Обучение передвижениям защитника

Характер и направление передвижений защитника преимуще­ственно зависят от действий нападающего. На современном этапе развития игры наблюдается тенденция активизации защитных дей­ствий. Она, в частности, проявляется в том, что игроки команд, ис­пользующие активные формы борьбы, стремятся перехватить ини­циативу у нападающих при переходе к защитным действиям. При искусном использовании разновидностей стоек и передвижений в защите становится возможным диктовать (провоцировать) развитие атаки в нужном направлении, чтобы разрушить ее благодаря агрес­сивным индивидуальным действиям, наигранным групповым и ко­мандным взаимодействиям.

Следовательно, можно говорить о некотором смещении акцен­тов в игре защитника: не противодействие в ответ на действие нападающего, а упреждающее защитное действие, вынуждающее нападающего сыграть определенным образом.

В защите используют все способы передвижений, которые при­меняют при нападении: разновидности ходьбы и бега, остановок, поворотов, прыжков. Соответственно нет принципиальных различий и в технике их исполнения.

Ходьбу и медленный бег применяют, противодействуя пассивной игре нападающего; бег спиной вперед – при переходе от нападения к защите; рывки – при стремительной атаке соперника или для максимально быстрого восстановления защитных позиций, а также при перехватах мяча. Перечисленные спо­собы передвижений защитник чередует с остановками и поворо­тами, совершаемыми по ситуации. Прыжки толчком одной или двумя ногами используются при попытках воспрепятствовать бро­скам мяча соперника либо для овладения мячом при перехватах и борьбе за отскок на щите.

Специфическими в арсенале техники защитника являются пере­движения приставными шагами и так называемый скрестный шаг-скачок.

Приставные шаги используют как в параллельной стойке защитника при сопровождении игрока, так и в стойке с выставлен­ной вперед ногой при перемещениях защитника в переднезаднем направлении для накрывания броска или противодействия проходу нападающего. Особенность передвижений приставными шагами за­ключается в том, что игрок выполняет их на постоянно согнутых но­гах, мягкими «кошачьими» шагами, без подпрыгиваний. Первый шаг совершает ближайшая к направлению движения нога, а затем скольз­ящим переступанием приставляется другая. Защитник после каждо­го приставного шага приходит в устойчивое исходное положение.

Скрестный шаг-скачок позволяет обороняющемуся игро­ку оперативно переместиться по площадке на небольшом расстоя­нии. Он используется для быстрой смены позиции в ответ на пере­мещение мяча или чтобы неожиданно преградить путь совершаю­щему проход нападающему (без нарушения правила блокировки). Исполнению скрестного шага-скачка присущ взрывной характер движений. Прием выполняется невысоко над площадкой, без значи­тельных колебаний положения общего центра тяжести. Защитник, находясь в параллельной стойке на согнутых ногах, мгновенно пере­носит массу тела на переднюю часть ближней к направлению пере­мещения стопы и мощно отталкивается в сторону. В безопорной фазе он совершает скрестное движение дальней к направлению скачка ногой. И, приземляясь на нее, быстро выставляет толчковую ногу, приходя в устойчивое и. п. (на согнутых ногах с параллельным рас­положением стоп). Не менее эффективно применение скрестного шага-скачка в движении, когда ему предшествуют передвижения за­щитника приставными шагами.

 Разновидностям передвижений в защите необходимо обучать одновременно с овладением стойками.

Методика обучения универсальным для нападения и защиты спо­собам передвижений: разновидностям бега, остановкам, поворотам, прыжкам – подробно представлена ранее при изучении «Основ­ных способов передвижений в нападении». Вышеизложенный мате­риал легко адаптировать к процессу обучения основам техники за­щиты.

Однако следует учитывать некоторые специфические черты, при­сущие традиционным передвижениям при их использовании для ре­шения оборонительных задач. Так, для эффективной игры в защите важно уметь мгновенно стартовать из непрерывно изменяющихся и. п. и максимально ускоряться на небольших отрезках дистанции (1–5 м). Не менее значима и мобильность защитника, т.е. его способ­ность быстро принимать решения в ответ на изменяющуюся игровую обстановку. Для начала перемещения или чередования способов пере­движений служит множество сигналов: звуковые; визуальные – на­правление взгляда соперника, начало движения мяча, партнера или нападающего; подсказка тренера или товарища по команде и т. п. Со­ответственно подбираются адекватные средства и методы обучения.

Учитывая монотонность, характерную для выполнения упражне­ний из данного раздела техники, рекомендуется в процессе их изуче­ния широко использовать игровой метод.

Первостепенное внимание следует уделять овладению техникой передвижений приставными шагами, которые составляют основу действий защитника.

 

Обучение технике приемов противодействия и овладения мячом

К технике противодействия и овладения мячом относятся: выры­вание, выбивание и перехват мяча, накрывание и отбивание мяча при бросках, взятие отскока на своем щите.

Эти приемы изучаются после овладения занимающимися техни­кой соответствующих приемов нападения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: