Закон взаимоотрицания (13)

 

Поскольку положение исключенного третьего исключает третий предикат, но все-таки требует необходимость, чего-то третьего, то ясно, что необходимы две стороны противоречия, т.е. само противоречие. Взаимоисключение есть противоречие, именно, взаимоисключение двух сторон противоречия. Факт, что положения могут исключать друг друга, что существуют взаимоисключающие положения, противоречащие друг другу категории и т.д. Поэтому в логическом действует взаимоисключение, как один из определенных законов. Если мы имеем ошибку, если какое-то противоречие невозможно, это значит, что здесь, как было сказано, использован смысл противоречия, в частности смысл взаимоисключения сторон противоречия; само же противоречие, взаимоисключение уже не является ошибкой. Каждое противоречие и каждое взаимоисключение опирается на категорию противоречия. Каждое взаимоисключение возможно на основании взаимоисключения вообще.

Отрицание является сущностью противоречия, но противоречие есть не одностороннее, а двустороннее отрицание. Поэтому существует не только закон отрицания, но и закон взаимоотрицания, который имеет в виду не только одностороннее, но и обратное отрицание: нечто отрицает другое и наоборот. Одно обстоятельство — нечто — отрицает другое, а второе — это другое как второе нечто — отрицает первое. Взаимоотрицание отличается от одностороннего отрицания, оно содержит особенность (что предстанет в полном виде в связи со взаимополаганием. Об этом будет речь немного ниже).

Примерами взаимоотрицания могут быть названы следующие: контрадикторные суждения отрицают друг друга; сами положительное и отрицательное суждения являются взаимоотрицающими; отрицают друг друга частное и общее, необходимость и свобода, конечное и бесконечное и т.д. (они, как мы это увидим ниже, не только отрицают друг друга). В «Капитале» К. Маркса понятие капитала содержит взаимоотрицающие стороны, что у Маркса выражено так: капитал возникает и не возникает из обращения товаров, капитал возникает из производства, но не только из производства и т.п.

Противоречие действует в логическом необходимо вследствие его абсолютного характера, что имеет силу и для логики, поскольку логическое отрицание противоречия невозможно потому, что это отрицание само создает противоречие. Поэтому оно есть корень, основание и средство, которое используется везде и в отношении самого себя.

Взаимоисключение возможно только тогда, когда существует положительность, именно если взаимоисключающие имеют какой-то положительный смысл: в противном случае взаимоисключение не осуществится.

Поэтому закон взаимоисключения есть один из законов, который с необходимостью требует и подразумевает другой закон или другие законы.

Закон отрицания полаганием (14)

 

Элементарным для логического является положение о том, что если нечто есть это, то оно не есть другое. Если нечто полагается так, то это исключает его иное полагание. Если в формальной логике это «иное» неопределенно, в диалектике оно определенно, или иначе: это «иное» определяется в известной сфере, именно в сфере категорий; в сфере же обычного формально-логического понятия оно не определяется, хотя понятие подчиняется категории; постольку единая логика не только нужна и возможна, но и необходима.

Итак, полагание нечто есть отрицание другого (так же как и наобо­рот). Точнее: отрицание производится полаганием. Поэтому должен быть и существует закон, отрицания посредством полагания — закон отрицания полаганием, который действует в суждениях, умозаключениях, доказательстве как общий для этих форм закон. Например, полагание частного есть отрицание другого, именно общего, и наоборот; если нечто, является частным, то оно не будет общим, и наоборот; поскольку нечто является общим, постольку оно не является частным (см. выше о природе общего). Полагание конечного есть отрицание бесконечного и полагание бесконечного есть отрицание конечного и т.д.

Полагание находится в необходимом единстве с отрицанием, форма полагания — с формой отрицания (затруднение, указанное Фихте), положительное суждение — с отрицательным суждением. Полагание есть вместе с тем и отрицание: 1) полагание нечто есть отрицание другого, 2) оно есть и отрицание самого себя, поскольку полагание и положение есть известная определенность, которой необходимо присущ момент отрицания (omnis determinatio est negatio). Здесь отрицание состоит в полагании, поскольку полагание есть отрицание иного, но это иное мо­жет быть в том, чьим «иным» оно является. Например, в суждении полаганием только субъекта и отрицанием предиката отрицается сам субъ­ект (постольку и целиком суждение, хотя отрицание само есть суждение), так как только субъект — субъект без предиката — не является субъ­ектом. То же можно сказать и о предикате: только предикат, полагание только предиката является отрицанием его же, поскольку предикатом называется именно предикат субъекта. Полагание только основания (и отрицание следствия) есть отрицание самого основания, поскольку основанием называется именно основание следствия (логическая связь есть не что иное, как связь основания и следствия, поэтому указанное обстоятельство имеет существенное значение для всей логики). Полагание только частного является его же отрицанием, полагание только общего превращает это общее в частное (как это было указано выше) и т.д. Поэтому здесь полагание нечто есть переход в иное, его отрицание и полагание иного. Полагание и отрицание соотносительные понятия, так же как и положительное и отрицательное. Этот закон будет для нас более ясным при рассмотрении обратного ему положения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: