Характеристика речевого и дидактического материала для проведения логопедических занятий

Речевой и дидактический материал для проведения логопедических занятий определяется логопедом согласно следующим аспектам: согласно материалу, который изучается на других занятиях; в соответствии с задачами коррекции речевой деятельности детей согласно указанным программным требованиям; в соответствии с потребностями дополнительной отработки материала с каждым ребенком на индивидуальных занятиях [22]. В блок-схеме на рисунке 2.1. представлен речевой и дидактический материал для проведения логопедических занятий.

– Для коррекции звукопроизношения: игрушки - свистульки, губные гармошки, воздушные шары, надувные игрушки; артикуляционные профили, и др.
– Для автоматизации и дифференциации звуков: игрушки, картинки; стихи, игры, альбомы, логопедические тетради; чистоговорки, рассказы, карточки с заданиями.
– Для активизации словарного запаса: предметные, сюжетные картинки и игрушки на лексические темы, на классификацию предметов, стихи, загадки, рассказы, игры и др.
– Для развития связной речи: картинки предметные и сюжетные; серии сюжетных картин; книги, альбомы, стихи, рассказы; программный материал по чтению.
– Для успешного обучения грамоте: графическое письмо, касса букв и слогов; звуковая линейка; азбуки, буквари; звуковые картинки; звуковые схемы; игры.
Речевой и дидактический материал для проведения логопедических занятий
Для развития речемыслительной деятельности: игры, тесты, картинки, альбомы, рисунки, речемыслительные тренажеры; упражнения, кроссворды, шарады и др.
Для обследования устной речи, письма и чтения: альбом для обследования; индивидуальные зеркала; игрушки, картинки, игры; методики.

 

 


Рисунок 2.1. Речевой и дидактический материал для проведения логопедических занятий

Далее охарактеризуем речевой и дидактический материал для проведения логопедических занятий представленный на рисунке 2.1. более подробно.

Для развития сенсомоторных процессов: материалы на цвет, форму, величину, развитие мелкой моторики.

Для коррекции звукопроизношения:

– постановка звуков: игрушки - свистульки, губные гармошки, воздушные шары, надувные игрушки;

– шпатель, постановочные логопедические зонды, этиловый спирт, вата, бинт;

– артикуляционные профили, карточки с приемами постановки звуков [24].

Автоматизация звуков:

– игрушки, картинки;

– стихи, игры, альбомы, логопедические тетради;

– чистоговорки, рассказы, карточки с заданиями.

Дифференциация звуков:

– игрушки, картинки, стихи;

– чистоговорки, пословицы;

– рассказы, игры, альбомы, карточки с заданиями по группам звуков речи.

Для активизации и обогащения словарного запаса: предметные, сюжетные картинки и игрушки на лексические темы, на классификацию предметов, стихи, загадки, рассказы, игры, альбомы.

Для развития связной речи: картинки предметные и сюжетные; серии сюжетных картин; книги, альбомы, стихи, рассказы; программный материал по литературному чтению

Для успешного обучения грамоте: графическое письмо, касса букв и слогов (раздаточный материал); звуковая линейка, касса букв настенные; азбуки, буквари; звуковые картинки; звуковые схемы; игры.

По грамматике русского языка: игры, тесты, картинки; наглядный материал; программный материал по грамматике русского языка.

Для развития речемыслительной деятельности: игры, тесты, картинки, альбомы, схема, рисунки, речемыслительные тренажеры; материал для обследования; сборники упражнений, кроссворды, шарады; различные виды логопедического лото; логопедические игры, практический материал: на развитие слухового внимания; на развитие речевого слуха; на развитие физиологического дыхания; на развитие речевого дыхания; на развитие голоса [26].

Для обследования устной речи, письма и чтения: альбом для обследования; шпатели, логопедические зонды, индивидуальные зеркала; игрушки, картинки, игры (на классификации понятий, подбор синонимов, антонимов, определений, грамматических структур, конструирование предложений и т. п.) различные виды логопедических разработок из опыта работы учителя-логопеда; методики, имеющиеся в логопедической практике.

Для развития высоты, силы и тембра голоса и речевого дыхания: голосовые дорожки (схемы, рисунки); музыкальные инструменты; дудочки, свисток и другие виды наглядностей.

Комплекс лечебной речевой гимнастики включает следующий дидактический и речевой материал.

На дутьё: бумажные листочки, бабочки, птички, ватные снежинки, детские резиновые шарики, соломка + флакон с водой и др.

На оживление мимики лица: карточки и рисунки мимических упражнений (изображение – радости, удивления, испуга, недовольства, огорчения, смеха и т. п.)

На глазодвижение: упражнения для глаз с показом разных сторон и направлений (вверх – вниз, влево – вправо) с использование м игрушек и других предметов [3].

Для коррекционной работы по исправлению дизартрических нарушений речи: постановочные и массажные зонды по Новиковой; стерильные салфетки; линейки для активизации мышц мягкого нёба; шпатели; травяные настои для снятия болевых ощущений и сухости во рту (ромашка, календула) – по мере надобности; обеззараживающая смесь для зондов; миска для дезинфицирующих растворов; кушетка для проведения пассивной и активной дыхательной и артикуляционной гимнастики; комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, лечебной речевой гимнастики; рисунки – образы для артикуляционных, мимических упражнений; графическое изображение речевых профилей; трубочки, стерильные палочки для тренировки губных мышц;  пособия для развития дыхания (соломки, пластиковые трубочки, бумажные снежинки и т. п.); советы, рекомендации, методическая литература [12].

Дидактический, практический материал по развитию связной речи

– предметные, сюжетные картинки, серия сюжетных картинок, систематизированный и сложенный в коробках, конвертах, папках;

– развивающие игры;

– тексты сказок, рассказов для чтения и пересказа (выборочного, краткого, последовательного, подробного);

– материал для описательного рассказа; (картинки, игрушки, предметы);

– сборник стихов, загадок, пословиц, поговорок.

Для развития мелкой моторики:

– настольные игры: мозаика, пазлы, домино, разборные модели, строительный конструктор, наборы игрушек, пластилин, мягкие игрушки, звучащие игрушки, поделки на застежку – расстежку, шнуровка, трафареты, цветные карандаши, природный материал

– игры – забавы, лото, сухой «бассейн», игра «геометрик», геометрический материал на обводку, детское пианино, игрушки-барабан, бубен, счетные палочки.

Наглядный практический дидактический материал на развитие памяти, внимания, мышления:

– предметные картинки на классификацию предметов по группам, сюжетные картинки, серия сюжетных картин;

– разрезные картинки (для составления целого из частей); изографы по Милостивенко, материал по С.Д. Забрамной, таблица Шульте, доска Сегена, материал на коррекцию пространственного мышления, пространственно-временных представлений;

– различные виды логопедического лото: «Что где растет?», «Кем быть?», «Цветы», «Зоопарк», «Чего не стало», «Что забыл нарисовать художник?», «Так бывает или нет», «Неожиданные опасности», «Времена года», «Противоположности», «Герои русских сказок», «Что сначала, что потом?»;

– кроссворды, ребусы, шарады, загадки;

– опорные сигналы – знаки, символы.

– наглядный практический материал – макеты (в виде наборного полотна с кармашками) для занятий [27].

В приложении А представлены примеры речевого и дидактического материала, используемого в ходе логопедических занятий.

Таким образом, организация занятий по развитию речи на начальном этапе обучения требует четкого отбора речевого и дидактического материала, который будет предъявляться детям. Это является необходимым условием организации речевой среды в группе, предполагающей постоянное мотивированное речевое общение с детьми.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: