МБОУ г. Мурманска гимназия №3.
Класс: 8 «Б».
Дата: 19.03.20
Тема урока: Экономическое развитие России при Екатерине II
Тип урока: комбинированный
Цель урока: создать условия для формирования представлений о главных результатах экономического развития России к концу XVIII века.
Предметные результаты (Образовательные и развивающие задачи).
Ученик будет знать и понимать:
– основные направления экономического развития России во второй половине XVIII века;
– особенности феодально–крепостной системы в период правления Екатерины Великой;
– основные промышленные, торговые центры России во второй половине XVIII века;
– первые капиталистические предприятия в России;
– торговые отношения: основные направления экспорта и импорта (включая соответствующую продукцию);
– банковская система России во второй половине XVIII века, введение бумажных денег.
Ученик научится:
–объяснять роль новых включенных территория для развития России во второй половине XVIII века;
– описывать процесс усиления крепостного гнета (апогей) в период правления Екатерины Великой;
|
|
– показывать на карте / описывать расположение ключевых промышленных центров, предприятий тяжелой промышленности;
– определить факты начального этапа появления капитализма в России в период правления Екатерины Великой;
– особенности торговых отношений (внутренних и внешних) в России во второй половине XVIII века;
– излагать процесс формирования банковской системы России во второй половине XVIII века;
– объяснять значение формирования общероссийского рынка.
Личностные результаты:
– На примере передовых людей русского общества воспитывать желание расширять свой кругозор, развивать интерес к наукам;
– патриотизм.
Метапредметные результаты:
Познавательные –
* решать проблемные и познавательные задачи, используя полученные знания;
* извлекать информацию из исторической карты;
* переводить лекционный и практический материал в оптимальную письменную форму;
* делать и обосновывать выводы; определять и аргументируть личную позицию.
Коммуникативные –
*Высказывать свою позицию, аргументируя ее.
* Отвечать на поставленные вопросы перед учебной группой.
* организовывать взаимодействие в учебной группе.
Регулятивные –
* самостоятельно определять цель изучения нового материала,
* организовывать свою учебную деятельность;
* производить оценку результатов своей деятельности
Оборудование (ресурсное оснащение) урока:
– учебник: История России. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [ Н.М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я Токарева]; под ред. А. В. Торкунова. – 5 изд–е., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 127 с.: ил., карт.- Карта: Российская империя в 1763–1800 гг. (Европейская часть)
|
|
Методы и формы обучения:
- Словесный метод: объяснение, проблемное изложение.
- Частично поисковой метод: эвристическая беседа на основе учебных текстов.
– методы обучения работе с картой
Основные понятия: ассигнация, месячина, феодально–крепостническая система, мануфактура,, капитализм.
План урока:
1. Развитие сельского хозяйства;
2. Развитие промышленности;
3. Развитие торговли, транспортных путей и денежной системы
Этапы урока | Деятельность учителя и организация деятельности учащихся | Примечания |
1. Организационный момент | Ученики приветствуют учителя. На прошлом уроке мы изучили особенности направлений внутренней политики Екатерины Великой. Для закрепления изученного материала напишем небольшой тест. | 5–7 минут. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | На сегодняшнем уроке нам с вами предстоит выявить итоги экономического развития России к концу XVIII века. А также определить, почему оно носило противоречивый характер. Для достижения поставленной цели мы будем следовать следующему плану: 1. Развитие сельского хозяйства; 2. Развитие промышленности; 3. Развитие торговли, транспортных путей и денежной системы | |
3. Актуализация знаний. | Перед тем как перейти к изучению нового материала, давайте ответим на ряд вопросов для актуализации уже имеющихся знаний.
| |
4. Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания (по каждому изучаемому вопросу плана урока) | Во II половине XVIII в. помещичье хозяйство стало втягиваться в рыночные, товарно-денежные отношения. Но именно в связи с этим усилилась крепостническая эксплуатация крестьянства.
Именно с 60-х гг. XVIII в. в российской экономике окончательно формируется капиталистический уклад. В отличие от Петра I Екатерина II стремилась не усиливать, а сокращать государственное вмешательство в экономику, предоставляя максимальную свободу предпринимателям.
| Доклад: «Вольное экономическое общество» |
6. Первичное закрепление. | Учитель: Чем обуславливался успех развития сельского хозяйства при существовании феодально–крепостнической системы? Ученики: Сельское хозяйство развивалось, в основном, экстенсивно – за счет освоения малонаселенных земель в Новороссии. Учитель: Какими фактами можно проиллюстрировать развитие капитализма в России в конце XVIII века? Ученики: В 70—90-е гг. мелкотоварное производство интенсивно перерастает в капиталистическую мануфактуру. Увеличивается число промысловых сёл, особенно в центральных губерниях страны. А общая численность вольнонаёмных рабочих в промышленном производстве страны по сравнению с 60-ми гг. выросла почти в 2 раза и составляла в конце 18 в. 420 тыс. чел. Учитель: Назовите отрасли промышленности, развивавшиеся особенно успешно во второй половине XVIII в. Ученики: Наибольший успех выпал на долю металлургии. К этому времени относится создание нового металлургического района на Урале. В непосредственной связи с потребностями армии находилось и развитие легкой промышленности, особенно полотняной и суконной, снабжавшей армию и флот парусным полотном и обмундированием. К этому же времени относится возникновение мануфактур, рассчитанных на производство бытовых товаров — чулок, шпалер (обоев), игральных карт, пуговиц, курительных трубок, — потреблявшихся преимущественно дворянами и наиболее зажиточными горожанами | |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Учитель: В чем заключались особенности экономического развития России во второй половине XVIII века? Ученики: Развитие носило противоречивый характер: при сохранении феодально–крепостнической системы отмечается стремительный рост развития промышленности. Во II половине XVIII в. помещичье хозяйство стало втягиваться в рыночные, товарно-денежные отношения. Но именно в связи с этим усилилась крепостническая эксплуатация крестьянства Учитель: Какое значение для всей экономики страны имело развитие общероссийского рынка? Ученики: Ускорение темпов развития экономики. Переход на рыночный уклад. В целом в XVIII в. по мере дальнейшего развития: рост торговых предприятий и центров торговли, совершенствование путей сообщения, усиление специализации – степень единства российского рынка постепенно повышалась. | |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Параграф 18. Письменный ответ на вопрос: – Какая отрасль экономики, на ваш взгляд, в большей степени обусловила прогресс в развитии России к концу XVIII века? – Почему, несмотря на неэффективность труда крепостных, Екатерина Великая не отменила крепостное право в России? | |
9. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Большое спасибо за урок. Сегодня мы с вами постарались выявить ключевые вехи и противоречия в развитии экономики России в период правления Екатерины II. А теперь давайте попробуем вместе с вами оценить вашу работу на уроке и определить самого активного ученика. |
|
|
|
|