Музыкально-логопедический блок

Задача: уточнение существующих, вызывание и закрепление новых вербальных средств общения.

Предупредительное воздействие в данном блоке начинается с развития слухового, зрительного внимания.

Основные методы и приемы:

· подкрепление коммуникативного жеста соответствующим словом и музыкальным сопровождением;

· вызывание подражания слову взрослого;

· маркирование начала и окончания процесса движения словом;

· сопровождение движения ритмизованным текстом.

16. Также Е.В. Шереметьевой был разработан и апробирован прием введения лексемы через соответствующий жест при помощи музыкально-ритмического сопровождения.

Формирование ритмической основы слоговой структуры слова первоначально предполагает использование приемов ритмизации слов, фраз с помощью введения внешней схемы ритма. В качестве внешней схемы выступают известные в логопедии методы прохлопывания, пропрыгивания, простукивания. Однако, учитывая особенности развития уровня произвольности двигательной сферы детей третьего года жизни, внутренняя ритмическая структура лексем задается через чувство ритма близкого взрослого.

Важной основой для коррекции просодических компонентов речевого развития детей с отклонениями в овладении речью является удлинение физиологического ротового выдоха с целью создания аэродинамической основы речевой деятельности. Оно осуществляется на первоначальных этапах традиционными логопедическими приемами: подуй, подыши, сдуй, как дует ветерок и т.п. В обучении восприятию интонации используется так называемый «материнский» метод интонирования, упоминаемый Т.Н. Ушаковой, С.Н. Цейтлин для более ранних этапов предречевого развития ребенка. Этот прием для детей раннего возраста заключается в: замедлении темпа обращенной к детям речи взрослого; утрированности повествовательной, восклицательной или побудительной интонаций в речи, об- ращенной к ребенку; мелодичности и певучести каждого слова в обращенной речи. С целью развития просодических компонентов речи на данном этапе также применяется прием пропевания вслед за взрослым.

Клинико-логопедический блок

Задачи: определение актуального соматического и неврологического статуса ребенка;

Для определения соматического и неврологического статуса ребенка необходимо собрать анамнестические данные и провести неврологическое обследование детей.

Подготовка моторных предпосылок артикуляции базируется на использовании набора приемов и способов:

· имитация акта жевания, подготавливающая координацию движений нижнечелюстных, губных мышц, мышц языка и глотки;

· контроль пищевого поведения;

· элементы логопедического массажа.

· Развитие слухового неречевого гнозиса опирается на узнавание бытовых и природных шумов, различение мелодий и музыкальных звуков, дифференциацию звучания игрушек и голосов животных.

На данном этапе используются игровые упражнения, предложенные Н.Х. Швачкиным, М.Е. Хватцевым, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, по развитию слухового внимания к различным неречевым звукам и месту их локализации через соотнесение неречевых звуков с различными предметами и действиями. Подготовка слухового восприятия начинается с упражнений на различение неречевых звуков и направления их звучания с обязательным привлечением внимания вербальной инструкцией: «Где звучит? Что звучит?» С этой целью на фронтальных и индивидуальных занятиях используются звуки колокольчика, сигнала машины, металлофона, маракасов, музыкальной коробочки, дудочки, бубна и т.п.

Коррекция двигательных основ артикуляционного праксиса осуществляется на индивидуальных занятиях и в семьях дома. На индивидуальных занятиях учитель-логопед использует элементы логопедического массажа. Родители дома должны искусственно моделировать акт приема пищи, контролировать пищевое поведение ребенка и тренировать органы периферической части артикуляционного аппарата (массаж зубной щеткой, губной захват соломинок, с уменьшением диаметра, стимуляция движений языка вперед, вверх, в стороны и т.п.)

18. Так же проводятся различные упражнения:

· Упражнение для улучшения подвижности и укрепления мышц языка

· Упражнения для укрепления губных мышц

· Упражнения для укрепления нижнечелюстных мышц

· Упражнения для активизации мягкого неба

· Упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата с одновременной тренировкой речевого дыхания.

Социально-педагогический блок

Задача: формирование через все виды деятельности ребенка значимости вербального раздражителя (инструкция взрослого) как наиболее важного среди всех сенсорных.

Основные методы и приемы:

· ограничение ближайшим взрослым окружением ребенка вербальной инструкции до двух—трех слов (7–8 слогов) из его ближайшего ситуативного окружения;

· выдерживание паузы до 5 секунд после ее предъявления; повтор паузы в первоначальном варианте (если ребенок не выполнял инструкцию);

· включение в обращенную речь опорного для понимания ребенка элемента (хорошо знакомого слова, указательного жеста).

Применение обозначенных методов и приемов позволяет организовать адекватные возможностям ребенка коммуникативные отношения в диаде «заинтересованный взрослый — ребенок с отклонениями в речевом развитии», установить близкий эмоциональный контакт. Это способствует привлечению внимания ребенка к звучащему слову, его ритму и интонационному оформлению, появлению подражания слову взрослого, подготовке слухового восприятия и оральных двигательных основ к активной вербальной коммуникации, появлению фонационной и речевой активности в игровых действиях, что в целом свидетельствует о готовности к усвоению вербальных средств коммуникации.

 

20. Основной этап

Цель: формирование вербальных средств коммуникации во всех трех блоках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: