Символика цвета в убранстве езидов

Религиозная обособленность и верования езидов накла­дывали отпечаток на ношение одежды определённого цвета и вносили определённые особенности, зависящие от достатка и возраста адепта. И мужчины и женщины носят отличительную одежду, которая зависит от области проживания и социального статуса носителя.

«Женская одежда обычно состоит из туникообразной руба­хи (крас), белых шаровар (шальвар, хэвалкрас), поясной одеж­ды из двух фартуков (дейра), передника (шалэк), безрукавки (элак). Зимой это бархатная куртка (колк), шерстяной пояс (бане пште), конусообразный головной убор, обшитый моне­тами (кофи), для замужних женщин или фетровая шапочка (фино) для девушек.

Мужской костюм состоит из шаровар, рубашки, безрукав­ки и кафтана с широкими рукавами. Две немаловажные его детали — шерстяной или хлопчатобумажный пояс до 3 м длиной, который многократно оборачивают вокруг талии, и войлочный или фетровый колпак, обмотанный яркими платка­ми с бахромой»[755].

Излюбленные, священные цвета — белый, красный и жёлтый: цвета, причастные к свету и Солнцу, — прослеживаются с пехлевийских времён:

· белый цвет (пехл. sped-syā) в социально-этическом коде означает благо, добро, святость и символизирует Рай;

· красный цвет (пехл. suxr), символизируюет кровь, силу, энергию; в иранской мифологии также соотносится с положи­тельным началом: образ красного петуха принял огонь Фарро­ба; в езидизме красный цвет — цвет Султана Езида;

· золотой цвет — мир срединный: Албурз, мировая гора, связанная с небом (Бундахишн, 41), — золотая, поскольку по ней в золотых руслах текут воды ста тысяч ручьёв (Бунда­хишн, 45-46) (ср. также золотой канал к другой мировой горе — Хусандом (Бундахишн, 46)[756].

Относительно белого цвета, у езидов существует такое высказывание: «Em êzdîne, cil sipîne, buhustîne» («Мы езиды, [облачены в] белое одеяние, [жители] Рая»).

Священная нательная рубашка езидов «крас» с особо вы­шитым воротом «гриван», или «тока Езид», который считается символом принадлежности к езидской религии, должна быть только белого цвета. Согласно езидскому верованию, гриван символизирует место, где собираются все деяния человека.

Езидские священнослужители в основном облачены в белое одеяние; во время праздника Айда Джемайе в Лалыше в жертву приносили белого быка; священная атрибутика, находящаяся в доме у езидов (хирка, глок Шехади и др.), должна быть обёрнута в белую ткань, и т. д.[757]

Баба-шех носит белые одежды и белую чалму. Он подпоясывается шерстяным чёрным поясом длиной в 9 м, украшенным бронзовыми священными кольцами.

Шехи носят белую одежду и пояс красного, жёлтого и светло-жёлтого цветов, на голове у них маленькие чёрные или красные шапочки («чалма», «такыи») из шерсти, поверх кото­рых надевают красные «яшмаки» (покрывала). Красный пояс является символом служения Господу Шехади. Его носят пред­ставители духовенства во время обрядов в Лалыше Нурани.

Пиры носят одежду чёрного цвета и белую чалму. Они име­ют также чёрный знак с кусочком красной материи.

Кочаки носят белую чалму и белую одежду, красный или чёрный шерстяной пояс с медным священным кольцом.

Факиры носят суфийское одеяние хирка чёрного цвета, в этом их главное отличие в одежде. Головным убором факира служит чёрная чалма, за что факиров называют «кара баш» — черноголовыми. Факирыопоясываются красным поясом, который называется «махакк», и к нему прикреплено жёлтое кольцо «хадим». На шее носят на тонкой нитке «тока Езид» — ожерелье Езида. На голове у факира головной убор «куллик», который отождествляют с короной шейха Ади. Одежда факира священна, поэтому при встрече с ним езиды стремятся поцело­вать её. После смерти факира хоронят вместе с его одеждой[758].

Такие цвета в ношении одежды воспринимаются как нечто должное, а вот запрет на ношение одеяний синего цвета до сих пор не имеет однозначного ответа.

Х. Омархали пишет: «Ношение синего цвета категорически запрещено, и существует несколько объяснений этого запрета. Например, некоторые исследователи толкуют его как реакцию против ислама, излюбленным цветом приверженцев которых является синий и его различные оттенки и тона. По мнению авторитетного представителя езидского духовенства Пира Х. Селемана, во время одной из резни езидов цвет флага против­ников был синий.

Однако если посмотреть на это табу глубже и обратить внимание на сам цвет и на слово, передающее это понятие в курдском языке, то, возможно, мы сможем понять истинную, изначальную причину этого запрета. В курдском языке поня­тие «синий» передаётся через слово «шин», второе значение которого — «траур», «скорбь». В Древней Индии, равно как и в Древнем Иране, синий цвет также означал траур и символи­зировал скорбь. В шиизме (в основном, в Иране) тёмно-синий цвет олицетворяет траур. В суфизме рубище дервишей были часто голубого цвета, что символизировало траур.

Запрет езидов на ношение одежды синего цвета, на наш взгляд, ещё одно свидетельство того, что корни езидизма вос­ходят к религии индоиранской общности».

Ряд исследователей связывают этот запрет с павлином, аргументируя тем, что птица — синего цвета; есть те, которые считают, что синий цвет — цвет небес, носящий сакральный ха­рактер.

В своём трактате аль-Худжвири так объясняет запрет на но­шение синего: «Суфийские одеяния обычно синего цвета (кабуд). Одна из причин этого — то, что суфии сделали странствия (сия­хат) и скитания основой своего Пути; в дороге же белая одежда быстро утрачивает свой первоначальный вид, и отстирать её не­просто. Кроме того, на белую одежду могут позариться. Другая причина заключается в том, что синяя одежда является принад­лежностью неимущих и обездоленных, а также одеянием пла­кальщиц. Но этот мир — жилище бедствий, юдоль скорбей, при­бежище печалей, обитель расставаний, колыбель несчастий. В знак того, что предмет их сердечного влечения не обрести в этом мире, суфии одеваются в синее и в слезах молят о единении [с Бо­гом]. Иные видят в практике [поклонения] лишь несовершенство, в сердце — лишь злое, в жизни — пустую трату времени; и пото­му они носят синее, ибо пустая трата (фаут) хуже смерти (маут). Одни надевают синее по случаю смерти близкого друга, другие — в ознаменование «смерти» своих надежд. Дервиша спросили, по­чему он носит синее. Он ответил: «Посланник оставил три вещи: нищету, знание и меч. Меч взяли властвующие, которые унизили его. Знание забрали учёные, которые ограничились его простым изучением. Нищету избрали дервиши, обратив её в средство лич­ного обогащения. Я ношу синее в знак того, что скорблю о загу­бленности этих трёх разрядов людей»[759].

Самое логическое объяснение запрету на ношение одежды синего цвета, на мой взгляд, определил некто «Fresh Boarder», че­ловек далёкий от езидизма, но не равнодушный к его культуре: «Я сам не езид и могу ошибаться в тонкостях езидской рели­гии, но насчёт запрета на синий или голубой цвет (по-езидски — shin) мне приходилось записывать два толкования у шехов в Армении:

· согласно первому из них, после убийства шиитских имамов Хасана и Хусайна около Кербелы [в действительности был убит только Хусайн] в знак траура все шииты оделись в синий цвет, а езидам с этого дня запрещается ношение синей одежды, чтобы не уподобляться шиитам;

· по второй версии, так как голубой или синий являет­ся цветом неба и вселенной, а во вселенной обитает Бог, синий или голубой — божий цвет, поэтому мирянам не следует упо­добляться Богу.

В реальности же, мне кажется, первое предание содержит зёрнышко прагматической правды. Дело в том, что и вправду синий цвет является цветом траура у суфиев. Об этом есть мно­жество свидетельств в средневековой персидской литературе. А самое главное — то, что в ряде суфийских братств дервиши носили специальную синюю одежду (по арабский xirqa, dalq). В особенности традиция ношения синей хирки была принята в среде последователей ордена Кадырия, которая вела актив­ную пропаганду в Северном Ираке. Так вот, кажется, что ези­ды наложили запрет на синюю одежду именно для того, чтобы не походить на соседний соперничающий орден суфийского толка. Со временем синяя одежда стала признаком «чужых», иноверцев — не езидов. Если кто-то из езидов имел интимную связь с иноверцем, то про таких в общине говорят: «delinga xwe shin kirin» — «выкрасили подол (своего платья) в синий цвет», следовательно, отступили от веры.

Следует отметить, что в езидских религиозных гимнах шейх Ади выступает исключительно в чёрной хирке, о чём в кавле «Qendîla» говорится:

 

12 Şîxadî hate Lalişe, Шехади прибыл в Лалыш,
Xemilî bi xerqêt reşe, Наряжённый в чёрную хирку,
Edewîya hal pê xweşe. Адавины с ним благоденствуют.
13 Şîxadî li Laliş bû, Шехади пребывал в Лалыше,
Xemilî bi xerqê reş bû, Наряжённым в чёрную хирку был,
Edewîya hal pê xweş bû. Адавины с ним благоденствовали[760]».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: