Закон необходимого первого (12)

 

То «третье», о котором только что шла речь, и «нечто», как «третье», положения исключенного третьего, не одно и то же, хотя в предыдущем параграфе мы рассмотрели их в одной плоскости и не различили друг от друга; как было сказано, для противоречия невозможно третье как одна из его сторон; невозможно третье как объединение противоречия — как отождествление противоречащих сторон, их смешение, что, как уже было отмечено, является софистикой. Для противоречия необходимо «третье» как само противоречие. Иное дело «нечто» исключенного третьего. Для противоречия оно является не только третьим, но и первым. Субъект, который обозначается посредством «нечто» исключенного третьего, есть корень противоречия. Это то, в отношении чего возможны противоречащие предикаты, согласно положению исключенного третьего; корень противоречия есть единство противоречия как его основание. Противоречие возможно на основании единства. Без единства противоречие невозможно, следовательно для противоречия необходимо не только третье, которым является само противоречие для его сторон, но и первое, которое является корнем, основанием противоречия. Поэтому существует необходимое первое и в логике действует закон необходимого первого. Таким образом, закон необходимого третьего и закон необходимого первого различаются друг от друга.

Диалектическое противоречие, внутреннее противоречие, единство противоречия является, как известно, «раздвоением единого» (В. И. Ленин), а не соединением двух сторон. В раздвоении единого единое является корнем, основанием раздвоения, первым для раздвоения или противоречия. Противоречие есть отрицательность, именно взаимоотрицание, которое возможно только тогда, когда оно опирается на положительное. Невозможно чистое противоречие, чистое взаимоотрицание; оно возможно только тогда, если существует такое нечто, которое «выдерживает» его, сохраняет его в самом себе. Возможно внутреннее противоречие (внешнее опирается на него, оно вторично). Противоречие возможно тогда, когда существует для него первое, в противном случае противоречие не реализуется. Противоречие, так сказать, вращается вокруг одного. Двое могут вести между собой спор или борьбу, если существует одно общее для них, за что ведется спор или борьба, в противном случае борьба и спор потеряют всякий смысл. Этот грубый пример свидетельствует о том, что для противоречия необходим один корень. Следовательно, если диалектика является раздвоением единого, то ясно, что для противоречия это единое необходимо.

Первое необходимо, его требует: 1) противоречие, для собственной возможности и существования; 2) диалектико-логическое, например, а) категории логического, как таковые, когда осуществляется полагание нечто его же отрицанием, б) единство противоположных суждений — «частное есть общее» и «частное не есть общее» — оба суждения необходимы для единства частного и общего, а единство — для них, в) для единства индукции и дедукции необходима единство частного и общего и т.д. Вся наша логика призвана к тому, чтобы сделать очевидным, раскрыть и доказать это обстоятельство. В дальнейшем мы всесторонне докажем, что суждение, умозаключение и доказательство с необходимостью требуют раздвоения логического единого, что является отражением раздвоения реального единого. Простое суждение, как единство частного и общего, является не чем иным, как раздвоением единого, где, ясно, действует логический закон необходимого первого. «Жучка есть собака» как «частное есть общее» возможно только, тем, что существует первое для частного и общего — их единство, являющееся их основанием, и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: