Отрицательное суждение

 

Отрицательное суждение есть такое, где чему-либо приписывается нечто его исключающее; о субъекте высказывается то, чем он не является. Это (как было сказано) единая мысль, несмотря на то, что предикат не присущ субъекту. Высказывание именно этого обстоятельства и есть отрицательное суждение как одна определенная мысль.

Отрицательное суждение было бы невозможным, если бы в нем не было единства мысли, определенной положительности, помимо которой суждение вообще невозможно. В отрицательном суждении имеются положительные и отрицательные моменты: 1) субъекту приписывается 2) отрицательное. Отрицательное суждение, конечно, отрицательно, но оно есть: 1) приписывание-высказывание — определенная мысленная положительная связь, 2) положительный вид или форма суждения. Ничто существующее, и в частности суждение, не имеет отрицательного вида. То обстоятельство, что субъекту приписывается то, что он не есть, ясно показывает синтетичность и диалектичность логической определенности, как таковой (об этом будет речь ниже).

Отрицательное суждение может быть: 1) таким, где чему-либо отрицательно приписывается отличный от него и отрицательный для него признак, например, «Жучка не есть двуногое», 2) таким, где чему-либо отрицательно приписывается его противоположность, например, «единичное (частное) не есть общее». В обоих случаях субъекту приписывается другое, которое не есть субъект. Здесь имеется приписывание, определенная связь, имеющая отрицательный характер; субъекту отрицательно приписывается исключающее его, но так, что эта отрицательная связь содержит и положительное (и наоборот), в противном случае, отрицательное суждение как одна-единая мысль будет невозможно, как это было отмечено выше. То обстоятельство, что А не есть В, означает, что для А характерно отсутствие в нем В.

То обстоятельство, что друг от друга отличаются: 1) приписывание чему-либо отличного от него признака и 2) приписывание противоположного признака — означает, что в обоих случаях действует мысль отрицательного суждения, но во втором случае представлено в полном виде то, что является неполным в первом случае. Мысль отрицательного суждения представлена в более полном виде во взаимосвязи категорий — «единичное не есть общее», поскольку то единичное или частное (их различие мы здесь не принимаем во внимание, об этом будет речь ниже), которое не есть общее — исключает общее, а если оно представлено независимо, тогда оно само будет общим. И наоборот: «общее не есть частное», но общее, взятое помимо частного, само есть частное. Это значит, о в обоих случаях субъект непосредственно есть то, что исключает его, переходит в противоречие; точнее: необходима связь между субъектом и исключающим его предикатом.

Во взаимосвязи категорий определенно представлен и необходимый переход положительного суждения в отрицательное: «единичное есть общее» есть неадекватное выражение суждения; для адекватного выражения и представления суждения необходимо и то, что «единичное не есть общее» (единичное есть единичное, а не общее). Но их связь есть уже «больше» того, что из себя представляет суждение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: