(пример методики работы над конкретной задачей)
Поезд, следуя из одного города в другой, прошел 180 км пути со скоростью 60 км/ч. Сколько часов был поезд в пути?
Подготовительная ступень
Полезно повторить зависимость между величинами: скоростью, временем и расстоянием. Задания:
– Два велосипедиста движутся с одинаковой скоростью. Первый – 2 часа, второй – 3 часа. Кто из них проедет большее расстояние?
– За какое время пешеход, движущийся со скоростью 4 км/ч, пройдет расстояние 12 км?
– Какое расстояние за 2 часа проедет лыжник, движущийся со скоростью 7 км/ч?
Ступень ознакомления с текстовой составной задачей
Чтение и осмысление текста задачи
Вопросы учителя | Ответы учеников | ||||||||
О чем эта задача? | О движении поезда. | ||||||||
Что в задаче спрашивается? / Каково требование задачи? | Сколько часов был поезд в пути? | ||||||||
Что в задаче известно? | Известна длина пути – 180 км и скорость поезда – 60 км/ч | ||||||||
Что неизвестно? | Неизвестно время пути. | ||||||||
Обозначим на схеме основные величины и их значения | Составляется схема | ||||||||
Как связаны между собой величины «скорость», «время», «расстояние»? | Чтобы найти скорость, надо … Чтобы найти расстояние, надо… Чтобы найти время, надо… | ||||||||
Занесем данные и искомое в таблицу |
|
Поиск плана решения задачи (разбор задачи)
Можно провести аналитический и синтетический способ разбора задачи. Приведем оба варианта.
Аналитический способ (от вопроса к данным) | Синтетический способ (от данных к вопросу) |
– О чем спрашивается в задаче? (Сколько часов был поезд в пути?) – Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Нужно знать расстояние, которое прошел поезд, и скорость поезда.) – Известны эти величины в задаче? (Да, все эти величины даны в условии, поэтому можно составить план решения задачи.) | – Что мы можем узнать, зная расстояние, пройденное поездом, и его скорость? (Можем узнать время движения.) – Каким действием? (Делением.) – Составим план решения задачи. |
Составление плана решения:
1. Узнаем время движения поезда с помощью действия деления (разделим расстояние на скорость поезда).
Примечание: действие одно, потому что задача простая. В составных задачах действий будет больше.
Запись решения и ответа задачи
180: 60 = 3 (ч) – время движения поезда.
Ответ: поезд был в пути 3 часа.
Проверка решения задачи
Решение тем же самым способом повторно.
Сравнение решения по образцу.
Составление обратной задачи (привести конкретную задачу).
Выбор ответа из предложенных учителем вариантов (30 ч, 3 км, 3 ч, 30 мин).
Работа над задачей после её решения (творческая работа над задачей после её решения)
|
|
– После проверки решения задачи можно изменить одно из данных. Школьникам предлагается установить, как изменится время, затраченное поездом, если путь увеличится до 210 км.
– Можно задать уточнение к вопросу задачи: «Сколько времени в минутах затратил поезд на пройденный путь?»