Валидность по содержанию

При создании теста Е. Торренс исходил из того, что отдельные суб­тесты должны быть относительно независимы и связаны с различны­ми проявлениями креативности. Поэтому в свою батарею он включил задания, слабо коррелирующие между собой.

Результаты его исследования интеркорреляций между отдельны­ми показателями вербальной и образной батарей представлены в Таблице №1.

Таблица №1. Коэффициенты корреляции между показателями образной и вербальной креативности по данным Е. Торренса (форма А, 608учеников).

 

Показатели Вербаль­ная Гиб­кость Вербаль­ная Ори­гиналь­ность Образная Беглость Образная Гибкость Образная Оригина­льность Образная Разрабо­танность
Вербальная Беглость 0.79 0.80 0.52 0.43 0.43 0.23
Вербальная Гибкость   0.74 0.40 0.37 0.43 0.23
Вербальная Оригинальность     0.39 0.33 0.43 0.31
Образная ] Беглость       0.77 0.68 0.20
Образная Гибкость         0.66 0.18
Образная Оригинальность           0.34

 

Из Таблицы видно, что между отдельными показателями верба­льной креативности существует значимая положительная связь. Показатели образной креативности также демонстрируют значи­мую положительную связь, но менее тесную, чем показатели верба­льной батареи. При этом из структуры образной креативности вы­падает показатель «Разработанность» (самая низкая корреляция). Таким образом можно сделать вывод, что он мало влияет на уровень развития образной креативности: хорошие разработчики могут быть и нетворческими людьми. Показатели вербальной и образной креативности слабо коррелируют между собой, демонстрируя от­носительную независимость этих двух составляющих в структуре общей креативности человека.

Данные, полученные нами на российской выборке (школьники Якутска, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, общая выборка порядка 600 человек), полностью соответствуют описанным выше результатам.

Вернуться к оглавлению

Валидность по критерию.

Хотя Е. Торренс не смог подобрать подходящего во всех отношени­ях критерия валидности, некоторые исследования в этом направле­нии были проведены.

Экспертные оценки одноклассников. По данным К. Ямамото, коэф­фициенты корреляции между показателями теста и социометрическими оценками креативности со стороны одноклассников,являлись статисти­чески значимыми, но невысокими, порядка 0.29 (459 старшеклассни­ков). Идеи креативных детей часто оцениваются сверстниками как ди­кие и фантастические. Креативные мальчики, очевидно, имеют большее влияние на одноклассников, чем креативные девочки.

Экспертные оценки учителей. В исследованиях Е. Торренса (800 учеников четвертого класса) было показано, что учителя способны отделить высококреативных детей от низкокреативных по показате­лям «Беглость», «Гибкость», «Оригинальность», но не по показателю «Разработанность». Большинство учителей считает, что креативные дети — это хорошие разработчики идей, способные расширить их границы и добавить дополнительные детали, но не оригинальные мыслители.

Исследования на российской выборке (25 учеников восьми лет, 80 учеников тринадцати лет) свидетельствовуют о наличии положи­тельной корреляции средней силы между результатами теста Е. Тор­ренса и экспертными оценками креативности учащихся, выставлен­ными учителями.

Достижения в учебе. Установлена связь между показателями тес­та Е. Торренса и Калифорнийским тестом достижений (210 детей). Корреляция между вербальной креативностью и уровнем достиже­ний была положительной и значимой — от 0.36 до 0.42; корреляция между образной креативностью и уровнем достижений не являлась статистически значимой.

По данным К. Ямамото, корреляция обобщенных показателей кре­ативности с успехами в школе, оцененными по различным тестам до­стижений, составила от 0.28 до 0.48 (150 учеников).

В то же время, по данным Хитчинсона, существует статистически значимая положительная корреляция между умственным возрастом и уровнем достижений, но не существует та кой связи между дивергентным мышлением и школьными успехами. Готкин на выборке пя­тиклассников обнаружил отрицательную связь между креативно­стью и успехами в школе.

Наши исследования на российских школьниках показали следую­щие результаты. В качестве показателя школьной успешности был выбран средний школьный балл по всем предметам за год. Получен­ные корреляции представлены в Таблице №2.

 

Таблица №2. Коэффициенты корреляции между показателя­ми вербальной креативности и школьной ус­пешностью.

 

Школьная успешность

Вербальная батарея

Беглость Гибкость Оригинальность
2 класс 40 человек 0.31 0.18 0.16
3 класс 45 человек 0.45 0.62 0.58
5 класс 60 человек 0.59 0.33 0.43
10 класс 50 человек 0.28 0.34

 

Полученные данные несколько противоречивы, и, в целом, свиде­тельствуют о наличии слабой положительной связи между креатив­ностью и школьной успешностью.

Таким образом, можно сделать вывод о неодномерности рассмат­риваемой проблемы. Прогноз школьных достижений — сложная за­дача, требующая учета множества факторов. В частности, связь креативности со школьными достижениями будет зависеть от того, является ли сам учитель креативной личностью и какой стиль обуче­ния он применяет.

Связь креативности и интеллекта. По данным Е. Торренса, ко­эффициент корреляции между образной креативностью и интеллек­том составил 0.06, между вербальной креативностью и интеллектом — 0.21 (114 человек).

В наших исследованиях (40 учеников третьего класса, Санкт-Петербург) корреляция между показателями вербальной батареи Е. Торренса и IQ по тесту «Прогрессивные матрицы Равена» состави­ла: между Беглостью и IQ — 0.09, Гибкостью и IQ — 0.20, Оригиналь­ностью и IQ — 0.05. Все коэффициенты незначимы, что свидетельст­вует об отсутствии связи между уровнем развития интеллекта и креативностью. Аналогичные результаты были получены на вы­борке из 50 учеников десятого класса города Якутска.

Корреляция между показателями вербальной батареи Е. Торренса и IQ по тесту Амтхауэра (80 учеников седьмого класса, Санкт-Петер­бург) составила от 0.25 до 0.36, что свидетельствует о наличии поло­жительной связи средней силы.

Вернуться к оглавлению


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: