МБОУ г. Мурманска гимназия №3.
Класс: 8 «Б».
Дата: 11.04.20
Тема урока: Восстание под предводительством Е. И. Пугачева
Тип урока: комбинированный
Цель урока: создать условия для формирования представлений о роли в истории России восстания под предводительством Емельяна Пугачёва.
Предметные результаты (Образовательные и развивающие задачи).
Ученик будет знать и понимать:
– причины, вызвавшие Крестьянскую войну под руководством Е. Пугачева;
– движущие силы и программные установки восставших;
– характеристику личности Е. Пугачева;
– основные этапы восстания и их содержание;
– Итоги восстания под предводительством Емельяна Пугачёва и его историческое значение.
Ученик научится:
– выявлять причины восстания под предводительством Емельяна Пугачёва и соотносить их с движущими силами;
– объяснять причины руководства восстанием именно Е. Пугачевым;
– Выделять этапы Крестьянской войны и давать характеристику каждому из них;
– показывать на карте ход восстания;
|
|
– выделять причины поражения, итоги и историческое значение восстания под предводительством Емельяна Пугачёва.
Личностные результаты:
– выражать оценочные суждения о личности Е. Пугачева;
– воспитание уважения к демократическим ценностям и свободе личности;
– формирование у обучающихся активной жизненной позиции;
– воспитание уважения к событиям истории нашей Родины.
Метапредметные результаты:
Познавательные –
* решать проблемные и познавательные задачи, используя полученные знания;
* извлекать информацию из исторической карты;
* переводить информацию в новые знаковые системы (схемы, таблицы, диаграммы);
* подводить итоги по изученному материалу.
Коммуникативные –
*Высказывать свою позицию, аргументируя ее.
* выстраивать взаимодействие в учебной группе.
Регулятивные –
* Определять и формулировать цель изучения материала,
* организовывать свою учебную деятельность;
* производить оценку результатов своей деятельности
Оборудование (ресурсное оснащение) урока:
– учебник: История России. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [ Н.М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я Токарева]; под ред. А. В. Торкунова. – 5 изд–е., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 127 с.: ил., карт.
Методы и формы обучения:
- Словесный метод: аналитическая беседа, объяснение, проблемное изложение.
– методы обучения работы с картой.
– Частично–поисковый метод.
Основные понятия: 1773 – 1775 гг.; восстание, манифест, дезертировать, самоуправление.
План урока:
1. Причины восстания
2. Пугачев и его программа
3. Основные этапы восстания
4. Расправа с восставшими
|
|
5. Значение восстания
Этапы урока | Деятельность учителя и организация деятельности учащихся | Примечания |
1.Организационный момент | Ученики приветствуют учителя. Ребята давайте вспомним о чем мы говорили на прошлом уроке. Для этого сыграем в игру «Правда или ложь». 1.Правление Екатерины II - 1762 - 1796 гг. (да, нет) 2.В царствование Екатерины увеличилось помещичье землевладение (да, нет) 3.Бироновщина относится к правлению Екатерины II (да, нет) 4.Превращение дворянства из служилого населения в привилегированное сословие произошло в царствование ЕкатериныII (да, нет) 5.«Указ о вольности дворянства» от 1762 г опровергал все привилегии дворянства (да, нет) 6.В период правления Екатерины II был расцвет крепостного права(да, нет) 7.Власть над крестьянами переданная дворянам, ухудшила жизнь крестьян (да, нет) 8.В газетах были объявления о продаже крестьян (да, нет) 9.Крестьянам было разрешено жаловаться на дворян (да, нет) | Ответы высылаются в онлайн режиме |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Целью сегодняшнего урока будет выяснение роли в истории России восстания под предводительством Емельяна Пугачёва. По какому плану мы будем разбирать указанное восстание? План урока: 1. Причины восстания 2. Пугачев и его программа 3. Основные этапы восстания 4. Расправа с восставшими 5. Значение восстания | |
3. Актуализация знаний. | Давайте вспомним, какого было положение крестьянского населения в период правления Екатерины Великой? (Полная зависимость от помещиков, тяжелый труд, жестокие наказания, могли сослать в Сибирь на каторгу, разделяли семьи проигрывали крестьян в карты, дарили друг другу, продавали как животных или вещи). Как вы думаете, к каким последствиям могло привести такое отношение помещиков к крепостным крестьянам? (недовольство крестьянского населения, в итоге, должно было принять форму организованного движения по борьбе с таким положением). Какие еще восстания в Истории России вы помните? 1606 – 1607 гг. – движение под предводительством И. Болотникова Соляной (1648г.), Хлебные (1650г.) и Медный (1662 г.) бунты. 1670 – 1671 гг. – восстание под предводительством Степана Разина. | |
4. Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания (по каждому изучаемому вопросу плана урока) | По ходу сегодняшнего урока мы с вами составим письменно ответ по плану «Крестьянская война под руководством Е. Пугачева 1773–75гг.» Просмотреть Видео–урок. https://resh.edu.ru/subject/lesson/2538/start/ Должны быть в тетради раскрыты следующие пункты: 1. Хронологические рамки восстания? 2. Каковы его причины? Против чего/кого? 3. Социальный состав (движущие силы). Руководители движения? 4. Каковы цели и требования восставших? (программа Пугачева); характер восстания. 5. Какими формами/методами/средствами достигались цели. 6. Масштабы движения: районы, территории 7. Выделить основные этапы восстания и выписать основные события каждого этапа. 8. Сделать выводы: итоги восстания и его исторического значение (итоги, это было то, что достигнуто в ходе восстания сразу, а историческое значение, это какое влияние оказало восстание в последующем для развития страны.) | |
6. Первичное закрепление. | Выполнить «Тренировочные задания» после видео–урока (https://resh.edu.ru/subject/lesson/2538/start/) | |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Учитель: Каково историческое значение восстания Е. Пугачева? Как вы можете объяснить: в исторической науке часто называют данное восстание «крестьянской войной» Ученики: · Переименования: река Яик — в Урал, Яицкое войско — в Уральское казачье войско, Яицкий городок — в Уральск, Верхне–Яицкая пристань — в Верхнеуральск § Разукрупнение губерний: 50 вместо 20 § Процесс трансформации казачьих войск в армейские подразделения § Казачьим офицерам активнее передаётся дворянство с правом владения собственными крепостными § Татарские и башкирские князья и мурзы приравниваются к российскому дворянству § Манифест от 19 мая 1779 года несколько ограничивал заводчиков в использовании приписанных к заводам крестьян, ограничивал рабочий день и увеличивал оплату труда Крестьянская война – определение, данное для обозначения наивысших проявлений обострения борьбы крепостных крестьян и городских низов против угнетения со стороны феодалов. В отличие от восстаний крестьянские войны имели общегосударственный характер, охватывали значительные территории, выделялись большим пестрым по своему составу количеством участников. | |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Параграф 21. Письменно: Работа с картой (Приложение А) – Назовите имя правителя, руководившего Российской империей в ходе указанных событий? – Напишите название реки под буквой А, в период восстания. Как и почему изменилось ее название после указанных событий? – Назовите город и его цифру, который теперь носит имя «Волгоград». – Действия каких войск обозначены белыми стрелками? Чем завершилось сражение у города под цифрой 1? – Укажите место пленения руководителя восстания. Какова его судьба? 2. Кратко ПИСЬМЕННО (или запишите аудиофайл) выразите и аргументируйте свое отношение к руководителю этого народного движения. | |
9. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Большое спасибо за урок. Сегодня мы смогли с вами рассмотреть одно из самых восстаний в истории нашего государства – Крестьянскую войну под руководством Емельяна Пугачева. А теперь давайте попробуем вместе с вами оценить вашу работу на уроке и определить самого активного ученика. |
Приложение А
|
|