(простыми и составными)
Этапы | Цель | Приёмы выполнения |
1. Подготовительный | Подготовить учащихся к восприятию текста задачи | а) Решение простых задач, содержащие величины и отношения между ними, которые входят в данную составную задачу б) Задачи с недостающими данными, при дополнении которых получается текст составной задачи в) Упражнения, связанные с повторением математических понятий и отношениями между ними |
2. Чтение и осмысление текста задачи | Установить смысл каждого слова, словосочетания, предложения и на этой основе выделить множества, отношения, зависимости, известные и неизвестные величины | а) Чтение текста задачи (вслух, про себя) б) Составление краткой записи в) Повторение задачи по краткой записи |
3. Поиск плана решения задачи | Составить план решения задачи | Поиск плана решения задачи вести от: а) главного вопроса к данным (аналитический способ) б) от данных к главному вопросу (синтетический способ) в) аналитико-синтетический способ г) неполный анализ (ставятся 1-2 вопроса, позволяющие самостоятельно решить задачу) Обучение учащихся анализу задачи можно проводить с помощью граф-схем |
4. Запись решения и ответа задачи | Найти ответ на вопрос задачи | а) Устное выполнение каждого пункта плана; б) Письменное выполнение каждого пункта плана: - арифметическое решение: по действиям с пояснениям; по действиям без пояснений; по действиям с вопросами - алгебраическое решение в виде уравнения или неравенства - геометрическое решение в виде чертежа или рисунка |
5. Проверка решения задачи | Установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения | - Решение задачи другим способом, если в результате решения другим способом получили тот же результат, следовательно, задача решена верно - Сравнение с правильным решением - Сравнение с образцом хода или результата решения - Повторение решения тем же методом и способом - Прогнозирование (прикидка) и последующее сравнение хода решения с прогнозом. При несоответствии прогнозу – решение неверно - Составление и решение обратных задач (если в результате решения обратной задачи получено данное прямой задачи, то результат решения верен) |
6. Работа над задачей после её решения | Формирование умения решать задачи | – Изменение условия текстовой задачи – Изменение вопроса текстовой задачи – Сравнение условий, вопросов, решений текстовых арифметических задач и др. – Выбор графического чертежа, схемы к тексту задачи из нескольких предложенных |
|
|