Характеристика методики

При создании своего теста Е. Торренс опирался на теорию дивер­гентного мышления Дж. Гилфорда, а также анализ творческих дости­жений известных ученых, артистов, писателей. Тест диагностирует креативные способности, которые очевидно проявляются в признан­ной творческой продукции. Субтесты методики Е. Торренса представ­ляют существенный отход от тестов факторного типа (Южнокали­форнийских тестов), предложенных Дж. Гилфордом. Дж. Гилфорд пытался создать монофакторные тестовые задания. Е. Торренс отка­зался от этой попытки. Каждый его субтест оценивает сразу несколь­ко характеристик креативности (т. е. является полифакторным) и до­бавляет что-то уникальное к тестовой батарее в целом. Отбор заданий для субтестов был проведен на основе факторного анализа, что позволило включить в батарею задания, слабо коррелирующие между собой. Особое внимание Е. Торренс уделял тому, чтобы тесто­вые задания были интересны для детей различного возраста: от до­школьников до старшеклассников, хотя некоторые субтесты в боль­шей степени соответствуют определенному возрастному уровню.

Временные ограничения, введенные Е. Торренсом, позволили стандартизированно измерять креативность и сравнивать разных людей по уровню развития этой способности. В то же время эта осо­бенность теста чаще всего подвергается критике. Несмотря на опре­деленные ограничения, в настоящее время тест Е. Торренса можно без преувеличения считать наиболее фундаментальным инструмен­том для измерения креативности. Е. Торренс подчеркивал, что ни один исследователь на сегодняшний день не может определить ко­личество и виды тестовых заданий для того, чтобы дать полный обзор характеристик креативного мышления. При этом он полагал, что предложенный им тест отражает большую их часть. Действительно, следует признать, что большое количество разнообразных заданий, содержащихся в тесте, существенно увеличивает вероятность того, что он охватывает все наиболее важные креативные функции.

Тест Е. Торренса состоит из двух частей: вербальной батареи и об­разной батареи.

Вербальная батарея состоит из семи субтестов:

1. «Вопросы»: требуется придумать как можно больше вопросов о происходящем на картинке.

2. «Причины»: требуется придумать как можно больше причин, вызвавших события, происходящие на картинке.

3. «Следствия»: требуется придумать как можно больше следст­вий, вытекающих из происходящего на картинке.

4. «Улучшение предмета»: требуется придумать как можно больше способов улучшения игрушечного слона.

5. «Необычное использование»: требуется придумать как можно больше способов необычного использования картонных коробок.

6. «Необычные вопросы»: требуется придумать как можно больше необычных вопросов о картонных коробках.

7. «Невероятная ситуация»: требуется придумать как можно боль­ше последствий заданной невероятной ситуации.

Образная батарея состоит из трех субтестов:

1. «Создание рисунка»: требуется создать оригинальный рисунок, частью которого была бы заданная цветная фигура.

2. «Незаконченные фигуры»: требуется создать как можно бо­льше оригинальных изображений на основе заданных незакон­ченных фигур.

3. «Повторяющиеся линии»: требуется создать как можно больше оригинальных изображений на основе пар параллельных линий.

Более подробно содержание субтестов, правила работы с ними, а также схема оценки ответов обследуемого будут приведены в сле­дующих главах.

Тест Е. Торренса может использоваться во всем возрастном диапа­зоне, начиная с пяти лет. Традиционно более широко тест применяет­ся для работы с детьми дошкольного и школьного возраста. До тре­тьего класса включительно методика проводится в индивидуальной форме, начиная с четвертого класса — в групповой. Образную бата­рею можно проводить в групповой форме и с учащимися начальной школы. Для проведения вербальной батареи необходимо 45 минут, образной — 30 минут без учета времени на инструкции.

Для проведения вербальной батареи необходимы Альбом со стимульными материалами «Вырази свои идеи с помощью слов» и Бланк ответов, для проведения образной батареи — Тестовая тетрадь «Вы­рази свои идеи с помощью рисунков». При обработке данных тести­рования используются специальные Бланки фиксации результатов для вербальной и образной батарей. Для работы с Методикой требу­ется предварительное надежное усвоение методической информа­ции, изложенной в данном Руководстве.

Вернуться к оглавлению

Надежность методики.

Следует отметить, что природа творческого мышления создает ряд проблем в процессе определения надежности полученных данных и их интерпретации. Большинство теорий креативности подчеркива­ет важность эмоциональных факторов, групповой атмосферы и моти­вации для проявления творческих способностей. По мнению В. Гор­дона (1961), «в креативном процессе эмоциональный фактор более важен, чем интеллектуальный, иррациональный более важен, чем ра­циональный». Результаты креативных тестов также в существенной степени зависят от предварительного обучения и развития творческих способностей. Хотя влияние перечисленных факторов снижает ретестовую надежность, из этого не следует делать вывод о ненадеж­ности теста. Чувствительность к перечисленным факторам делает тест особенно полезным для изучения этих переменных.

Для определения надежности теста Е. Торренс прежде всего ис­следовал степень согласованности между результатами обработки данных тестирования различными экспертами. Коэффициент корре­ляции между данными опытных экспертов и начинающих экспертов (внимательно изучивших инструкцию и выполнивших предваритель­но обработку 25-40 работ) составил 0.90.

Для подсчета согласованности данных различных экспертов на российской выборке нами было проведено исследование, в кото­ром участвовал и 120учащихся начальной школы. Использовался ко­эффициент ранговой корреляции Спирмена. Согласованность (кор­реляция) данных трех экспертов составила 0.71-0.75 для разных показателей креативности. Для выборки учащихся седьмых классов (81 человек) корреляция данных трех экспертов находилась в интер­вале 0.75-0.81. Несмотря на то, что российские данные несколько ниже, чем данные Е. Торренса, они также демонстрируют высокую" степень надежности результатов. Ошибки при подсчете данных воз­никают главным образом в тех случаях, когда исследователь плохо усваивает правила обработки результатов и руководствуется в этом процессе своими субъективными стандартами.

Для исследования ретестовой надежности Е. Торренс использо­вал параллельные формы теста — А и В. В исследовании принимали участие 118 школьников, интервалы между тестированием составля­ли от двух недель до двух месяцев. Коэффициенты корреляции меж­ду показателями двух серий тестирования составили 0.84-0.93 для разных показателей вербальной батареи, 0.7-0.85 — для разных по­казателей образной батареи.

Поданным П. Горалски (1964),коэффициенты ретестовой надеж­ности (формы А и В, интервал — 10 недель) составили соответствен­но 0.82, 0.73, 0.59, 0.89 для Беглости, Гибкости, Оригинальности и те­ста в целом. По данным Далбек (1966), на выборке из 43-х студентов колледжа искусств коэффициенты надежности (формы А и В, интер­вал — три года) составил 0.59 — для Беглости, 0.35 — для Гибкости, 0.73 — для Оригинальности.

На российской выборке нами были также получены данные о ретестовой надежности методики. Для выборки из 40 человек (ученики первых классов) коэффициенты ретестовой надежности (форма А, интервал — 6 месяцев) составили 0.73, 0.75, 0.69 для Беглости, Гиб­кости, Оригинальности (вербальная батарея) и 0.72, 0.71, 0.77, 0.65, 0.68 для Беглости, Оригинальности, Разработанности, Сопротивле­ния замыканию и Абстрактности названия (образная батарея).

Для выборки из 56 человек (ученики седьмого класса) коэффици­енты ретестовой надежности (форма А, интервал — четыре месяца) составили 0.69, 0.74, 0.70 для Беглости, Гибкости и Оригинальности (вербальная батарея).

Для выборки из 63 человек (ученики девятых классов) коэффици­енты ретестовой надежности (форма А, интервал — семь месяцев) составили 0.73, 0.59, 0.71, 0.61, 0.69 для Беглости, Оригинальности, Разработанности, Сопротивления замыканию и Абстрактности назва­ния (образная батарея).

Вернуться к оглавлению

Валидность методики.

Отсутствие единого подхода в понимании природы креативности существенно усложняет проблему подтверждения валидности креа­тивных тестов. Этому вопросу уделяли внимание многие авторы: Е. Тейлор, Ф. Барон, К. Ямамото, Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли и др. Тем не менее единая обобщенная мера валидности до сих пор неустанов­лена. Е. Торренс проводил исследования валидности теста в разных направлениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: