Задачи: ритмическая организация речевой продукции (восприятие и воспроизведение ритма слова); развитие интонации через формирование голоса, голосовых модуляций и речевого дыхания.
Основные методы и приемы:
· пропрыгивание (при помощи близкого взрослого);
· прохлопывание (сначала с помощью взрослого, потом самостоятельно) ритма слова/фразы;
· утрированное интонирование обращенной к ребенку речи взрослого;
· пение вокализов с произвольным повышением или понижением тона;
· пение гласных звуков, открытых слогов плавно и отрывисто.
Также был использован прием интериоризации внешней ритмической схемы как один из приемов подготовки ребенка третьего года жизни самостоятельному отстукиванию ритма: Логопед демонстрирует и ограничивает количество ударов внешней инструкцией: «Прохлопаем/простучим слово «ли-са», вот так (прохлопывает/простукивает сам).
Социально-педагогический блок
Задача: насыщение речи, обращенной к ребенку, эмоционально утрированными интонацией и ритмом.
|
|
Основные методы и приемы: сопровождение передвижения детей хорошо ритмизованными стихотворными строками; включение в совместную деятельность пропевания потешек, прибауток, подобранных или созданных специально для эксперимента по каждой лексической теме в соответствии с возрастными особенностями; включение родителями процессуальных игровых действий детей с игрушками в сюжет, при этом родители должны показывать образец разыгрывания разных ролей.
Клинико-логопедический блок
Задачи: медикаментозное (по показаниям) лечение; дифференциация гласных звуков, свистящих и шипящих, твердых и мягких; уточнение артикуляции гласных звуков, согласных, доступных артикуляционным возможностям ребенка; создание базовых двигательных умений для постановки артикуляторно более сложных звуков.
Коррекция фонематического восприятия осуществляется при помощи заданий на различение и соотнесение характера звучания с сюжетным героем или реальным предметом, начиная с вопроса «Кто это идет?» Дети определяли звучание музыкальных тем: высокий регистр — мышка, птичка, средний регистр — лиса, заяц, низкий регистр — медведь.
С возрастанием слухоречевых возможностей детей вводятся упражнения на различение и соотнесение речевых звуковых комплексов с сюжетными героями. Каждое такое упражнение начинается вопросом «Кто так говорит?» или «Кто так поет?»: пых-пых, уф-уф (ежик), тяф-тяф (лиса), пи-пи (цыпленок, мышка), жжж (жук), сссс (муха), зззз (комарик) и т.д.
В конце обучения применяются задания на слуховую дифференциацию существительных, названия которых сходны по фонетическому оформлению и отличаются одним гласным звуком: шапка — шубка, мышка — мишка, мышка — мушка.
|
|
Применение системы методов и приемов по обозначенным направлениям позволяет в оптимальные сроки компенсировать имеющиеся отклонения в развитии артикуляционного праксиса с резко выраженными, выраженными отклонениями речевого развития и отклонениями, обусловленными недоразвитием психофизиологических и когнитивных компонентов.
В целом такая система поэтапного коррекционно-предупредительного воздействия благоприятно влияет на эмоциональное реагирование ребенка, самостоятельную творческую игру как с сюжетными игрушками, так и с предметами-заместителями, активизацию речевого сопровождения игры, развитие фонематического восприятия и артикуляционной моторики. Таким образом позволяет нормализовать процесс речевого развития детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью или приблизить его к нормальному онтогенезу речи.