Примеры речевого и дидактического материала, используемого в ходе логопедических занятий

1. Речевой материал для автоматизации звука [Ф].

Повтори слова.

Рая, фантик, фата, фагот, Фадей, Фаина, факт, фамилия, фазан, фасоль;

фото, фокус, Фотий, фокусник, фольга, Фома, фонтан;

фу! Фунтик, фундук, фуфайка, футбол;

кафе, Афоня, Нафаня, фуфайка, Мефодий, Афанасий, Епифан, телефон;

Наф – Наф, Иосиф, удав, кафтан, кофта, автомат;

туфли, Тяфка, автообиль, космонавт, завтрак.

Отгадай загадки:

1) Возле пальмы водяной

Нам прохладно в летний зной. (фонтан)

2) Поверчу волшебный круг

И меня услышит друг. (телефон)

3) Метко сыплют игроки

Мне ногами тумаки. (футбольный мяч)

4) Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам –

Скажешь здесь, а слышно там. (телефон)

Закончи предложения словом со звуком [Ф].

У каждого человека есть имя и … (что?)

Было холодно и мама надела … (что?)

В цирке фокусник показывает … (что?)

Белка грызет большой вкусный … (что?)

Миша съел конфету и выбросил в ведро … (что?)

Красивую птицу с длинным хвостом называют … (как?)

Музыкант купил себе … (что?)

Мама посадила на грядке … (что?)

У невесты на голове была белая красивая … (что?)

Слова: фамилия, кофту, фокусы, фундук, фантик, фазан, фагот, фасоль, фата.

Замени первый звук в слове на звук [Ф]. Какое новое слово получилось?

Пример: бантик – фантик

казан - …

бантик - …

пара - …

манера - …

норма - …

2. Речевой материал для автоматизации звука [В].

Повтори слова.

- Ваза, ванна, вата, Ваня, Вася, вам, валенок, вафли, ватка, вагон, василек;

- вот, воин, восемь, воз, водит, вода, водитель, военный, водопой, водяной;

- вуаль, вулкан;

- вы, выть, высь, выпь, выгон, выезд, выпуск, выпас, выхухоль;

- Иван, сова, диван, ковать, слива, пава, ива, Савва, забава, крапива, забивать, одуванчик, поливает, умывается;

- совок, завод, овод, повозка, вывоз, поводок, авокадо, воевода, наводнение;

- внук, вновь, вниз, внимание, вкус, выставка, всадник, включить, Авдей, свой, свет, свитер, свинка, звать, звук, звон, звонок, твой, битва, ботва, творог, два, двойка, двор, дворец, дверь, хвост, хвоя, хвастун, тыква, клюква, буква, гвозди, Гвидон, гвоздика.

Повтори предложения.

Вова водит в игре.

Вот на диване Вова и Савва.

Овод сидит на одуванчике.

Валя и Вася сидят на диване.

Иван выходит из ванны.

Валя ставит цветы в вазу.

Возле ивы воет волк.

Возьми вату и вазелин.

Василий идет на завод.

В вазе – васильки.

Игра «Картинка – предложение».

Найди картинку, в названии которой есть звук [В] и придумай предложение с этим словом.

Исправь предложение.

Вова кусает овода.

Воз садится на сову.

Ветка висит на сливах.

У забавы новый Иван.

Возле волка воет ива.

Измени предложения.

Повтори предложение так, как будто действие произойдет в будущем.

Пример: Вова моет вазу. – Вова вымоет вазу.

Вася пьет воду. - …

Ваня лепит сову. - …

Вика учит уроки. - …

Выучи чистоговорки.

Ва – ва – ва – во дворе растет айва.

Ву – ву – ву – я полью свою айву.

Вы – вы – вы – вкусны ягоды айвы.

 

В гости к Ване.

В гости к Васе.

У Вани тыква.

У Васи клюква.

3. Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы, объекты природы.

- «Угадай, что спрятали».

Описание: Логопед раскладывает на столе предметы, показывая каждый предмет детям, которые называют, что это; затем вызывает ребенка, который становится спиной к столу; логопед убирает один из предметов; ребенок поворачивается к столу, осматривает предметы, угадывает и называет, что спрятали.

- «Что лишнее»

Цель: Развивать восприятие цвета, умение обобщать предметы по признаку цвета. Развивать внимание, память, усидчивость, наблюдательность, ориентировку в пространстве. Активизировать речь ребёнка.

Описание игры: Логопед кладёт перед ребёнком карточку с изображением четырёх предметов и просит его найти «лишний», объяснить - почему он выбрал именно этот предмет, чем он отличается от других, почему остальные подходят друг другу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: