Чай – чайник – чашечка.
Час – часы – часовщик.
Чиж – чибис – птички.
Грач – грачи – грачата.
Дочь – внучка – девочка.
Ключ – чердак – часовня.
Ночь – чудо – чародей.
Мяч – волчок – мальчик.
Печь – печник – чертёнок.
— Чудесно! Молодцы, дети! Ритм сохранили, чётко слова повторили.
Игровое упражнение «Песенка кузнечиков».
Задача. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ч". Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Игровой материал: картинка «Песенка кузнечика».
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Песенка кузнечиков».
Педагог чётко произносит слоги.
— Кузнечики вместе с солнышком проснулись, потянулись, ножками играли, громко стрекотали: "ча-чу-че, ча-чу-чи". Песня кузнечиков сильна: "ча-чу-че, ча-чу-чи". Далеко она слышна: "ча-чу-че, ча-чу-чи". Дети, песенку кузнечиков повторите, слоги чётко произнесите.
Дети поочерёдно повторяют слоги. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.
|
|
— Обворожительно, дети! Песенку кузнечика повторили, слоги чётко произносили.
Игровое упражнение «Запомни и повтори. Звук "ч"».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ч" в предложении. Развивать слуховое внимание, память.
Упражнение.
Педагог чётко произносит предложение.
— Дети, предложение запоминаем, чётко повторяем, интонацию меняем, радостно повторяем. Педагог показывает. Чай наливаем в чашки? – Чай наливаем в чашки!
— Дети, внимание! Тишина! Начинается игра! Чтение – лучшее учение? Кто запомнил, повтори! Интонацию измени!
Желающий ребёнок повторяет предложение. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук "ч" в словах. Следующему ребёнку предлагается другое предложение.
Лексический материал.
Часовщик чинит часы?
Трубочист чистил печку?
Девочки качаются на качелях?
Дочка печёт в печи калачи?
Врач назначил больному лечение?
Мамочка печёт песочное печенье?
Чёрная, мрачная туча нависла над речкой?
Мальчик на речке с удочкой ловит чебака?
Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход?
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка, чертили чёрными чернилами чертёж?
— Отлично, дети! Слова не потеряли, чётко повторяли, интонацию изменяли.
Апрель
Звуки «Р», «Рь».
Игровое упражнение «Рычалка».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков "р" и "рь". Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Игровой материал. Волшебная палочка.
Упражнение.
|
|
Амурский тигр по Сибири гулял,
громко и сердито рычал:
Рррррррррррррррррр.
По уральским лесам рысь бежала,
мягко ласково урчала:
рь-рь-рь-рь-рь-рь-рь.
— Дети, в тигров вас превращаю, громко и сердито рычать предлагаю. Педагог взмахивает волшебной палочкой.
— Тигры, звонко-звонко рычите, силу свою покажите. Дети все вместе рычат.
— Замечательно! Тише, тише, тишина! Тигры по одному выступают, рычалку исполняют. Палочкой волшебной кручу, вот тебя рычать попрошу. Педагог показывает на одного из детей. Ребёнок выполняет задание. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук.
— Здóрово! Дети, в рысь вас превращаю, мягко и ласково урчать предлагаю. Педагог взмахивает волшебной палочкой.
— Рыси, мягко-мягко рычите, ласково урчите. Дети все вместе рычат.
— Потрясающе! Тише, тише, тишина! Рыси по одному выступают, рычалку исполняют. Палочкой волшебной кручу, вот тебя рычать попрошу. Педагог показывает на одного из детей. Ребёнок выполняет задание. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук.
— Потрясающе! Молодцы, дети! Рычалку исполняли, как хищники рычали.
Игровое упражнение «Рычащая песенка».
Задачи. Развивать фонематический слух детей. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков "р" и "рь".
Упражнение.
Педагог чётко произносит слоги.
— Дети, тигр сердито зарычал: "ра-ро-ру-рэ-ры". Громко, громко он рычал "ра-ро-ру-рэ-ры". Рычащую песенку повторял: "ра-ро-ру-рэ-ры". Дети, рычащую песенку повторите, слоги чётко произнесите.
Дети поочерёдно повторяют слоги. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.
— Вот рысь тихонько зарычала: "ря-рё-рю-ре-ри". Ласково, мягко она повторяла: "ря-рё-рю-ре-ри". Дети, песенку эту: "ря-рё-рю-ре-ри" запоминаем, мягко, ласково повторяем.
Дети поочерёдно повторяют слоги. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.
— Превосходно, дети! Рычащую песенку повторили, слоги чётко произносили.
Игровое упражнение «Ритм со звуком "р"».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков "р" и "рь" в словах. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Развивать слуховое внимание, память.
Упражнение.
Педагог чётко произносит слова, одновременно прохлопывает ритм слов (по слогам), делая паузу после каждого слова.
— Дети, ритмический рисунок слов запоминаем, звук "р" чётко голосом выделяем. Раз, два, три, чётко слова повтори: Р-р-рак – кр-р-раб – омар-р-р.
Ребёнок произносит слова, повторяя ритм. Педагог контролирует, чтобы ребёнок чётко произносил звуки "р" или "рь в словах, выделяя их голосом. Следующему ребёнку предлагаются другие слова.