При создании теста Е. Торренс исходил из того, что отдельные субтесты должны быть относительно независимы и связаны с различными проявлениями креативности. Поэтому в свою батарею он включил задания, слабо коррелирующие между собой.
Результаты его исследования интеркорреляций между отдельными показателями вербальной и образной батарей представлены в Таблице №1.
Таблица №1. Коэффициенты корреляции между показателями образной и вербальной креативности по данным Е. Торренса (форма А, 608учеников).
Показатели | Вербальная Гибкость | Вербальная Оригинальность | Образная Беглость | Образная Гибкость | Образная Оригинальность | Образная Разработанность |
Вербальная Беглость | 0.79 | 0.80 | 0.52 | 0.43 | 0.43 | 0.23 |
Вербальная Гибкость | 0.74 | 0.40 | 0.37 | 0.43 | 0.23 | |
Вербальная Оригинальность | 0.39 | 0.33 | 0.43 | 0.31 | ||
Образная ] Беглость | 0.77 | 0.68 | 0.20 | |||
Образная Гибкость | 0.66 | 0.18 | ||||
Образная Оригинальность | 0.34 |
Из Таблицы видно, что между отдельными показателями вербальной креативности существует значимая положительная связь. Показатели образной креативности также демонстрируют значимую положительную связь, но менее тесную, чем показатели вербальной батареи. При этом из структуры образной креативности выпадает показатель «Разработанность» (самая низкая корреляция). Таким образом можно сделать вывод, что он мало влияет на уровень развития образной креативности: хорошие разработчики могут быть и нетворческими людьми. Показатели вербальной и образной креативности слабо коррелируют между собой, демонстрируя относительную независимость этих двух составляющих в структуре общей креативности человека.
Данные, полученные нами на российской выборке (школьники Якутска, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, общая выборка порядка 600 человек), полностью соответствуют описанным выше результатам.
Вернуться к оглавлению
Валидность по критерию.
Хотя Е. Торренс не смог подобрать подходящего во всех отношениях критерия валидности, некоторые исследования в этом направлении были проведены.
Экспертные оценки одноклассников. По данным К. Ямамото, коэффициенты корреляции между показателями теста и социометрическими оценками креативности со стороны одноклассников,являлись статистически значимыми, но невысокими, порядка 0.29 (459 старшеклассников). Идеи креативных детей часто оцениваются сверстниками как дикие и фантастические. Креативные мальчики, очевидно, имеют большее влияние на одноклассников, чем креативные девочки.
Экспертные оценки учителей. В исследованиях Е. Торренса (800 учеников четвертого класса) было показано, что учителя способны отделить высококреативных детей от низкокреативных по показателям «Беглость», «Гибкость», «Оригинальность», но не по показателю «Разработанность». Большинство учителей считает, что креативные дети — это хорошие разработчики идей, способные расширить их границы и добавить дополнительные детали, но не оригинальные мыслители.
Исследования на российской выборке (25 учеников восьми лет, 80 учеников тринадцати лет) свидетельствовуют о наличии положительной корреляции средней силы между результатами теста Е. Торренса и экспертными оценками креативности учащихся, выставленными учителями.
Достижения в учебе. Установлена связь между показателями теста Е. Торренса и Калифорнийским тестом достижений (210 детей). Корреляция между вербальной креативностью и уровнем достижений была положительной и значимой — от 0.36 до 0.42; корреляция между образной креативностью и уровнем достижений не являлась статистически значимой.
По данным К. Ямамото, корреляция обобщенных показателей креативности с успехами в школе, оцененными по различным тестам достижений, составила от 0.28 до 0.48 (150 учеников).
В то же время, по данным Хитчинсона, существует статистически значимая положительная корреляция между умственным возрастом и уровнем достижений, но не существует та кой связи между дивергентным мышлением и школьными успехами. Готкин на выборке пятиклассников обнаружил отрицательную связь между креативностью и успехами в школе.
Наши исследования на российских школьниках показали следующие результаты. В качестве показателя школьной успешности был выбран средний школьный балл по всем предметам за год. Полученные корреляции представлены в Таблице №2.
Таблица №2. Коэффициенты корреляции между показателями вербальной креативности и школьной успешностью.
Школьная успешность | Вербальная батарея | ||
Беглость | Гибкость | Оригинальность | |
2 класс 40 человек | 0.31 | 0.18 | 0.16 |
3 класс 45 человек | 0.45 | 0.62 | 0.58 |
5 класс 60 человек | 0.59 | 0.33 | 0.43 |
10 класс 50 человек | — | 0.28 | 0.34 |
Полученные данные несколько противоречивы, и, в целом, свидетельствуют о наличии слабой положительной связи между креативностью и школьной успешностью.
Таким образом, можно сделать вывод о неодномерности рассматриваемой проблемы. Прогноз школьных достижений — сложная задача, требующая учета множества факторов. В частности, связь креативности со школьными достижениями будет зависеть от того, является ли сам учитель креативной личностью и какой стиль обучения он применяет.
Связь креативности и интеллекта. По данным Е. Торренса, коэффициент корреляции между образной креативностью и интеллектом составил 0.06, между вербальной креативностью и интеллектом — 0.21 (114 человек).
В наших исследованиях (40 учеников третьего класса, Санкт-Петербург) корреляция между показателями вербальной батареи Е. Торренса и IQ по тесту «Прогрессивные матрицы Равена» составила: между Беглостью и IQ — 0.09, Гибкостью и IQ — 0.20, Оригинальностью и IQ — 0.05. Все коэффициенты незначимы, что свидетельствует об отсутствии связи между уровнем развития интеллекта и креативностью. Аналогичные результаты были получены на выборке из 50 учеников десятого класса города Якутска.
Корреляция между показателями вербальной батареи Е. Торренса и IQ по тесту Амтхауэра (80 учеников седьмого класса, Санкт-Петербург) составила от 0.25 до 0.36, что свидетельствует о наличии положительной связи средней силы.
Вернуться к оглавлению