Религиозная обособленность и верования езидов накладывали отпечаток на ношение одежды определённого цвета и вносили определённые особенности, зависящие от достатка и возраста адепта. И мужчины и женщины носят отличительную одежду, которая зависит от области проживания и социального статуса носителя.
«Женская одежда обычно состоит из туникообразной рубахи (крас), белых шаровар (шальвар, хэвалкрас), поясной одежды из двух фартуков (дейра), передника (шалэк), безрукавки (элак). Зимой это бархатная куртка (колк), шерстяной пояс (бане пште), конусообразный головной убор, обшитый монетами (кофи), для замужних женщин или фетровая шапочка (фино) для девушек.
Мужской костюм состоит из шаровар, рубашки, безрукавки и кафтана с широкими рукавами. Две немаловажные его детали — шерстяной или хлопчатобумажный пояс до 3 м длиной, который многократно оборачивают вокруг талии, и войлочный или фетровый колпак, обмотанный яркими платками с бахромой»[755].
Излюбленные, священные цвета — белый, красный и жёлтый: цвета, причастные к свету и Солнцу, — прослеживаются с пехлевийских времён:
|
|
· белый цвет (пехл. sped-syā) в социально-этическом коде означает благо, добро, святость и символизирует Рай;
· красный цвет (пехл. suxr), символизируюет кровь, силу, энергию; в иранской мифологии также соотносится с положительным началом: образ красного петуха принял огонь Фарроба; в езидизме красный цвет — цвет Султана Езида;
· золотой цвет — мир срединный: Албурз, мировая гора, связанная с небом (Бундахишн, 41), — золотая, поскольку по ней в золотых руслах текут воды ста тысяч ручьёв (Бундахишн, 45-46) (ср. также золотой канал к другой мировой горе — Хусандом (Бундахишн, 46)[756].
Относительно белого цвета, у езидов существует такое высказывание: «Em êzdîne, cil sipîne, buhustîne» («Мы езиды, [облачены в] белое одеяние, [жители] Рая»).
Священная нательная рубашка езидов «крас» с особо вышитым воротом «гриван», или «тока Езид», который считается символом принадлежности к езидской религии, должна быть только белого цвета. Согласно езидскому верованию, гриван символизирует место, где собираются все деяния человека.
Езидские священнослужители в основном облачены в белое одеяние; во время праздника Айда Джемайе в Лалыше в жертву приносили белого быка; священная атрибутика, находящаяся в доме у езидов (хирка, глок Шехади и др.), должна быть обёрнута в белую ткань, и т. д.[757]
Баба-шех носит белые одежды и белую чалму. Он подпоясывается шерстяным чёрным поясом длиной в 9 м, украшенным бронзовыми священными кольцами.
Шехи носят белую одежду и пояс красного, жёлтого и светло-жёлтого цветов, на голове у них маленькие чёрные или красные шапочки («чалма», «такыи») из шерсти, поверх которых надевают красные «яшмаки» (покрывала). Красный пояс является символом служения Господу Шехади. Его носят представители духовенства во время обрядов в Лалыше Нурани.
|
|
Пиры носят одежду чёрного цвета и белую чалму. Они имеют также чёрный знак с кусочком красной материи.
Кочаки носят белую чалму и белую одежду, красный или чёрный шерстяной пояс с медным священным кольцом.
Факиры носят суфийское одеяние хирка чёрного цвета, в этом их главное отличие в одежде. Головным убором факира служит чёрная чалма, за что факиров называют «кара баш» — черноголовыми. Факирыопоясываются красным поясом, который называется «махакк», и к нему прикреплено жёлтое кольцо «хадим». На шее носят на тонкой нитке «тока Езид» — ожерелье Езида. На голове у факира головной убор «куллик», который отождествляют с короной шейха Ади. Одежда факира священна, поэтому при встрече с ним езиды стремятся поцеловать её. После смерти факира хоронят вместе с его одеждой[758].
Такие цвета в ношении одежды воспринимаются как нечто должное, а вот запрет на ношение одеяний синего цвета до сих пор не имеет однозначного ответа.
Х. Омархали пишет: «Ношение синего цвета категорически запрещено, и существует несколько объяснений этого запрета. Например, некоторые исследователи толкуют его как реакцию против ислама, излюбленным цветом приверженцев которых является синий и его различные оттенки и тона. По мнению авторитетного представителя езидского духовенства Пира Х. Селемана, во время одной из резни езидов цвет флага противников был синий.
Однако если посмотреть на это табу глубже и обратить внимание на сам цвет и на слово, передающее это понятие в курдском языке, то, возможно, мы сможем понять истинную, изначальную причину этого запрета. В курдском языке понятие «синий» передаётся через слово «шин», второе значение которого — «траур», «скорбь». В Древней Индии, равно как и в Древнем Иране, синий цвет также означал траур и символизировал скорбь. В шиизме (в основном, в Иране) тёмно-синий цвет олицетворяет траур. В суфизме рубище дервишей были часто голубого цвета, что символизировало траур.
Запрет езидов на ношение одежды синего цвета, на наш взгляд, ещё одно свидетельство того, что корни езидизма восходят к религии индоиранской общности».
Ряд исследователей связывают этот запрет с павлином, аргументируя тем, что птица — синего цвета; есть те, которые считают, что синий цвет — цвет небес, носящий сакральный характер.
В своём трактате аль-Худжвири так объясняет запрет на ношение синего: «Суфийские одеяния обычно синего цвета (кабуд). Одна из причин этого — то, что суфии сделали странствия (сияхат) и скитания основой своего Пути; в дороге же белая одежда быстро утрачивает свой первоначальный вид, и отстирать её непросто. Кроме того, на белую одежду могут позариться. Другая причина заключается в том, что синяя одежда является принадлежностью неимущих и обездоленных, а также одеянием плакальщиц. Но этот мир — жилище бедствий, юдоль скорбей, прибежище печалей, обитель расставаний, колыбель несчастий. В знак того, что предмет их сердечного влечения не обрести в этом мире, суфии одеваются в синее и в слезах молят о единении [с Богом]. Иные видят в практике [поклонения] лишь несовершенство, в сердце — лишь злое, в жизни — пустую трату времени; и потому они носят синее, ибо пустая трата (фаут) хуже смерти (маут). Одни надевают синее по случаю смерти близкого друга, другие — в ознаменование «смерти» своих надежд. Дервиша спросили, почему он носит синее. Он ответил: «Посланник оставил три вещи: нищету, знание и меч. Меч взяли властвующие, которые унизили его. Знание забрали учёные, которые ограничились его простым изучением. Нищету избрали дервиши, обратив её в средство личного обогащения. Я ношу синее в знак того, что скорблю о загубленности этих трёх разрядов людей»[759].
|
|
Самое логическое объяснение запрету на ношение одежды синего цвета, на мой взгляд, определил некто «Fresh Boarder», человек далёкий от езидизма, но не равнодушный к его культуре: «Я сам не езид и могу ошибаться в тонкостях езидской религии, но насчёт запрета на синий или голубой цвет (по-езидски — shin) мне приходилось записывать два толкования у шехов в Армении:
· согласно первому из них, после убийства шиитских имамов Хасана и Хусайна около Кербелы [в действительности был убит только Хусайн] в знак траура все шииты оделись в синий цвет, а езидам с этого дня запрещается ношение синей одежды, чтобы не уподобляться шиитам;
· по второй версии, так как голубой или синий является цветом неба и вселенной, а во вселенной обитает Бог, синий или голубой — божий цвет, поэтому мирянам не следует уподобляться Богу.
В реальности же, мне кажется, первое предание содержит зёрнышко прагматической правды. Дело в том, что и вправду синий цвет является цветом траура у суфиев. Об этом есть множество свидетельств в средневековой персидской литературе. А самое главное — то, что в ряде суфийских братств дервиши носили специальную синюю одежду (по арабский xirqa, dalq). В особенности традиция ношения синей хирки была принята в среде последователей ордена Кадырия, которая вела активную пропаганду в Северном Ираке. Так вот, кажется, что езиды наложили запрет на синюю одежду именно для того, чтобы не походить на соседний соперничающий орден суфийского толка. Со временем синяя одежда стала признаком «чужых», иноверцев — не езидов. Если кто-то из езидов имел интимную связь с иноверцем, то про таких в общине говорят: «delinga xwe shin kirin» — «выкрасили подол (своего платья) в синий цвет», следовательно, отступили от веры.
Следует отметить, что в езидских религиозных гимнах шейх Ади выступает исключительно в чёрной хирке, о чём в кавле «Qendîla» говорится:
|
|
12 Şîxadî hate Lalişe, | Шехади прибыл в Лалыш, |
Xemilî bi xerqêt reşe, | Наряжённый в чёрную хирку, |
Edewîya hal pê xweşe. | Адавины с ним благоденствуют. |
13 Şîxadî li Laliş bû, | Шехади пребывал в Лалыше, |
Xemilî bi xerqê reş bû, | Наряжённым в чёрную хирку был, |
Edewîya hal pê xweş bû. | Адавины с ним благоденствовали[760]». |