Вероисповедание есть вера в Бога, в его ангелов и в его книги [откровения].
О вероисповедании езидов существует множество предположений, умозаключений и гипотез. Приведём наиболее характерные:
· Езидизм, будучи религией горных племён курдов, находившихся в стадии становления, неоднократно подвергался влиянию со стороны разных религий и культур, наводнявших земли Месопотамии. Вследствие этого, в сложившейся форме езидизма можно проследить несколько наслоений. Многие исследователи считают, что религия корнями восходит к митраизму, а также к вавилонским воззрениям[561].
· Религию езидов, скорее всего, можно охарактеризовать как комплекс различных по содержанию верований, чем как догматическую религию, каковыми являются ислам или христианство. Судя по имеющимся фактам, можно утверждать, что езидское вероисповедание как религиозное учение — явление позднего периода, сформировавшееся в средневековье на суфийском субстрате, поэтому он, естественно, не может быть всеобщей религией курдов[562].
|
|
· О езидах часто говорят как об огнепоклонниках, язычниках и т. п., зачастую это делают люди не компетентные, не знающие суть езидской религии. На самом деле езиды верят в Единого Бога, Который существует вне времени и пространства, и только Он — Создатель сущего: Солнца, Луны, Неба, Земли и того, что на земле, под землёй и на небесах. Бог создал Ад и Рай, сотворил Адама и Еву.
Езидские духовные предводители утверждают: «Stunê her çar dîna kefa destê Ezid de» («Опора четырёх вероисповеданий на длани езида»), — и считают езидизм древнейшей религией мира, откуда берут свои истоки зороастризм, иудаизм, христианство и ислам.
С данной трактовкой можно было бы согласиться, поскольку зерванизм — изначальная форма народного езидизма — первая известная монотеистическая религия. Однако это не так. Содержание езидских религиозных текстов даёт нам иное представление об истоках религии езидов. Так, к примеру, в кавле «О Земле и Небе» записано:
12 Bi qudreta rehmane, Ser min hatin her çar navêt girane: Tewrat, û Incîl, û zebûn, û qurane Hatin ji ba melekê rehmane. 13 Her çar navêt meşûre, Hatin ji ba melekê xefûre: Tewrat, û incîl, û zebûr, û qurane! | Властью Милостивого Открылись мне все четыре великих названия: Тора, Евангелие, Псалтырь и Коран, Посланные Владыкой Милосердным. Все четыре названия прославленные Получены от Владыки Всепрощающего: Тора, Евангелие, Псалтырь и Коран! |
Здесь отмечено не просто уважительное отношение к разным религиозным писаниям, а опора на них. Именно эти книги называются в Коране как данные Аллахом. Далее читаем:
|
|
24 Erd dibêjtê: «Esmano ezim erdê Земля отвечает: «Небо, я — земля дервишей,
derwêş,
Ser min digerên coq û cumlet û cêş, На мне встречаются и речи, и иго, и великие воины,
Kesek bi kubarî naçite pêş». Никто с надменностью не достигнет величия».
25 Erd dibêjtê: «Esmano ezim erdê Земля говорит: «Я — земля факиров,
feqîr,
Ser min digerên coq, û cumlet, û cêşêt На мне встречаются и речи, и иго, и
kibîr, великие воины,
Kesek bi kubarî naçite pêş mîr. Никто горделиво не идёт навстречу правителю.
26 Safî derî mizgefte, Суфии — вне мечетей,
Yarî runişt li xewleda Возлюбленный [друг] сел в уединении
Hefit surêt fêris û miliyakete. Пред семью образами героев и ангелов.
27 Safî derê xezêye. Суфии — далеки от пороков.
Yarî runişt li xewleye Возлюбленный [друг] сел в уединении
Hefit surêt miliyakete». Пред семью образами ангелов».
Термины факир, дервиш и суфий указывают на прямое отношение к суфизму, который и опирается на эти религии, а принадлежность кавла к езидизму подтверждается восхвалением Шехисна:
28 Şar li min cema dibûn qut be, | Вред, [наносимый] мне обществом, прекратился, |
Çar kinar sekinîn xut be, | Четыре части света стоят на ките, |
Melik Şêxîsin li serî xitme. | Владыка Шехисн — во главе службы. |
Связь езидских святых Шехади и Шехисна с исламом отражена в последующих стихах:
С наступлением ночи богословы цитируют писание,
Поднимаются на кафедры и провозглашают,
Имена Шехади и Владыки Шехисна в своих речах поминают.
Хвала Аллаху Величайшему!
Богословы поднимаются на кафедру,
Цитируют из Корана.
Разумеется, один кавл не даёт основание делать какие-либо выводы, поэтому приведём и другие параллели.