Относительное и абсолютное

 

Как мы видели, во взаимоотношениях противоречия и единства и бытия и ничто, имеет место взаимоотношение относительного и абсолютного. Поэтому следует сказать, что там, где действуют первые две пары категорий, действуют и эти последние. Относительное и абсолютное являются как категориями онтологии, так и категориями логики. Они суть и логические категории и категории логического.

Различие релятивного и абсолютного само релятивно (В. И. Ленин). Это так, поскольку понятия релятивного и абсолютного — относительные понятия: релятивному дает смысл абсолютное и наоборот — абсолютное таково в отношении к релятивному. Эти понятия в отношении друг к другу являются противоположными понятиями, но они неотрывны друг от друга, т.е. находятся в необходимом единстве. Нечто или относительно или абсолютно, третье исключено, но «третьим» должно быть их единство. Если относительное и абсолютное имеют смысл только в отношении друг к другу и если в этом отношении не существует третьего относительного, то надо сказать, что: 1) абсолютное, противопоставленное относительному, само есть относительное, и 2) единство этих двух относительных будет уже не относительным, оно будет абсолютным. Или точнее: в единстве релятивного и абсолютного господствующим будет абсолютное; поэтому надо сказать, что абсолютное есть единство этих двух относи­тельных.

Ошибочна (является софистикой) мысль, якобы релятивное есть только релятивное, исключающее абсолютное (В. И. Ленин); нет, релятивное не есть только релятивное, «в релятивном есть абсолютное»[25]. Если релятивное оторвать от абсолютного, то само релятивное будет абсолют­ным. Поэтому релятивизм впадает в безвыходное противоречие и упраздняет сам себя. Здесь ясно видна необходимость абсолютного для относительного. Вместе с отрицательной диалектикой выявляется необходимость положительной диалектики.

Абсолютное, как содержащее в себе относительное, не может не быть абсолютным. Относительное тоже содержит в себе абсолютное, как зерно. Например, относительная истина только тогда есть истина, если она содержит в себе зерно абсолютной истины (В. И. Ленин).

Относительное есть односторонность или момент, сторона абсолютного. Абсолютное есть единство относительных в том случае, если это две стороны противоречия. Одна сторона противоречия является относительной, а единство противоречия — абсолютным. Производство есть абсолютное, а его моменты являются относительными. Суждение есть релятивное, оно одна сторона единства противоречия; например, «частное есть общее» и «частное не есть общее» суть односторонности единства частного и общего, которое является абсолютным.

Суждение, как одна сторона умозаключения, не может не быть релятивным; это справедливо и в отношении моментов суждения; они представляют односторонности суждения. Но, как мы это докажем ниже, есть такое умозаключение, которое представляет собой полную опосредствованную связь и которое имеет абсолютный характер в отношении своих односторонностей. В дальнейшем мы покажем и то, что абстрактное общее есть односторонность конкретного общего. Каждое одностороннее есть релятивное. А абсолютное есть единство определенных односторонностей.

Для нас здесь достаточно отметить, что: 1) отрицание абсолютного невозможно, поскольку, в таком случае, это отрицание будет абсолютным; поэтому отрицание абсолютного утверждает его же; 2) и отрицание относительного превращает абсолютное в относительное, поскольку оно окажется оторванным от относительного, и абсолютное, противопоставленное ему, снимает само себя. Следовательно, и отрицание релятивного утверждает его же. Итак, эти категории являются категориями логического.

                                                                                                   


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: