Частные методы и приемы менеджмента в государственной службе, применяемые в Главном управлении

 

Основной сложностью применения каких-либо методов и приемов менеджмента в государственной службе Главного управления является её разнообразие и многосоставность.

И правда, к военнослужащим тяжело и неэффективно применять те же методы, что к гражданским служащим и наоборот.

Поэтому в данной работе предлагаю рассматривать каждую категорию государственной службы по отдельности, что бы потом свести общее мнение в выводе по данной главе.

Итак, военнослужащие и сотрудники внутренней службы. Так как уровень оплаты труда у военнослужащих и сотрудников достаточно низкий, то, в целях поддержания мотивации выполнения служебных обязанностей государством определена мера поощрения в виде ежеквартальных премий, которой, однако, за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей могут лишить. Однако практика показывает, что военнослужащих и сотрудников крайне редко лишают квартальных и иных премий (например, в Главном управлении в 2010 году эта мера применялась всего 2 раза). Также остаются поощрительные меры в виде награждений грамотами, благодарностями, медалями и т.п.

Но как ни странно, эффективность и высокая производительность труда в Главном управлении обеспечивается не материальными поощрениями, а жесткой системой контроля, не допускающей срывов и опозданий. Например, для организации контроля за исполнением поручений, поступающих по направлениям деятельности, кроме оперативного и общего отделов, организовывающих контрольную деятельность, в каждом подразделении Главного управления назначен ответственный, имеющий ежедневно на руках так называемый «бегунок контролей». Сверяясь с ним ответственный ведет непрерывный прессинг исполнителей, торопя, напоминая и подгоняя их работу. Благодаря контролю, а также вбитой в головы военнослужащих субординации случаи не выполнения контрольного задания в Главном управлении можно буквально пересчитать по пальцам, и то, из-за специфики бюрократии, эти «пальцы» будут объяснены и мотивированно отложены.

Еще одним примером повышения дисциплины и производительности труда служит тот факт, что в Главном управлении для военнослужащих и сотрудников установлено правило еженедельного строевого смотра внешнего вида. Утро каждого понедельника военнослужащие и сотрудники встречают в строю и проходят проверку внешнего вида. Таким контролем за внешним видом военнослужащих и сотрудников достигается повышение ответственности и дисциплины, что в дальнейшем позволяет поддерживать высокие темпы деятельности.

Как и в военной службе установлена строгая вертикаль подчиненности, с беспрекословным выполнением приказов старших по званию.

Одной из особенностей и, на мой взгляд, одним из минусов этой вертикали, является невозможность получения следующей должности или звания без соответствующей выслуги лет, а любое назначение на должность требует наличия определенного звания.

При этом основная деятельность Главного управления ориентирована именно на рядовых граждан, что можно рассматривать как один из признаков применения прогрессивного метода менеджмента, а именно ориентация на конечного потребителя услуг. Например, практически вся группировка федеральной противопожарной службы по Калужской области – это сотрудники внутренней службы, на которых распространяются все правила и требования, предъявляемые к военнослужащим и сотрудникам Главного управления.

Как мы видим, большинство методов и приемов, применяемы в среде военнослужащих и сотрудников перекочевали из армии и армейских традиций, но надо признать, что именно применение строгих, принципиальных мер воздействия на личный состав способствует тому, что Главное управление по многим показателям было и остается лучшим в границах ЦФО.

Государственная гражданская служба. В Главном управлении представленные два её подвида, это федеральная государственная служба, и государственная служба Калужской области.

Здесь материально поощрение менее распространено, так как премия включена в ежемесячное денежное содержание, и единственное, что можно варьировать, это размер надбавки за особые условия работы.

Однако гражданских служащих чаще премируют в связи с выполнением определенных задач, либо в связи с памятными и праздничными датами по результатам трудовой деятельности.

При этом материальная заинтересованность государственных служащих может быть связана с тем, что их активность и работоспособность практически никак не влияют на увеличение заработной платы, но при это их бездействие не уменьшает её. Стабильность и неотвратимость выплаты жалованья, причем жалованья официального, с обязательными отчислениями в пенсионный фонд с одной стороны стимулирует, а с другой расхолаживает.

Как и на военных и сотрудников, на гражданских служащих распространяется установленная в Главном управлении система контроля за выполнением поручений.

Одним из положительных приемов менеджмента можно указать тот факт, что государственные служащие постоянно, за счет средств работодателя проходят курсы повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки, что сказывается на уровне знаний и в конечном итоге на качестве работы. Необходимо особо отметить тот факт, что 95% государственных гражданских служащих Главного управления имеют высшее образование (а некоторые и не одно).

Должности государственной гражданской службы замещаются на конкурсной основе, например в 2010 году в Главном управлении по конкурсу на вакантные должности были назначены 9 человек. Это положительно влияет на развитие государственной службы в целом, так как дает шанс попасть на государственную службу каждому, кто отвечает предъявленным требованиям.

Так же применяется метод разделения труда, но хотя в штатном расписании у каждого подразделения Главного управления определены свои задачи, на практике мы часто сталкиваемся с тем, что некоторые задачи подразделения решают совместно, либо имеют в своем составе специалистов, одинаково умеющих решать задачи нескольких направлений. Более того, подобная практика руководством поощряется и приветствуется, так как позволяет воплотить в жизнь известный принцип «незаменимых людей нет». Например, такое подразделение, как управление материально-технического обеспечения не только непосредственно обеспечивает Главное управлении всем необходимым в работе, но также частично ведет бухгалтерскую деятельность (издание приказов о движении имущества), кадровую работу (разработка регламентов и функциональных обязанностей для сотрудников), обеспечивает охрану труда и медицинское сопровождение. Для подобного смешивания закрыты только кадровая работа и распределение финансовых потоков. Результатом подобной политики становится бесперебойная работа учреждения в любое время и обстановке, что в принципе от МЧС и требуется. Однако часто возникают путаницы и попытки переложить выполнения своих обязанностей на чужие плечи. Не допустить это призваны общий и оперативный отделы, которые распределяют все поручения по исполнителям и готовят первоначальные резолюции руководителя.

В настоящее время в ходе очередной реорганизации в целях сокращения бюрократического аппарата в рамках Главного управления произошла реорганизация, в ходе которой в качестве оптимизации были ликвидированы и слиты в одну две надзорные службы (управление пожарного надзора и управления надзора ГО). Теперь функции, которые раньше выполнялись четырьмя различными людьми, будет выполнять один сотрудник, а в перспективе создание общего надзорного управления, что позволит сократить количество госслужащих на треть.

Также была проведена оптимизация группировки федеральной противопожарной службы, в ходе которой были сокращены 4 государственных учреждения «отряды ФПС», в следствии чего было сокращено 25 руководящих должностей и за счет сэкономленного фонда оплаты труда доукомплектован личный состав пожарных частей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: