Положительное и отрицательное в опыте Главного управления

 

Итак, мы рассмотрели основные методы и приемы менеджмента, применяемые в государственной службе Главного управления, теперь черед анализировать и делать выводы, определять, что такое хорошо, и что такое плохо.

Для начала выберем основные недостатки.

Низкий уровень оплаты труда и, как следствие, слабая заинтересованность государственного служащего в положительном результате работы. Также этим обуславливается нежелание развиваться и модернизировать свою трудовую деятельность, ибо зачем стараться, когда итог все равно будет один и тот же. Редкие нерегулярные премии лишь добавляют масла в огонь, так как рядовые исполнители получают их гораздо реже, нежели руководящий состав.

Замкнутость и иерархичность структуры государственной службы. Итак, законом установлены различные ограничения для занятия определенных должностей и получения званий и классных чинов. При этом абсолютно не учитываются личные качества государственного служащего, а рассматривается только его выслуга лет и звание. При этом во внутренний круг руководителей и приближенных к нему чиновников простому человеку со стороны, будь он хоть трижды специалист попасть просто не возможно, при том, что в некоторых случаях подобная практика может приводить к положительным результатам. Например, в одном коммерческом учреждении (банке) в качестве эксперимента на должность аналитика назначили человека с педагогическим образованием, никогда не занимавшегося банковским делом. В результате через четыре года этот человек был назначен на должность заместителя управляющего банком.

Наличие четкого разделения труда и обязанностей, но при этом постоянное смешивание и перекладывание своих обязанностей на других исполнителей. Здесь в одну лепятся две крайности, крайность четкого разделения труда и крайность воспитания универсальных специалистов.

Формализм в отчетности, подведении итогов и результатах работы. В своей работе Главное управление, конечно, оперирует реальными показателями, таким как количество спасенных жизней, имущества и т.п. Однако, как и в любой государственной структуре, основная отчетность представляет собой свод малопонятной информации, которая наверху мало кому интересна и не может быть приспособлена к делу. Примером может послужить составление «паспортов пожарной безопасности населенных пунктов». Согласно нормативу эти паспорта положено составлять на каждый населенный пункт. При этом довольно часто в Калужской области попадаются населенные пункты, где постоянно проживают не больше десятка человек. И тогда возникает вопрос, какой смысл в составлении «паспорта пожарной безопасности», которым должны быть определено и доложено о соблюдении всех мер первичной пожарной безопасности в населенном пункте, если у жителей деревни и администрации целого района при всем желании не хватит сил и средств, что бы обеспечить данный населенный пункт всем необходимым. В результате наверху никто и не вспомнить, что составлялся какой-то там «паспорт», пока не произойдет несчастье. И вот тогда уже виновными назовут именно администрацию населенного пункта, ведь МЧС же определило, что надо выполнит, с него и взятки гладки. Налицо явный формализм к оценке ситуации и отсутствие какого-либо индивидуального подхода к решению проблем.

Теперь рассмотрим положительные примеры.

Уровень образования. Среди должностей государственной службы практически отсутствуют должности, для занятия которых достаточно среднего специального образования. В подавляющем большинстве одним из требований к государственному служащему – это наличие высшего профессионального образования. В Главном управлении ряд специалистов, не имевших высшего образования в настоящий момент проходят заочное обучение в ВУЗах, а счет работодателя. Кроме этого постоянно организовываются курсы повышения квалификации и переподготовки государственных служащих. Также поощряется получение второго и последующих высших образований, для чего государственным служащим, получающим второе образования организовывается такой режим рабочего дня, что бы служащий не испытывал неудобств при сдаче экзаменов и не терял в заработной плате. Все эти меры способствуют тому, что уровень профессионализма государственных служащих всегда остается на очень высоком уровне, однако в силу узких рамок должности весь этот потенциал не всегда может быть реализован.

Стабильность и официальность заработной платы. Как говорилось ранее, хотя заработная плата государственного служащего низка, но она стабильна и меняется, как правило, в сторону увеличения. (на территории Калужской области за последние три года заработная плата государственных гражданских служащих официально снижалась только в 2009 году и то уменьшился не оклад, а процентная надбавка за особые условия службы Распоряжение Губернатора Калужской области от 26 января 2009 г. № 9-р «О сокращении расходов на содержание органов исполнительной власти Калужской области»).

Факт официальности заработной платы означает, что все социальные отчисления производятся в полном объеме и заметно превышают аналогичные платежи в коммерческих структурах, которые постоянного уходят от налогов и выплат для сокращения расходов. (Например, за одинаковый период времени пенсионные накопления государственного служащего и работника коммерческой структуры, с одинаковыми фактическими заработками, будут различаться в разы в пользу государственного служащего).

Организация эффективного контроля за исполнением поручений и профессиональных обязанностей. Именно благодаря слаженно работающей системе контроля за исполнителями в Главном управлении добиваются огромных успехов. В системе, где любое поручение начальника начинают контролировать с того момента, как оно было подписано, сбои в работе воспринимаются как нечто невероятное. Система контроля построена по принципу пирамиды, где от вершины к основанию движется поручение, а от основания до вершины исполненный документ, причем контроль происходит не только за фактом исполнения, но и за качеством и правильностью исполнения. Например, любое, даже сопроводительное, письмо перед подписанием у начальника должно быть завизировано начальником отдела исполнителя, затем проходит проверку в общем или оперативном отделах и только после этого попадает на стол к руководителю. Хозяйственные документы и приказы, как правило, проходят от трех до семи согласований, в зависимости от количества отделов, задействованных в исполнении поручения.

Кроме того, постоянно ведется контроль вышестоящими организациями. Многие направления деятельности подведены под постоянный контроль (ежедневный доклад по погибшим и пожарам, еженедельный по расходованию денежных средств на топливо и ГСМ, ежемесячный по капремонтам и строительствам).

Также в системе МЧС широко применяются возможности видеоконференций и селекторных совещаний. Каждый день проводятся не менее трех различных селекторных совещаний с участием как руководства ЦФО, так и непосредственно министерские селекторы.

Постоянно проводимая оптимизация, причем не только за счет простого сокращения численности, но за счет изменения самой структуры организации, сокращения руководящих и дублирующих должностей в пользу универсализации полномочий и укрупнения структурных подразделений.

Итак, подведем итоги главы.

Главное управление является территориальным органом федерального органа исполнительной власти в субъекте РФ. В рамках Главного управления представлены различные виды государственной службы, такие как военная служба, внутренняя служба, государственная гражданская служба. В целях грамотной организации и эффективного выполнения своих функций в Главном управлении проводят менеджмент в государственной службе, направленный на повышение качества государственной службы, для чего с одной стороны применяют меры материального и морального поощрения, повышение уровня образования и оптимизации государственной службы, а с другой стороны соблюдают четкое разделение обязанностей, строгую вертикаль власти и жесткий контроль за качеством и своевременностью выполняемой работы.

В конечном итоге применение столь различных мер позволяет добиться определенного баланса, что приводит к высоким результатам в работе.

Кроме того, следует отметить, что личностный состав служащих Главного управления на 80% состоит из служащих, проработавших в системе МЧС от 5 и более лет, что позволяет с уверенностью говорить о большом личном опыте, и о постоянном применении этого накопленного багажа знаний и умений в работе, а также проведение грамотной кадровой политики.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: