Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по вопросам использования речевого и дидактического материала на логопедических занятиях

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»

 

Факультет психологии и педагогического образования

 

Кафедра специального (дефектологического) образования

 

АМЕТОВА СУСАНА СЕРВЕРОВНА

направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

профиль «Логопедия»

группа З-С(Д)О-Л-16

Курсовая работа

по логопедии

 

ОСОБЕННОСТИ ПОДБОРА РЕЧЕВОГО И ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

К защите допускаю: Канд. пед. наук, доцент кафедры С(Д)О Андрусёва И.В.   Научный руководитель: Преподаватель кафедры С(Д)О Абибуллаева Л. Ш.  

 

Оценка: ___________________

Дата защиты: _______________

 

Симферополь, 2020 г



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДБОРА РЕЧЕВОГО И ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ………………………………………..     6
1.1 Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по вопросам использования речевого и дидактического материала на логопедических занятиях…………………………………     6
1.2Особенности организации логопедических занятий…………………... 12
Выводы по главе 1.......................................................................................... 17
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДБОРА РЕЧЕВОГО И ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ…………………….     19
2.1 Характеристика речевого и дидактического материала для проведения логопедических занятий……………………………………   19
2.2Требования и принципы отбора речевого и дидактического материала для проведения логопедических занятий…………………...   23
Выводы по главе 2.......................................................................................... 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................. 32
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….. 36

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Речь – является высшей психической функцией, важнейшим критерием, по которому оценивается общее развитие ребенка. Развитие речи тесно связано с другими психическими процессами: мышлением, памятью, воображением, вниманием. Именно поэтому важно следить за речевым развитием ребенка, чтобы вовремя выявить нарушения речи у детей, если они имеют место быть.

Правильно выбранные методы логопедического воздействия способны помочь как в диагностике, так и в коррекции различных речевых нарушений. Этот вопрос остается актуальным до сих пор, как в нашей стране, так и за рубежом. Высокая пластичность центральной нервной системы, социальная сущность речи, выбор правильных средств, методов и другие факторы определяют в основном благоприятную перспективу процесса устранения речевых нарушений.

В нашей стране проблемы преодоления речевых нарушений у детей решаются на базе групп компенсирующей направленности и коррекционных классов, которые призваны осуществлять коррекцию речевых нарушений у ребёнка и развивать предпосылки школьного обучения. Работа по коррекции речевых нарушений тесно связана с работой по коррекции базовых психических процессов и интеллектуальной деятельности ребёнка.

Основным специалистом группы или класса компенсирующей направленности является учитель-логопед, педагог-дефектолог, который осуществляет коррекцию речевых нарушений у ребенка и совместно с другими воспитателями (педагогами) ведет подготовку к школе. В работе с детьми с нарушениями речи уделяется внимание развитию базовых психических процессов и интеллектуальной деятельности.

Проблема коррекции речевого развития освещена в трудах                                  Л. С Волковой, Н. С Жуковой, Р. И Лалаевой, Е. М. Мастюковой,                               О. С. Орловой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, С. Н. Шаховскаой и др.

В отечественной логопедии имеются сведения о том, что даже в условиях логопедической работы речевые нарушения нередко имеют устойчивую форму и продолжают сохраняться в старшем возрасте                          (О. Е. Грибова, Л. Р. Давидович, А. Н. Корнев и др).

Организация занятий по развитию речи на начальном этапе обучения требует четкого отбора дидактического и речевого материала, который будет предъявляться детям. Взрослые, обсуждая с детьми различные предметы и явления, используют большой объем дидактического и речевого материала, включающий как обиходно-разговорную, так и тематическую лексику. Это является необходимым условием организации речевой среды в группе, предполагающей постоянное мотивированное речевое общение с детьми.

В процессе работы над дидактическим и речевым материалом должны быть обеспечены разные условия его применения в детском саду и дома: в быту, в играх и другой деятельности. Включение слова в различные между условные связи будет способствовать пониманию обращенной речи, активизации речевой практики ребёнка.

Цель исследования – теоретическое изучение особенности подбора речевого и дидактического материала для проведения логопедических занятий.

Задачи исследования:

1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования речевого и дидактического материала на логопедических занятиях;

2. Рассмотреть особенности организации логопедических занятий;

3. Охарактеризовать речевой и дидактический материал для проведения логопедических занятий;

4. Обосновать требования и принципы отбора речевого и дидактического материала для проведения логопедических занятий.

Объект исследования – процесс организации логопедических занятий.

Предмет исследования – особенности подбора речевого и дидактического материала для проведения логопедических занятий.

Методы исследования: теоретический (анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме изучения использования речевого и дидактического материала на логопедических занятиях).

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.


 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДБОРА РЕЧЕВОГО И ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по вопросам использования речевого и дидактического материала на логопедических занятиях

 

У детей с нарушением речи по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение познавательной деятельности процессов, которые входят в ее структуру: сниженный объем запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, истощение психических процессов, снижение уровня обобщения и осознание действительности, низкое развитие связной речи.

Исследователь Е.Ф. Архипова отмечает, что у детей с нарушением речи наблюдается ряд особенностей в эмоционально-волевой сфере: замкнутость, возбудимость, плаксивость и тому подобное. Поэтому именно с этой категорией детей целесообразно проводить комплексную коррекционную работу, которая будет направлена на улучшение общего психического состояния детей, формирование у них интереса к речевому общению и необходимых навыков поведения и активизации речевого общения [3, c. 39].

В последнее время уделяется большое внимание логопедической работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере. Познавательные процессы (внимание, восприятие, память, воображение, мышление) являются составной частью любой человеческой, в том числе и речевой деятельности и обеспечивают необходимую для нее информацию.

В последние годы как отмечает Р. Е. Левина наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями общего и речевого развития. Большинство из них не имеют сложного речевого дефекта и, следовательно, не подлежат зачислению в специальную речевую группу. Выходом из такой ситуации является организация комплексной помощи учителя-логопеда и педагога-психолога [15].

На современном этапе развития общества по мнению Т. А. Матросова количество детей, имеющих речевые нарушение, увеличилось сравнительно с предыдущим десятилетием и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Поэтому вопрос развития речи детей – одна из важнейших в подготовке их к школе [18].

Г. В. Чиркина отмечает: «Существенной является проблема определения точного диагноза, поскольку у детей указанной патологии наблюдается комплексность и неоднозначность сопутствующих патологических проявлений. Все это прежде всего затрудняет составление развернутой индивидуально-коррекционной программы развития детей данной категории. По статистике, таких детей с каждым годом становится больше, что определяет необходимость поиска более эффективных путей специального воспитания и обучения» [31].

Современный педагогический личностно ориентированный процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением речи основывается на интерактивных технологиях, внедрении новейших, инновационных, нетрадиционных форм работы, с привлечением все большего состава различных специалистов, которые работают по единой индивидуально-созданной эксклюзивной схеме [14].

Е.А. Медведева в своих научных публикациях подчеркивает: «Коррекционная работа – это деятельность, направленная на улучшение процессов развития и социализации ребенка, ослабление или преодоление психофизических недостатков учащихся в процессе их обучения и воспитания с целью максимально возможного развития их личности и подготовки к самостоятельной жизни» [19].

Коррекционная работа проводится в системе, компонентами которой являются: единство педагогических и медицинских воздействий на ученика; взаимодействие учителей, воспитателей, психолога, врачей, родителей, учащихся; соблюдение последовательности и преемственности в коррекционно-воспитательной работе; строгое соблюдение единого охранительно-педагогического режима в школе и семье;

Коррекционные задачи решаются в зависимости от вида аномалий, конкретного клинического диагноза ребенка, его потребностей и возможностей. С учетом специфики каждой аномалии в различных типах школ эти задачи кроме учителей решают на специальных занятиях и узкие специалисты, в частности, тифлопедагоги, сурдопедагоги, логопеды, психологи, врачи ЛФК и прочие. Эта специфика предусмотрена учебными планами каждого типа специальной школы [7].

Логопедическая работа – важное звено комплексного медико-педагогического воздействия. Главной задачей деятельности учителя-логопеда является планирование и осуществление учебно-коррекционной работы, с воспитанниками, которые имеют недостатки речевого развития [11].

Задачами коррекционной логопедической работы являются:

– преодоления нарушений устной и письменной речи на основе индивидуального и дифференцированного подхода;

– нормализация психического развития и коммуникативного поведения детей;

– обеспечение успеваемости в пределах стандарта специального образования с учетом возможностей каждого ребенка;

– подготовка детей к самостоятельной жизни, социально-бытовой и трудовой интеграции.

– преодоление нарушений речи обеспечивается с одной стороны рациональным сочетанием фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий, а с другой – логопедизацией всего учебно-воспитательного процесса [11].

Цель логопедической работы заключается в создании воспитательной среды, способствующей максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению и преодолению трудностей в их речевом развитии.

Направления логопедической работы заключаются по мнению                О. В. Правдиной в следующем [22]:

– Диагностическое – Динамическое наблюдение и педагогический контроль за состоянием речи детей, раннее распознавание и выявление неблагополучных тенденций, задержек и недостатков в ее развитии и правильная классификация.

– Профилактическое – Педагогическая помощь воспитанникам в нормальном речевом развитии.

– Корректирующее – Своевременное полное или частичное устранение (сглаживание) недостатков речи, которые есть у детей [22].

Основные методы обучения, применяемые в логопедической работе: практические; наглядно-демонстрационные; игровые; методы ролевого моделирования типовых ситуаций; словесные; информационные; компьютерные.

Формы работы:

1. Фронтальные логопедические занятия.

2. Подгрупповые логопедические занятия.

3 Индивидуальные логопедические занятия [14].

Н. Н. Полушкина отмечает, что содержание коррекционно-развивающей работы логопеда включает: производит и вправляет движения артикуляционных органов; готовит артикуляционный уклад к постановке звуков; определяет последовательность постановки звуков от характера речевых нарушений; работает над развитием правильного речевого дыхания детей; отбивает артикуляционный уклад определенного звука, использовать отработанные ранее движения органов речи; ставит звук (различными приемами и методами); закрепляет поставленный звук в составах; автоматизирует поставленные звуки в словах, фразах, предложениях, словосочетаниях, связном языке; проводит дифференциацию звуков; отрабатывает грамматические формы [24].

Находясь на грани столкновения педагогики, медицины, психологии, нейролингвистики, логопедия использует больше всего эффективные нетрадиционные для нее методы и приемы смежных наук, адаптирует их к своим нуждам, что помогает оптимизировать работу педагога-логопеда.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, характерных в целом для детей с особыми образовательными потребностями, в которые входят и дети с нарушениями речевого развития [7].

Само понятие «технология» определяется как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методическим инструментарием педагогического процесса.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных логопедических технологий, включающих нетрадиционные методы и приемы, предотвращает усталость детей, поддерживает в детей с разной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Внедрение инновационно-логопедических технологий (ИЛТ) сегодня является новой ступенькой в образовательном процессе. Основная цель заключается в гармоничном сочетании современных инновационных технологий с традиционными средствами развития детей [9].

Особенно актуально стоит вопрос владения каждым логопедом современными коррекционными логопедическими технологиями и методиками, грамотном применении их в практической профессиональной деятельности. Проблема применения в коррекционной работе современных логопедических технологий освещенна в учебно-методическом руководству Н.М. Бороздок, Т.С. Шаховской «логопедические технологии», где представлено определение педагогической (образовательной) технологии как «интегрированного обозначения различных способов образовательного взаимодействия педагога и учеников». Это последовательная, взаимосвязаная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса» [34].

По мнению Н. Е. Арбекова, любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредствованный, к которого относятся нетрадиционные логопедические технологии [2].

Итак, логопедическая работа с детьми, которые имеют отклонение в речевом развитии, предусматривает использование специализированных и внедрение инновационных адаптированных приемов и средств (главным образом учебных, диагностических и развивающих).

Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать нетрадиционные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя ребенку с нарушениями психо-речевого развития свободу выбора форм и средств деятельности.

По основным группам логопедические технологии подразделяются на:

– Информационно-коммуникационные – методы взаимодействия с информацией.

– Удаленные образовательные технологии (используемые при организации работы с родителями).

– Инновационные психокоррекционные технологии: арт-терапия, сказкотерапия, психосоматическая гимнастика и тому подобное.

– Педагогические технологии с использованием нетрадиционных для дефектологии приемов: ароматерапия, хромотерапии, литотерапия, библиотерапии и тому подобное.

– Здоровьесберегающие технологии: криотерапия, дыхательные гимнастики и тому подобное.

– Смешанные технологии – традиционные логопедические технологии с использованием нововведений [14].

Итак, успешность коррекционной работы для детей с нарушением речи обеспечивается согласованиями действиями логопедов, педагогов, воспитателей, психологического и медицинского персонала, сотрудничеством с семьями учащихся.

Таким образом, вариативность использование в коррекционно-логопедической работе разнообразных методов, приемов, речевого и дидактического материала приводит к стимуляции систем соответствия речевых зон коры главного мозга, нормализацию анатомо-физиологических процессов организма, сокращает сроки коррекционной работы, повышается качество и эффективность работы, снижает энергетические затраты, налаживается преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: