Вариант методического разбора простых задач

(пример методики работы над конкретной задачей)

Поезд, следуя из одного города в другой, прошел 180 км пути со скоростью 60 км/ч. Сколько часов был поезд в пути?

Подготовительная ступень

Полезно повторить зависимость между величинами: скоростью, временем и расстоянием. Задания:

– Два велосипедиста движутся с одинаковой скоростью. Первый – 2 часа, второй – 3 часа. Кто из них проедет большее расстояние?

– За какое время пешеход, движущийся со скоростью 4 км/ч, пройдет расстояние 12 км?

– Какое расстояние за 2 часа проедет лыжник, движущийся со скоростью 7 км/ч?

Ступень ознакомления с текстовой составной задачей

Чтение и осмысление текста задачи

Вопросы учителя Ответы учеников
О чем эта задача? О движении поезда.
Что в задаче спрашивается? / Каково требование задачи? Сколько часов был поезд в пути?
Что в задаче известно? Известна длина пути – 180 км и скорость поезда – 60 км/ч
Что неизвестно? Неизвестно время пути.
Обозначим на схеме основные величины и их значения Составляется схема
Как связаны между собой величины «скорость», «время», «расстояние»? Чтобы найти скорость, надо … Чтобы найти расстояние, надо… Чтобы найти время, надо…
Занесем данные и искомое в таблицу
Скорость (км/ч) Время (ч) Расстояние (км)
60 ? 180

 

Поиск плана решения задачи (разбор задачи)

Можно провести аналитический и синтетический способ разбора задачи. Приведем оба варианта.

Аналитический способ (от вопроса к данным) Синтетический способ (от данных к вопросу)
– О чем спрашивается в задаче? (Сколько часов был поезд в пути?) – Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Нужно знать расстояние, которое прошел поезд, и скорость поезда.) – Известны эти величины в задаче? (Да, все эти величины даны в условии, поэтому можно составить план решения задачи.) – Что мы можем узнать, зная расстояние, пройденное поездом, и его скорость? (Можем узнать время движения.) – Каким действием? (Делением.) – Составим план решения задачи.  

 

Составление плана решения:

1. Узнаем время движения поезда с помощью действия деления (разделим расстояние на скорость поезда).

Примечание: действие одно, потому что задача простая. В составных задачах действий будет больше.

Запись решения и ответа задачи

180: 60 = 3 (ч) – время движения поезда.

Ответ: поезд был в пути 3 часа.

 

Проверка решения задачи

Решение тем же самым способом повторно.

Сравнение решения по образцу.

Составление обратной задачи (привести конкретную задачу).

Выбор ответа из предложенных учителем вариантов (30 ч, 3 км, 3 ч, 30 мин).

 

Работа над задачей после её решения (творческая работа над задачей после её решения)

– После проверки решения задачи можно изменить одно из данных. Школьникам предлагается установить, как изменится время, затраченное поездом, если путь увеличится до 210 км.

– Можно задать уточнение к вопросу задачи: «Сколько времени в минутах затратил поезд на пройденный путь?»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: