Государственная служба - бюрократия или менеджмент

 

Так все таки, как правильно определить, где в государственной службе кончается бюрократия и начинается менеджмент. Ведь большинство перечисленных выше приемов и методов, используемых в государственной службе можно легко назвать как тем, так и другим. Поэтому мы постараемся провести как можно более четкую границу между этими понятиями.

На сегодняшний день существует множество мнений, чем же в конечном итоге отличается менеджмент от бюрократии. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Понятие «менеджмент» до сих пор трактуется неоднозначно. В одних случаях менеджмент рассматривается только как инструмент рыночной экономики по производству и реализации продукции в целях получения прибыли. В других как набор манипуляционных технологий, то есть умение добиваться поставленных целей.

По мнению М. Халикова, менеджмент – это современный этап социального управления, которое в свою очередь, является одним из самых сложных видов, ибо предполагает управление социальными объектами (людьми, организациями и т.п.) в системе «человек-человек». Не следует отождествлять социальное управление и управление в социальной сфере, то есть управление социальными организациями (некоммерческими, общественными и т.п.) организациями.

Менеджмент отличает наличие партнерских отношений между объектом и субъектом управления, где каждая сторона добровольно и на взаимовыгодной основе строит совместную деятельность и имеет определенные права и обязанности друг перед другом. Объективно эти отношения более гуманны в том смысле, что требуют подхода к человеку как к личности, а не как к элементу, «винтику» организации. Такое было невозможно в прежних управленческих (административно-командных) системах, где царила личная, а иногда просто рабская зависимость подчиненных от руководителей.

Как известно, первоначально менеджмент возник в сфере производства и коммерции. Здесь философия и технологии менеджмента развивались наиболее интенсивно и плодотворно прежде всего благодаря конкурентной среде, обеспечивающей естественный отбор самых эффективных подходов к управлению организациями, более четким и однозначным критериям оценки качества управленческой деятельности. Однако сегодня новый тип управленческих отношений и, соответственно, новые технологии управления распространяются во всех сферах, в том числе в социальной, военной, педагогической, муниципальной, государственной и др. Следовательно, современное государственное управление постепенно трансформируется как разновидность менеджмента, то есть как государственный менеджмент.

Государственный менеджмент отличается от классической системы государственного управления следующими особенностями:

новым типом, иными принципами управленческих отношений:

использованием современных технологий управления:

научностью, прагматизмом, ориентацией на эффективность управления:

профессионально подготовленным аппаратом.

Специфика государственного менеджмента проявляется в наличии:

условий и содержания управленческой деятельности:

особых методов управления (принуждение):

целей государственного управления;

собственных критериев оценки эффективности.

Государственно-управленческие отношения можно рассматривать не только во внешнем аспекте, в системе «государственные органы - объекты государственного управления», но и как систему внутренних субординационных связей во властных структурах. Такой «внутренней субординацией связей во властных структурах» выступает бюрократия.

Прежде всего, давайте рассмотрим основные различия между менеджментом и бюрократией в государственной службе по ряду критериев:

- Фокусирование внимания в процесс деятельности происходит на:

Бюрократия – на нуждах и перспективах развития учреждения, что отвечает законам выживания учреждения в структуре государственного аппарата, но противоречит интересам тех, для кого собственно этот аппарат существует;

Менеджмент – первично направление внимания на нужды и рост потребителя, как залога дальнейшего потребления услуг, а в случае государственной службы – укрепление позиций власти при общем довольстве населения.

- По типу внутренней структуры и отношений в учреждении:

Бюрократия - иерархическая структура с четким распределением обязанностей и ответственности. Жесткая «пирамидальная» структура. Плюсы и минусы подобной системы подробно рассматривались на примере Главного управления во 2 главе.

Менеджмент - сетевая модель организации с преобладанием отношений доверия и взаимодополняемости. Организация действует как одна команда. Как мы с вами установили во 2 главе, органы власти постепенно перенимают этот опыт в целях проведения оптимизации и сокращения штата чиновников. Однако пока ожидаемого результата это не приносит, скорее наоборот, заставляя государственных служащих выполнять большее количество разноплановой работы за те же деньги и то же время работодатели часто сталкиваются лишь с увеличением количества простоев и не рассмотрением обращений граждан в установленные законом сроки. Да и до команды любому государственному учреждению далеко, единственное исключение, пожалуй, составляют те учреждения, где имеется военная служба, которая традиционно сохраняет командный дух.

- Оценка результатов деятельности учреждения:

Бюрократия – в основном оценка происходит исходя из объемов освоенных денежных средств и количества выполненных задач. При этом фактическая помощь населению оценивается в непонятных показателях, а данные нещадно завышаются, либо наоборот занижаются, в зависимости от показателя и политической обстановки. (Например, прошедшим летом в период лесоторфяных пожаров ни в одном из сообщений органов исполнительной власти и средств массовой информации не проходили сведения о том, что в Калужской области жертвами огня чуть не пали города Хвастовичи, Спас-Деменск и Сосенский);

Менеджмент – оценка любых показателей деятельности, так или иначе, завязана на потребителя, при этом объем затраченных ресурсов имеет вторичное значение, а в первую очередь отслеживается реакция и довольство потребителя услуг.

- Гибкость и приспособляемость структуры:

Бюрократия - гибкость присутствует в виде исключения в рамках деятельности отдельных исполнителей. Как правило, государственное учреждение не приспосабливается, а заставляет окружающих подстраиваться под свой ритм работы (Например – в одном государственном учреждении высшее руководство установило запредельно сжаты сроки сдачи объекта в эксплуатацию и освоения выделенных бюджетных средств. В результате иные заинтересованные организации, вместе с учреждением-исполнителем, перешли на круглосуточный режим работы без выходных, а документация на оплату была подписана не дожидаясь окончания работ, что в последствии вылилось в растянувшуюся на полгода достройку объекта силами личного состава того же учреждения).

К тому же учреждение стремится действовать по раз и навсегда установленным процедурам, при этом ругая закостенелость и не гибкость этих процедур, но не предпринимая никаких шагов, что бы это изменить, ибо основное правило бюрократической системы – инициатива наказуема. (В качестве примера приведу собственный опыт. В Главное управление периодически приходят указания дать какие-либо конкретные предложения в связи с принятием того или иного нормативного правового акта либо изменений в инструкции и т.п. Один только раз наш отдел попытался выдвинуть свои предложения, которые были зарублены еще не дойдя до начальника словами одного из надзирающих: «Вы что, хотите, что бы нас заставили вести разработку этого документа! Вам своей работы мало?». С тех пор все ответы на подобные запрос ограничивались: «Предложений не имеем»);

Менеджмент – гибкостью в работе обеспечен постоянный рост производительности. Алгоритм действий изменяется всякий раз при изменении требований, предъявляемых к производимым услугам. Вот чего так не хватает современной государственной службе, а не общений в твиттере и просмотра жалоб в Интернете.

- Обратная связь с потребителем:

Бюрократия - Формальная. Как правило, вся работа с заявителями у государственных служащих заканчивается либо механическим повторением шаблона по типовым вопросам, либо ничего не значащими отписками по нестандартным вопросам. Чаще всего обратная связь в бюрократии носит однонаправленный навязывающий характер, что связано с привычкой государственной службы подчинять обстоятельства и окружения своим потребностям, а не наоборот.

Менеджмент – постоянная связь с потребителем, как с самым надежным источником критики и предложений по модернизации и улучшению качества оказываемых услуг.

- Разделения труда:

Бюрократия - Жесткое иерархическое разделение работ.

Менеджмент - Стимуляция аналитической работы по совершенствованию работы с клиентами низших звеньев, а также производство специалистов универсалов.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: