При создании своего теста Е. Торренс опирался на теорию дивергентного мышления Дж. Гилфорда, а также анализ творческих достижений известных ученых, артистов, писателей. Тест диагностирует креативные способности, которые очевидно проявляются в признанной творческой продукции. Субтесты методики Е. Торренса представляют существенный отход от тестов факторного типа (Южнокалифорнийских тестов), предложенных Дж. Гилфордом. Дж. Гилфорд пытался создать монофакторные тестовые задания. Е. Торренс отказался от этой попытки. Каждый его субтест оценивает сразу несколько характеристик креативности (т. е. является полифакторным) и добавляет что-то уникальное к тестовой батарее в целом. Отбор заданий для субтестов был проведен на основе факторного анализа, что позволило включить в батарею задания, слабо коррелирующие между собой. Особое внимание Е. Торренс уделял тому, чтобы тестовые задания были интересны для детей различного возраста: от дошкольников до старшеклассников, хотя некоторые субтесты в большей степени соответствуют определенному возрастному уровню.
|
|
Временные ограничения, введенные Е. Торренсом, позволили стандартизированно измерять креативность и сравнивать разных людей по уровню развития этой способности. В то же время эта особенность теста чаще всего подвергается критике. Несмотря на определенные ограничения, в настоящее время тест Е. Торренса можно без преувеличения считать наиболее фундаментальным инструментом для измерения креативности. Е. Торренс подчеркивал, что ни один исследователь на сегодняшний день не может определить количество и виды тестовых заданий для того, чтобы дать полный обзор характеристик креативного мышления. При этом он полагал, что предложенный им тест отражает большую их часть. Действительно, следует признать, что большое количество разнообразных заданий, содержащихся в тесте, существенно увеличивает вероятность того, что он охватывает все наиболее важные креативные функции.
Тест Е. Торренса состоит из двух частей: вербальной батареи и образной батареи.
Вербальная батарея состоит из семи субтестов:
1. «Вопросы»: требуется придумать как можно больше вопросов о происходящем на картинке.
2. «Причины»: требуется придумать как можно больше причин, вызвавших события, происходящие на картинке.
3. «Следствия»: требуется придумать как можно больше следствий, вытекающих из происходящего на картинке.
4. «Улучшение предмета»: требуется придумать как можно больше способов улучшения игрушечного слона.
5. «Необычное использование»: требуется придумать как можно больше способов необычного использования картонных коробок.
|
|
6. «Необычные вопросы»: требуется придумать как можно больше необычных вопросов о картонных коробках.
7. «Невероятная ситуация»: требуется придумать как можно больше последствий заданной невероятной ситуации.
Образная батарея состоит из трех субтестов:
1. «Создание рисунка»: требуется создать оригинальный рисунок, частью которого была бы заданная цветная фигура.
2. «Незаконченные фигуры»: требуется создать как можно больше оригинальных изображений на основе заданных незаконченных фигур.
3. «Повторяющиеся линии»: требуется создать как можно больше оригинальных изображений на основе пар параллельных линий.
Более подробно содержание субтестов, правила работы с ними, а также схема оценки ответов обследуемого будут приведены в следующих главах.
Тест Е. Торренса может использоваться во всем возрастном диапазоне, начиная с пяти лет. Традиционно более широко тест применяется для работы с детьми дошкольного и школьного возраста. До третьего класса включительно методика проводится в индивидуальной форме, начиная с четвертого класса — в групповой. Образную батарею можно проводить в групповой форме и с учащимися начальной школы. Для проведения вербальной батареи необходимо 45 минут, образной — 30 минут без учета времени на инструкции.
Для проведения вербальной батареи необходимы Альбом со стимульными материалами «Вырази свои идеи с помощью слов» и Бланк ответов, для проведения образной батареи — Тестовая тетрадь «Вырази свои идеи с помощью рисунков». При обработке данных тестирования используются специальные Бланки фиксации результатов для вербальной и образной батарей. Для работы с Методикой требуется предварительное надежное усвоение методической информации, изложенной в данном Руководстве.
Вернуться к оглавлению
Надежность методики.
Следует отметить, что природа творческого мышления создает ряд проблем в процессе определения надежности полученных данных и их интерпретации. Большинство теорий креативности подчеркивает важность эмоциональных факторов, групповой атмосферы и мотивации для проявления творческих способностей. По мнению В. Гордона (1961), «в креативном процессе эмоциональный фактор более важен, чем интеллектуальный, иррациональный более важен, чем рациональный». Результаты креативных тестов также в существенной степени зависят от предварительного обучения и развития творческих способностей. Хотя влияние перечисленных факторов снижает ретестовую надежность, из этого не следует делать вывод о ненадежности теста. Чувствительность к перечисленным факторам делает тест особенно полезным для изучения этих переменных.
Для определения надежности теста Е. Торренс прежде всего исследовал степень согласованности между результатами обработки данных тестирования различными экспертами. Коэффициент корреляции между данными опытных экспертов и начинающих экспертов (внимательно изучивших инструкцию и выполнивших предварительно обработку 25-40 работ) составил 0.90.
Для подсчета согласованности данных различных экспертов на российской выборке нами было проведено исследование, в котором участвовал и 120учащихся начальной школы. Использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Согласованность (корреляция) данных трех экспертов составила 0.71-0.75 для разных показателей креативности. Для выборки учащихся седьмых классов (81 человек) корреляция данных трех экспертов находилась в интервале 0.75-0.81. Несмотря на то, что российские данные несколько ниже, чем данные Е. Торренса, они также демонстрируют высокую" степень надежности результатов. Ошибки при подсчете данных возникают главным образом в тех случаях, когда исследователь плохо усваивает правила обработки результатов и руководствуется в этом процессе своими субъективными стандартами.
|
|
Для исследования ретестовой надежности Е. Торренс использовал параллельные формы теста — А и В. В исследовании принимали участие 118 школьников, интервалы между тестированием составляли от двух недель до двух месяцев. Коэффициенты корреляции между показателями двух серий тестирования составили 0.84-0.93 для разных показателей вербальной батареи, 0.7-0.85 — для разных показателей образной батареи.
Поданным П. Горалски (1964),коэффициенты ретестовой надежности (формы А и В, интервал — 10 недель) составили соответственно 0.82, 0.73, 0.59, 0.89 для Беглости, Гибкости, Оригинальности и теста в целом. По данным Далбек (1966), на выборке из 43-х студентов колледжа искусств коэффициенты надежности (формы А и В, интервал — три года) составил 0.59 — для Беглости, 0.35 — для Гибкости, 0.73 — для Оригинальности.
На российской выборке нами были также получены данные о ретестовой надежности методики. Для выборки из 40 человек (ученики первых классов) коэффициенты ретестовой надежности (форма А, интервал — 6 месяцев) составили 0.73, 0.75, 0.69 для Беглости, Гибкости, Оригинальности (вербальная батарея) и 0.72, 0.71, 0.77, 0.65, 0.68 для Беглости, Оригинальности, Разработанности, Сопротивления замыканию и Абстрактности названия (образная батарея).
Для выборки из 56 человек (ученики седьмого класса) коэффициенты ретестовой надежности (форма А, интервал — четыре месяца) составили 0.69, 0.74, 0.70 для Беглости, Гибкости и Оригинальности (вербальная батарея).
Для выборки из 63 человек (ученики девятых классов) коэффициенты ретестовой надежности (форма А, интервал — семь месяцев) составили 0.73, 0.59, 0.71, 0.61, 0.69 для Беглости, Оригинальности, Разработанности, Сопротивления замыканию и Абстрактности названия (образная батарея).
Вернуться к оглавлению
Валидность методики.
Отсутствие единого подхода в понимании природы креативности существенно усложняет проблему подтверждения валидности креативных тестов. Этому вопросу уделяли внимание многие авторы: Е. Тейлор, Ф. Барон, К. Ямамото, Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли и др. Тем не менее единая обобщенная мера валидности до сих пор неустановлена. Е. Торренс проводил исследования валидности теста в разных направлениях.
|
|