Согласно Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1296 от 23 мая 1968 г. международная неправительственная организация (МНПО) – это любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. Согласно резолюции ЭКОСОС 1996/31 от 25 июля 1996 г. МНПО является любая неправи- тельственная организация, учрежденная не на основе межправитель- ственного договора и не преследующая своей целью извлечение ком- мерческой прибыли.
Основные признаки МНПО:
1) отсутствие цели извлечения прибыли;
2) признание по крайней мере одним государством или наличие консультативного статуса при международной межправительствен- ной организации;
3) получение денежных средств более чем из одной страны;
4) осуществление деятельности по крайней мере в двух государ- ствах;
5) создание на основе учредительного акта.
Первые МНПО возникли в начале XIX в. В настоящее время их насчитывается более 8 тысяч. Они играют активную роль во всех ас- пектах современных отношений. Более того, в ряде областей они яв- ляются лидерами. К таким организациям относятся: Международный институт по гуманитарному праву; Ассоциация международного пра- ва; Международная ассоциация по уголовному праву; Международ- ный Комитет Красного Креста (МККК).
|
|
Многие МНПО активно сотрудничают с межправительственны- ми организациями. Основная форма такого сотрудничества ‒ кон- сультативный статус. Получение такого статуса не только означает признание полезной деятельности МНПО, но и в то же время отража- ет роль международного авторитета и влияния МНПО на развитие со- временных международных отношений.
Отношения ООН с МНПО регламентируются резолюцией ЭКОСОС «Мероприятия по консультации с неправительственными организациями», принятой в 1946 г.
Консультативный статус при Совете представлен более 1500 МНПО. Они подразделяются на три категории:
1) организации, связанные с большинством аспектов деятельно- сти Совета;
2) организации, обладающие особым опытом в конкретных об- ластях;
3) организации, оказывающие содействие Совету, его вспомога- тельным органам и другим органам ООН по мере необходимости.
ций.
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте историю становления международных организа-
2. Дайте определение понятию «международные межгосудар-
ственные организации» и раскройте содержание его признаков.
3. Дайте классификацию современных международных межго- сударственных организаций.
4. Раскройте историю становления Организации Объединенных Наций.
5. Назовите главные органы ООН и охарактеризуйте их функции и компетенции.
6. Дайте характеристику международным неправительственным организациям и их консультативному статусу.
|
|
Темы для докладов
1. Ответственность международных межправительственных ор- ганизаций.
2. Органы международных организаций.
3. Система специализированных органов ООН.
4. Характеристика компетенции, структуры Совета Европы.
5. Характеристика компетенции, структуры Африканского Союза.
6. Характеристика компетенции, структуры Организации Аме- риканских государств.
Международные нормативно-правовые акты
1. Венская конвенция о праве международных договоров: [за- ключена в Вене 23 мая 1969 г.] // Ведомости Верхов. Совета СССР. – 1986. – № 37. ‒ Ст. 772.
2. Устав Организации Объединенных Наций: [принят в г. Сан- Франциско 26 июня 1945 г.] // Сборник действующих договоров, со- глашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государ- ствами. – М., 1956. – Вып. XII. – С. 14 – 47.
3. Устав Лиги Наций: [вступил в силу 10 января 1920 года]. – URL: http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/LIGA_NATSI.html?page=0,1 #part-4 (дата обращения: 15.10.2016).
4. Устав Совета Европы (ETS N 1): [принят в г. Лондоне 5 мая 1949 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1997. – № 12. ‒ Ст. 1390.
5. Резолюция ЭКОСОС 1996/31 о консультативных отношениях между ООН и международными неправительственными организаци- ями. – URL: http://csonet.org/content/documents/199631.pdf (дата обра- щения: 15.10.2016).
Дополнительный библиографический список*
1. Зайцева, О. Г. Международные межправительственные орга- низации / О. Г. Зайцева. – М.: Наука, 1983. ‒ 167 с.
2. Малинин, С. А. Мирное использование атомной энергии: Международно-правовые вопросы / С. А. Малинин. – М.: Междунар. отношения, 1971. – 176 с.
3. Моравецкий, В. Функции международной организации / В. Моравецкий; пер. с пол. и с вступ. ст. д-ра юрид. наук Г. И. Моро- зова. – М.: Прогресс, 1979. – 384 с.
4. Морозов, Г. И. Международные организации. Некоторые во- просы теории / Г. И. Морозов. – М.: Наука, 1969. ‒ 231 с.
5. Шармазанашвили, Г. В. Международные межправительствен- ные организации: учеб. пособие / Г. В. Шармазанашвили. – М.: Изд- во УДН, 1979. ‒ 66 с.
6. Шибаева, Е. А. Право международных организаций. Вопросы теории: монография / Е. А. Шибаева. – М.: Междунар. отношения, 1986. ‒ 160 с.
7. Гатилов, Г. Организация Объединенных Наций на службе че- ловечества / Г. Гатилов. – М.: Информиздат, 2011.
* Приводится в авторской редакции.
Глава 5
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО
МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПА
МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Особенностью международного права является наличие в нем комплекса основных принципов, под которыми понимаются обоб- щенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное со- держание международного права, и обладающие высшей юридиче- ской силой. Эти принципы наделены и особой политической и мо- ральной силой.
Принципы исторически обусловлены. С одной стороны, они необходимы для функционирования системы международных отно- шений и международного права. С другой – их существование и реа- лизация возможны в данных исторических условиях. Принципы от- ражают коренные интересы государств и международного сообще- ства в целом. С субъективной стороны они передают уровень осозна- ния государствами закономерностей системы международных отно- шений, своих национальных и общих интересов.
Появление принципов обусловлено и интересами самого меж- дународного права, в частности, необходимостью координации огромного многообразия норм, обеспечения единства системы меж- дународного права.
В рамках международного права существуют различные виды принципов. Среди них важное место занимают принципы-идеи. К ним относятся идеи мира и сотрудничества, гуманизма, верховенства права и др. Они нашли отражение в таких актах, как Устав ООН, пакты о правах человека и во многих других документах. Основной объем регулирую- щего действия принципы-идеи осуществляют через конкретные нормы, отражаясь в их содержании и направляя их действие. Вместе с тем они и сами по себе служат регулятором международных отношений. Политика, в том числе и мировая, невозможна без идеалов. При этом происходит интернационализация идеалов, которые становятся общечеловеческими в формате юридических постулатов должного поведения.
|
|
В многочисленных международных актах перечень основных принципов не одинаков, но совпадает в наиболее авторитетных уни- версальных актах, каковыми являются Устав ООН и принятая Гене- ральной Ассамблеей в развитие его положений Декларация о принци- пах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г. В этих документах перечислены следующие принципы: 1) не- применение силы или угрозы силой; 2) мирное разрешение споров;
3) невмешательство; 4) сотрудничество; 5) равноправие и самоопре- деление народов; 6) суверенное равенство государств; 7) добросо- вестное выполнение обязательств по международному праву.
Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудниче- ству в Европе (СБСЕ) 1975 г. дополнил приведенный перечень тремя принципами: нерушимость границ, территориальная целостность, уважение прав человека. Последние два не были выделены в качестве самостоятельных в Декларации 1970 г., но были отражены в содержа- нии других принципов. Что же касается принципа нерушимости гра- ниц, то он не получил универсального признания, а потому носит ре- гиональный характер.
Следовательно, принципы могут быть и региональными. Получи- ли распространение двусторонние акты о принципах (декларации, дого- воры). Нередко в их число включаются политические и иные принципы, например, неделимость мира, равная безопасность, добрососедство, со- хранение общего наследия человечества, охрана окружающей среды и др. Кроме того, есть все основания отнести к основным принципам международного права такие общие принципы права, как справедли- вость, добросовестность, а также и не злоупотребление правом.
|
|
Принципы выполняют важные функции. Они определяют новые формы взаимодействия субъектов специфическим образом, закрепляя основные права и обязанности государств. Принципы выражают и охраняют комплекс общечеловеческих ценностей, в основе которых лежат такие важнейшие ценности, как мир и сотрудничество, права человека. Они служат идейной основой функционирования и разви- тия международного права. Принципы – это фундамент международ- ного правопорядка, они определяют его политико-правовой облик, принципы ‒ критерий международной законности.
Будучи ядром системы международного права, принципы осу- ществляют общее регулирование при появлении новых субъектов или новой сферы сотрудничества. Вновь возникшее государство связано принципами международного права. Действие принципов было не- медленно распространено на сотрудничество государств в космосе. Значительна роль принципов в обеспечение целостности системы со- временного международного права, недопустимости каких-либо про- белов в нем.
Характерной чертой принципов является их взаимосвязанность. Лишь во взаимодействии они способны выполнять свои функции. При высоком уровне обобщенности содержания принципов примене- ние предписаний каждого из них возможно лишь путем сопоставле- ния с содержанием других. Так, при применении принципа самоопре- деления следует учитывать принцип территориальной целостности. Значение их взаимосвязи было с самого начала подчеркнуто в Декла- рации о принципах международного права 1970 г.
Комплексу принципов присуща некоторая иерархия. Централь- ное место занимает принцип неприменения силы. Задаче обеспечения мира так или иначе подчинены все принципы. Принцип мирного раз- решения споров дополняет принцип неприменения силы, что отмеча- лось и Международным судом ООН. В отношении государства, нарушившего принцип неприменения силы, может быть приостанов- лено действие иных принципов, включая принцип добросовестного выполнения обязательств. Совет Безопасности ООН в рамках своих полномочий согласно Главе 7 Устава ООН применяет корпус мер, не связанных или связанных с использованием вооружённых сил.
Для того чтобы принцип стал общеобязательным, необходимо признание его международным сообществом в целом, т. е. достаточно
представительным большинством государств. Особенности формиро- вания и функционирования принципов в значительной мере опреде- ляются тем, что они отражают и закрепляют необходимые основы мирового порядка и международного права и представляют собой не- обходимое право (jus necessitatis).
СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ
МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Систему принципов международного права можно представить в виде следующей схемы.
Принципы обеспечения мира и международной безопасности | Принципы сотрудничества государств | Принципы защиты прав народов, наций, человека | |||
|
| ||||
Неприменение силы и угрозы силой | Суверенное равенство государств | Самоопределение народов и наций | |||
|
| ||||
Территориальная целостность государств | Сотрудничество государств | Всеобщее уважение прав человека | |||
|
| ||||
Мирное разрешение международных споров | Невмешательство во внутренние дела |
| |||
|
| ||||
Нерушимость государственных границ | Добросовестное выполнение международных обязательств |
| |||
Рассмотрим каждый из этих принципов более подробно.
1. Принцип суверенного равенства государств.
Принцип суверенного равенства государств составляет основу современных международных отношений. Каждое государство обяза- но уважать суверенитет других участников системы и их право в пре-
делах собственной территории осуществлять законодательную, ис- полнительную, административную и судебную власть без какого- либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоя- тельно проводить внешнюю политику.
Данный принцип закреплен в п. 1 ст. 1 Устава ООН, а также в уставах международных организаций системы ООН, уставах боль- шинства региональных международных организаций, многосторон- них и двухсторонних соглашениях государств и международных ор- ганизаций, правовых актах международных организаций.
Элементами принципа суверенного равенства являются:
– право государств на принадлежность к международной орга- низации;
– право быть или не быть участником международного договора;
– право на нейтралитет.
Цель принципа суверенного равенства государств – обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех госу- дарств независимо от различия экономического, политического, со- циального и иного характера. Значение – поддержание международ- ного порядка, который может быть обеспечен только при полном уважении юридического равенства участников. Юридическое равен- ство не означает равенства фактического. Государства обязаны ува- жать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутреннее законодательство и ад- министративные правила, право определять и осуществлять по свое- му усмотрению отношения с другими государствами.
По факту существования суверенных государств принцип суве- ренного равенства ‒ важнейший элемент системы принципов современ- ного международного права. Строгое его соблюдение обеспечивает свободное развитие каждого государства и народа.
Принцип суверенного равенства государств тесно связан с прин- ципом невмешательства во внутренние интересы другого государства.
2. Принцип неприменения силы и угрозы силой.
Нормативное содержание принципа неприменения силы и угро- зы силой включает в себя запрещение:
– оккупации территории другого государства в нарушение норм международного права;
– актов репрессалий, связанных с применением силы;
– предоставления государством своей территории другому госу- дарству, которое использует ее для совершения агрессии против тре- тьего государства;
– организации, подстрекательства, оказания помощи или уча- стия в актах гражданской войны или террористических актах в дру- гом государстве;
– организации или поощрения организации вооруженных банд, иррегулярных сил, в частности наемников, для вторжения на терри- торию другого государства;
– насильственных действий в отношении демаркационных ли- ний перемирия;
– блокады портов или берегов государств;
– любых насильственных действий, препятствующих народам осуществить законное право на самоопределение, а также ряда иных насильственных действий.
Однако принцип неприменения силы и угрозы силой не означает отказа от силы вообще. Статья 39 Устава ООН регулирует полномочия Совета Безопасности – применение меры по поддержанию или восста- новлению мира. В ст. 51 говорится о возможности применения силы в порядке самообороны в случае вооруженного нападения. Статьи 41 – 50 предусматривают полномочия Совета Безопасности ООН на примене- ние мер, не связанных или связанных с использованием вооруженных сил. В первом случае – это, например, такие меры, как полный или ча- стичный перерыв в экономических отношениях, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных или других средствах со- общения, а также разрыв дипломатических отношений. Во втором слу- чает речь идет об использовании вооруженных сил ООН.
Устав ООН предусматривает лишь два случая правомерного при- менения силы: в целях самообороны и по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии. Приме- нение вооруженной силы в порядке самообороны правомерно только в том случае, если произойдет вооруженное нападение на государство.
Обязанность неприменения силы распространяется на все госу- дарства, поскольку необходимость поддержания международного мира и безопасности требует, чтобы все государства, а не только члены ООН, придерживались в отношениях друг с другом указанного принципа.
3. Принцип нерушимости государственных границ.
Принцип нерушимости государственных границ впервые был сформулирован в Договоре между СССР и ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ.
Принцип нерушимости государственных границ составляет од- ну из важнейших основ безопасности европейских государств. Неру- шимость границ стала нормой международного права, юридически обязательной для государств-участников упомянутых договоров.
Основное содержание принципа нерушимости границ выражается:
– в признании существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;
– отказе от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;
– отказе от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.
Принцип нерушимости государственных границ соотносится с принципом неприкосновенности государственных границ.
Принцип неприкосновенности государственных границ означает:
– обязанность государств соблюдать существующую линию госу- дарственной границы на местности: не допускать произвольного пе- ремещения линии границ на местности;
– право государств не допускать пересечения своей государ- ственной границы без соответствующего разрешения или вне уста- новленных правил.
Указанные принципы различаются по географии своего действия. Принцип нерушимости границ согласно Заключительному акту СБСЕ 1975 г. действует только в отношении государств-участников этого ак- та, т. е. европейских государств, а также США и Канады. Принцип неприкосновенности границ имеет более широкую сферу действия, по- скольку является принципом общего права и действует на всех конти- нентах независимо от того, существуют или нет специальные соглаше- ния по этому вопросу.
4. Принцип территориальной целостности государств.
Основное назначение принципа территориальной целостности вы- ражается в защите территории государства от любых посягательств.
Устав ООН запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности и политической независимости любого государства.
Значение этого принципа весьма велико с точки зрения стабиль- ности в международных отношениях. Он означает обязанность госу- дарств воздерживаться от любых действий, направленных на наруше- ние национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны.
Территория государства не должна быть объектом военной окку- пации и объектом приобретения другим государством, следовательно, не должны признаваться законными какие-либо территориальные при- обретения, явившиеся результатом угрозы силой или ее применения.
Государства, обязываясь уважать территориальную целостность друг друга, должны воздержаться от любых действий против терри- ториальной целостности и неприкосновенности, не совместимых с целями и принципами Устава ООН. Например, транзит любых транс- портных средств через иностранную территорию без разрешения тер- риториального суверена ‒ нарушение не только неприкосновенности границ, но и неприкосновенности государственной территории, по- скольку именно она используется для транзита. Все природные ре- сурсы являются составными компонентами территории государства, и если неприкосновенна территория в целом, то неприкосновенны и ее компоненты, т. е. природные ресурсы в их естественном виде. По- скольку их разработка иностранными лицами или государствами без разрешения территориального суверена также является нарушением территориальной неприкосновенности.
Использование государством своей территории не должно нано- сить ущерб естественным условиям территории другого государства.
5. Принцип мирного разрешения международных споров.
Уставом ООН установлено: «Все члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость». Общее международное право в процессе своей эволюции преж-
де лишь побуждало государства обращаться к мирным средствам раз- решения международных споров, устанавливая юридическую обязан- ность государств использовать такие средства, ограничивая право об- ращаться к войне, но не обязывало их следовать этой процедуре.
В соответствии с современными концепциями международного права государства обязаны разрешать свои споры только мирными средствами.
6. Принцип невмешательства во внутренние дела.
Принцип невмешательства в качестве общего принципа межго- сударственных отношений формировался в процессе борьбы наций за свою государственность. Принцип невмешательства в общей форме зафиксирован в Уставе ООН и содержится в Декларации о принципах международного права 1970 г., в Декларации ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограничении их не- зависимости и суверенитета и др.
Принцип невмешательства во внутренние дела – это обязанность государств не вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства.
Вмешательство – это любые меры государств или международ- ных организаций, препятствующие субъекту международного права решать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию. В результате вооруженное вмешательство и все другие формы вме- шательства или всякие угрозы, направленные против правосубъект- ности государства или его политических, экономических и культур- ных основ, являются нарушением международного права.
Однако если существует угроза миру или акт агрессии, могут быть приняты меры принудительного характера в соответствии с гл. VII Устава ООН.
Ни одно государство не должно организовывать, помогать, раз- жигать подрывную или террористическую деятельность, направлен- ную на изменение строя другого государства путем насилия, а также вмешательства во внутреннюю борьбу в другом государстве.
7. Принцип всеобщего уважения прав человека.
Принцип всеобщего уважения прав человека наиболее полно от- ражен в Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Декларации принципов заключительного акта совещания по безопас- ности и сотрудничеству в Европе и др.
Данный принцип возник относительно недавно – уже после Второй мировой войны.
Нормативное содержание принципа включает:
– обязанность государств повышать уровень жизни, способство- вать полной занятости населения и условиям экономического и соци- ального прогресса и развития;
– обязанность государств уважать и соблюдать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, религии.
Цель международного сотрудничества в области соблюдения прав человека ‒ разработка и установление стандартов, которые слу- жат для государства отправной точкой для выработки своего нацио- нального законодательства.
Анализ многочисленных международных документов по правам человека показывает, что в современном международном праве госу- дарства обязаны уважать и соблюдать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Отме- ченная обязанность носит всеобщий характер. Это значит, что права и свободы человека подлежат соблюдению во всех государствах и дей- ствуют в отношении всех лиц без какой-либо дискриминации. Апар- теид, геноцид, расовая дискриминация и так далее, являются между- народными преступлениями.
8. Принцип самоопределения народов и наций.
Принцип самоопределения народов и наций означает, что все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, соци- альное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать этот принцип.
Формами осуществления права на самоопределение являются:
1) создание суверенного и независимого государства;
2) свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним;
3) установление любого иного политического статуса, свободно определенного народом.
Кроме того, в содержание принципа входят и экономические ас- пекты.
Обязанность государства заключается не только в уважении права нации на самоопределение, но и содействии ему. Также госу- дарства обязаны воздержаться от любых насильственных действий, которые могли бы помешать народам осуществлять их право на само-
определение. Народы вправе испрашивать и получать поддержку, ес- ли их лишают права на самоопределение насильственным путем.
Самоопределение означает право народов выбирать такой путь развития, который в наибольшей степени соответствует их историче- ским, географическим, культурным, религиозным традициям и пред- ставлениям. Самоопределение не должно осуществляться в ущерб су- веренитету и политическому единству суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов.
Безусловное уважение прав каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ международных отношений.
9. Принцип сотрудничества государств.
Идея международного сотрудничества государств независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе в различных сферах международных отношений в целях поддержания международного мира и безопасности ‒ основное положение в систе- ме норм, содержащихся в Уставе ООН.
Так, в соответствии с Уставом государства обязаны «осуществ- лять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также «поддерживать международный мир и безопас- ность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры».
Принцип сотрудничества означает обязанность государств со- трудничать друг с другом и с ООН и предполагает добросовестное со- блюдение государствами норм международного права и Устава ООН.
Нормативное содержание принципа основывается на обязанно- стях государств:
1) сотрудничать в решении различных международных проблем;
2) добросовестно соблюдать нормы международного права.
Если же какое-либо государство игнорирует свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, то тем самым это государство подрывает основу сотрудничества.
10. Принцип добросовестного выполнения международных обя- зательств.
Данный принцип возник в форме международно-правового обы- чая на ранних стадиях развития государственности, а в настоящее
время находит отражение в многочисленных двусторонних и много- сторонних международных соглашениях.
В качестве общепризнанной нормы поведения субъектов ука- занный принцип закреплен в Уставе ООН.
Содержание принципа включает в себя обязанность государства:
1) добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соот- ветствии с Уставом ООН;
2) добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права;
3) выполнять свои обязательства, вытекающие из международ- ных договоров, действительных согласно общепризнанным принци- пам и нормам международного права. При этом добросовестному ис- полнению подлежат лишь действительные международные договоры, не противоречащие Уставу ООН.
Согласно Венской конвенции о праве международных догово- ров 1969 г. «каждый действующий договор обязателен для его участ- ников и должен ими добросовестно выполняться». Более того,
«участник не может ссылаться на положения своего внутреннего пра- ва в качестве оправдания для невыполнения им договора». Концепция добросовестности получила закрепление в большом числе междуна- родных договоров, резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, в де- кларациях государств и т. д.
Принцип добросовестного выполнения международных обяза- тельств распространяется только на действительные соглашения. Это значит, что рассматриваемый принцип применяется только к между- народным договорам, заключенным добровольно и на основе равно- правия. Любой неравноправный международный договор прежде все- го нарушает суверенитет государства и как таковой нарушает Устав ООН, поскольку ООН «основана на принципе суверенного равенства всех ее членов», которые в свою очередь приняли на себя обязатель- ства «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов». Сле- дует считать общепризнанным, что любой договор, противоречащий Уставу ООН, является недействительным, и ни одно государство не может ссылаться на такой договор или пользоваться его преимуще- ствами.