Сущность и явление в логическом

 

Как известно, категории сущности и явления представляют собой категории метафизики, а именно, онтологии сущности; но, несмотря на это, они применяются и должны применяться и в логике, поскольку у всего есть сущность, т.е. то, что оно есть; сущность имеется и у несущественных признаков, например, у цвета; сущность имеется у суждения, умозаключения и доказательства, — у всего, определение чего, т.е. понятие чего возможно; определением устанавливаются понятия всего, в частности понятия логического и его форм. По Аристотелю, дефиниция есть установление знания сущности-понятия; такое понятие устанавливается и о несущественном. Закон вообще есть категория сущности; таков и закон логического, который осуществляется в понятиях, суждениях и умозаключениях, как в формах мысли. Сущность, есть объясняющее, явление — объясняемое. Сущность есть то, что именно есть это, явление — каково оно; сущность есть отношение к самому себе, явление — ее одна сторона.

Поскольку сущность есть то, что представляет собой нечто, постольку с точки зрения понятия она есть и категория логического. Сущность в сфере логики не есть нечто мистическое, подобное «усии» Аристотеля; нет, она есть именно содержание понятия. Понятия сущности и явления могут быть заменены в логике понятиями общего и частного, но ведь и у этих понятий есть сущность? Поэтому в логике нельзя избежать понятия сущности; постольку необходимо и понятие явления. Сущность и явление — понятия наиобщие и поэтому они действуют и в сфере логического.

Отрицание сущности невозможно, так как и результат этого отрицания будет иметь сущность, т.е. то, что он есть. Поэтому отрицание сущности есть в то же время и отрицание явления (что и ставит эмпиризм и позитивизм в безвыходное положение). Результат отрицания сущности сам имеет сущность, т.е. отрицанием сущности утверждается ее же необходимость. То же относится и к явлению. Невозможно и его отрицание, так как и сущность, полученная в результате такого отрицания, будет явлением; общее, полученное путем отрицания частного., есть опять-таки частное, отдельное. Отрицание явления делает очевидным его необходимость. Явление есть односторонность, частное, а сущность — единство частных, их полнота; сущность есть не совокупность односторонностей, а их единый корень.

                                                                                                                   

Форма и содержание

 

Понятия формы и содержания являются категориями метафизики, именно, онтологии сущности, но представляют собой также логические категории и категории логического. Вообще, содержание есть единство элементов, а форма — способ этого единства; этот способ может иметь смысл закона. Так же обстоит дело и в сфере логического.

Суждение есть форма мысли — определенный способ единства его элементов (субъект, предикат); это — единство, выполненное способом утверждения-отрицания. Таковы все виды суждения. То же можно сказать и об умозаключении, доказательстве. Понятие есть определенная форма, а именно, общность, полученная в результате суждения и умозаключения. Оно — общая мысль умозаключения (как это будет показано ниже — при рассмотрении форм мысли). Логика есть наука об этих формах мысли, как о формах, имеющих определенное содержание.

Логика изучает формы мысли. Это не значит, что якобы эти формы не имеют содержания. Логика абстрагируется от эмпирического содержания, но не от содержания вообще, и в частности, от логического содержания. Хотя математическая логика стремится к тому, чтобы освободиться вообще от содержания; на это стремление указывает формализация, аксиоматизация логики, сведение всего к символам и их комбинациям. Но именно поэтому и нужны ей мета и метаметалогики, разложение единства логики, что и представляет ошибку.

У логической формы есть собственное содержание (Гегель, Маркс) — то, чем является форма, например, суждение, понятие или умозаключение. Всякое, в частности логическое различение, есть содержание. Множественность аксиом, разнообразие логических форм и есть содержание логического и логики. Даже символ, отвлеченный от содержания, имеет какое-то содержание; вне содержания есть пустота, а не определенная форма. Форма не что иное, как определенность содержания.

Логические формы взаимосвязываются именно вследствие собственного содержания. Поэтому и возможна их логически необходимая связь, именно: 1) диалектика, развитие в мысли, имеющая смысл развития связь форм мысли; 2) вследствие этого — тождество теории познания и логики (в последующем эти вопросы будут рассмотрены специально). Отрицание содержания невозможно, поскольку и само отрицание и то, что останется в результате этого отрицания, будут иметь какое-то содержание. Отрицание содержания делает очевидным его необходимость. Невозможно и отрицание формы, поскольку отрицание само есть определенная форма, и отрицаемое тоже будет иметь какую-нибудь определенную форму. Так что отрицание формы утверждает, показывает ее же необходимость. Следовательно, категории формы и содержания имеют рефлексивную природу; они являются и категориями логического. Категории, формы и содержания применяются ко всему, в том числе и к самим себе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: