Музыкально-логопедический блок

Задачи: ритмическая организация речевой продукции (восприятие и воспроизведение ритма слова); развитие интонации через формирование голоса, голосовых модуляций и речевого дыхания.

Основные методы и приемы:

· пропрыгивание (при помощи близкого взрослого);

· прохлопывание (сначала с помощью взрослого, потом самостоятельно) ритма слова/фразы;

·  утрированное интонирование обращенной к ребенку речи взрослого;

· пение вокализов с произвольным повышением или понижением тона;

· пение гласных звуков, открытых слогов плавно и отрывисто.

Также был использован прием интериоризации внешней ритмической схемы как один из приемов подготовки ребенка третьего года жизни самостоятельному отстукиванию ритма: Логопед демонстрирует и ограничивает количество ударов внешней инструкцией: «Прохлопаем/простучим слово «ли-са», вот так (прохлопывает/простукивает сам).

 

Социально-педагогический блок

Задача: насыщение речи, обращенной к ребенку, эмоционально утрированными интонацией и ритмом.

Основные методы и приемы: сопровождение передвижения детей хорошо ритмизованными стихотворными строками; включение в совместную деятельность пропевания потешек, прибауток, подобранных или созданных специально для эксперимента по каждой лексической теме в соответствии с возрастными особенностями; включение родителями процессуальных игровых действий детей с игрушками в сюжет, при этом родители должны показывать образец разыгрывания разных ролей.

Клинико-логопедический блок

Задачи: медикаментозное (по показаниям) лечение; дифференциация гласных звуков, свистящих и шипящих, твердых и мягких; уточнение артикуляции гласных звуков, согласных, доступных артикуляционным возможностям ребенка; создание базовых двигательных умений для постановки артикуляторно более сложных звуков.

Коррекция фонематического восприятия осуществляется при помощи заданий на различение и соотнесение характера звучания с сюжетным героем или реальным предметом, начиная с вопроса «Кто это идет?» Дети определяли звучание музыкальных тем: высокий регистр — мышка, птичка, средний регистр — лиса, заяц, низкий регистр — медведь.

С возрастанием слухоречевых возможностей детей вводятся упражнения на различение и соотнесение речевых звуковых комплексов с сюжетными героями. Каждое такое упражнение начинается вопросом «Кто так говорит?» или «Кто так поет?»: пых-пых, уф-уф (ежик), тяф-тяф (лиса), пи-пи (цыпленок, мышка), жжж (жук), сссс (муха), зззз (комарик) и т.д.

В конце обучения применяются задания на слуховую дифференциацию существительных, названия которых сходны по фонетическому оформлению и отличаются одним гласным звуком: шапка — шубка, мышка — мишка, мышка — мушка.

Применение системы методов и приемов по обозначенным направлениям позволяет в оптимальные сроки компенсировать имеющиеся отклонения в развитии артикуляционного праксиса с резко выраженными, выраженными отклонениями речевого развития и отклонениями, обусловленными недоразвитием психофизиологических и когнитивных компонентов.

В целом такая система поэтапного коррекционно-предупредительного воздействия благоприятно влияет на эмоциональное реагирование ребенка, самостоятельную творческую игру как с сюжетными игрушками, так и с предметами-заместителями, активизацию речевого сопровождения игры, развитие фонематического восприятия и артикуляционной моторики. Таким образом позволяет нормализовать процесс речевого развития детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью или приблизить его к нормальному онтогенезу речи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: