальном варианте (если ребенок не выполнял инструкцию);
· включение в обращенную речь опорного для понимания ребенка элемента (хорошо знакомого слова, указательного жеста).
Применение обозначенных методов и приемов позволяет организовать адекватные возможностям ребенка коммуникативные отношения в диаде «заинтересованный взрослый — ребенок с отклонениями в речевом развитии», установить близкий эмоциональный контакт. Это способствует привлечению внимания ребенка к звучащему слову, его ритму и интонационному оформлению, появлению подражания слову взрослого, подготовке слухового восприятия и оральных двигательных основ к активной вербальной коммуникации, появлению фонационной и речевой активности в игровых действиях, что в целом свидетельствует о готовности к усвоению вербальных средств коммуникации.
20. Основной этап
Цель: формирование вербальных средств коммуникации во всех трех блоках.