Задание 1. Изучить теоретический материал.
Задание 2. Просмотрите презентации и ознакомьтесь с типами контейнеров.
Задание 3. Письменно ответить на вопросы:
Контрольные вопросы.
1.Контейнеры, их классификация.
2.Типы и основные параметры контейнеров.
3.Подвижной состав для перевозки контейнеров.
4.Средства механизации для выполнения ПРР с контейнерами.
Преподаватель Кримарчук Т.Л.
ЛЕКЦИЯ
ПЛАН
1. Классификация контейнеров. Их характеристика.
2. Расчет потребного количества контейнеров.
Контейнерный способ перевозки грузов
Перевозки грузов в контейнерах относятся к прогрессивному способу совершенствования транспортного процесса. Они способствуют внедрению комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ и значительному сокращению простоев подвижного состава в пунктах погрузки и разгрузки, приводят к сокращению затрат на тару, обеспечивают сохранность доставляемого груза, упрощают экспедиционные операции. На автомобильном транспорте контейнерные перевозки выполняются в прямом автомобильном сообщении (без перегрузки контейнеров на другие виды транспорта) и в смешанных сообщениях (завоз и вывоз контейнеров с железнодорожных станций, речных и морских портов, аэропортов). Объем этих перевозок ежегодно возрастает. Дальнейшее развитие контейнерных перевозок позволит сократить транспортные издержки в стране и ликвидировать ручной труд на погрузочно-разгрузочных операциях многих тысяч рабочих.
|
|
Контейнерные перевозки могут быть организованы только при наличии необходимых технических средств: контейнеров, подвижного состава (преимущественно автопоездов-контейнеровозов и автомобилей-самопогрузчиков для контейнерных перевозок), погрузочно-разгрузочных машин
Контейнеры, их классификация, типы и основные параметры. Контейнером называется единица транспортного оборудования, многократно используемая на одном или нескольких видах транспорта, предназначенная для перевозки и временного хранения груза, оборудованная приспособлениями для механизированной установки и снятия ее с трансаортных средств, приспособленная для легкой загрузки и выгрузки грузов, имеющая внутренний объем не менее 1 м3. Эксплуатируемые преимущественно в системе торговли для перевозок промышленных и продовольственных грузов различные типы транспортного оборудования, имеющие внутренний объем меньше 1 м3, называют тарой-оборудованием.
По назначению контейнеры относят к универсальным и специализированным.
Универсальные контейнеры предназначены для перевозки и хранения различных штучных грузов, не требующих особых условий (за исключением защиты от атмосферных воздействий). К таким грузам относят ткани, обувь, галантерею, метизы, консервы и т. п.
|
|
Специализированные контейнеры используют для доставки грузов, имеющих специфические свойства. Различают специализированные групповые контейнеры, предназначенные для группы однородных по физико-химическим свойствам грузов. Типы, основные параметры и размеры этих контейнеров являются стандартными. Различают специализированные контейнеры для скоропортящихся грузов (изотермические — без принудительного охлаждения; контейнеры-рефрижераторы — с устройством для принудительного охлаждения и поддержания определенной температуры в течение длительного времени), сельскохозяйственных (например, контейнеры для овощей), наливных (контейнеры-цистерны и др.), сыпучих и мелкокусковых (в том числе для рудных концентратов), стекла, огнеупоров и др.
Важнейшим параметром контейнера является его масса брутто, определяемая суммированием собственной массы контейнера или массы его тары и номинальной грузоподъемности контейнера.
В практике эксплуатации встречается термин «фактическая масса брутто контейнера», который определяют суммированием собственной массы контейнера и фактической массы груза, находящегося в контейнере.
В зависимости от массы брутто все контейнеры могут быть отнесены к трем группам: малотоннажные (массой брутто менее 2,5 т), среднетоннажные (массой брутто 2,5—10,0 т) и крупнотоннажные (массой брутто 10,0 т и выше). Малотоннажные контейнеры эксплуатируют преимущественно на автомобильном транспорте в прямом автомобильном сообщении для перевозок грузов мелкими партиями. Среднетоннажные широко используют в смешанном автомобильно-железнодорожном сообщении, а также и в прямом автомобильном сообщении. Крупнотоннажные контейнеры предназначены в основном для смешанных железнодорожно - водно-автомобильных, водно-автомобильных и железнодорожно-автомобильных перевозок и могут быть использованы также в прямом автомобильном сообщении для перевозок грузов, поставляемых крупными партиями.
По конструкции контейнеры могут быть с жестким каркасом, сборно-разборные (или складывающиеся), решетчатые и мягкие (т. е. изготовленные из мягких или эластичных материалов, например, резинокордные или из неопрена и т. п.), открытые и закрытые.
По форме их изготавливают в большинстве случаев прямоугольного сечения, однако широко известны также контейнеры в виде усеченного конуса или усеченной пирамиды (с крышкой или без нее), шарообразные контейнеры, контейнеры-цистерны и др.
В зависимости от применяемого материала контейнеры могут быть металлические (в том числе стальные, с использованием легких металлов, например, алюминия), деревометаллические, пластмассовые, из неопрена и других полимерных материалов.
К основным параметрам контейнеров, помимо массы брутто, относят внутренний объем (емкость) и собственную массу. Основными размерами контейнеров являются: габаритные размеры (длина, ширина, высота), внутренние размеры, размеры дверного проема (у некоторых типов специализированных контейнеров могут быть размеры крышки или люка и др.).
Современные контейнеры приспособлены для комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ при помощи кранов, авто- и электропогрузчиков, автоконтейнеров грузоподъемных машин. Для этой цели контейнеры сверху оснащены унифицированными устройствами для подвесных органов (стропов, спредеров): крупнотоннажные— угловыми фитингами, средне- и малотоннажные — рымами. Снизу контейнеры могут иметь проемы для ввода вилочных захватов.
|
|
В нашей стране на железнодорожном, речном и автомобильном транспорте широко внедрены универсальные унифицированные контейнеры массой брутто 3 и 5 т (их условное обозначение УУК-3 и УУК-5). Малотоннажные универсальные контейнеры массой брутто 0,625 и 1,25 т используют только на автомобильном транспорте, поэтому их часто называют автомобильными контейнерами. Они условно обозначаются АУК-0,625 и АУК-1,25 (АУК — автомобильные универсальные контейнеры). Контейнеры типа АУК-0,625 могут быть на колесах (рис. 41, а). На воздушном транспорте применяют авиационные контейнеры, их доставку от грузоотправителей в аэропорты и грузополучателям из аэропортов осуществляют автомобильным транс портом. Масса брутто авиационных контейнеров установлена до 20,0 т.
Для внутренних и международных перевозок грузов (в том числе в межконтинентальном сообщении) широко применяются крупнотоннажные контейнеры массой брутто 20,0 и 30,0 т. Их основные параметры, размеры и технические условия на изготовление, а также обозначение регламентированы международными стандартами, утвержденными МОС (международная организация по стандартизации). Указанные контейнеры условно обозначают соответственно 1С и IA с обычной высотой (2438 мм) или ICC и IAA с увеличенной высотой (2591 мм).
Универсальные и групповые специализированные контейнеры в нашей стране стандартизированы. (ГОСТ 18477—79. Контейнеры универсальные. Типы, основные параметры и размеры; ГОСТ 26380—84. Контейнеры специализированные групповые. Типы, основные параметры и размеры.)
Подвижной состав для контейнеров. Наиболее распространенными автотранспортными средствами для перевозок контейнеров являются специализированные полуприцепы-контейнеровозы и автомобили-самопогрузчики. Для мало- и среднетоннажных контейнеров, помимо полуприцепов-контейнеровозов, грузоподъемностью 5—10 т и самопогрузчиков используют также бортовые автомобили и автопоезда общего назначения. Широко применяется низкорамный полуприцеп-контейнеровоз модели А-402 грузоподъемностью 5 т, предназначенный для работы с седельным тягачом ГАЗ-52-06. На его низкорамной платформе размерами 3700X2180 мм могут размещаться малотоннажные контейнеры массой брутто 1,25 и 0,625 т или среднетоннажные массой брутто 5 и 3 т. Собственная масса полуприцепа 2050 кг.
|
|
Полуприцеп-контейнеровоз А-402М отличается от А-402 наличием откидывающихся металлических бортов у низкорамной платформы и дополнительной площадки над одноосной тележкой для размещения контейнера массой брутто 3 т.
Благодаря наличию бортов у основной платформы полуприцеп может быть использован не только для перевозки мало- и среднетоннажных контейнеров, но и различных тарно-штучных грузов, а предусмотренная площадка над одноосной тележкой позволяет улучшить использование полуприцепа при перевозке порожних контейнеров.
Для перевозок среднетоннажных контейнеров на междугородных маршрутах создан полуприцеп-контейнеровоз модели А-493 грузоподъемностью 14,5 т. Он выполнен с двухосной тележкой и рассчитан на работу с седельным тягачом КамАЗ-5410.
Полуприцеп-контейнеровоз модели ЧМЗАП-9985 грузоподъемностью 20 т предназначен для перевозки крупнотоннажных контейнеров массой брутто 20 т. Рама полуприцепа без настила с консольными поперечно расположенными балками. На концах балок смонтированы поворотные кулачки для фиксации и крепления контейнеров за нижние угловые фитинги. Тележка полуприцепа — двухосная с рессорной подвеской балансирного типа. Рассчитан на работу с седельным тягачом МАЗ-504ВП. Аналогичный полуприцеп-контейнеровоз ЧМЗАП-99858 грузоподъемностью 20 т с погрузочной высотой примерно на 130 мм ниже, чем у полуприцепа ЧМЗАП-9985, позволяет использовать его для стандартных контейнеров массой брутто 20 т с повышенной высотой типа 1СС, используемых в настоящее время в смешанных сообщениях.
Для перевозки двух контейнеров типа 1С (с фактической массой брутто каждого контейнера не более 13,5 т или без груза) или одного контейнера типа 1А были изготовлены и эксплуатируются полуприцепы-контейнеровозы ЧМЗАП-9991. Грузоподъемность полуприцепа 27 т, собственная масса 4700 кг, длина 12 500 мм, ширина 2500 мм и погрузочная высота 1500 мм. Рама его прямая без настила, тележка двухосная с расстоянием между осями 2000 мм. Полуприцеп может быть использован только с тягачом с колесной формулой 6X4 (типа МАЗ-6423) или 6X2, имеющим двигатель мощностью не менее 300 л. с.
Для перевозки контейнеров типа 1СС и IAA создан аналогичный полуприцеп-контейнеровоз ЧМЗАП-99919 с погрузочной высотой 1400 мм грузоподъемностью 30 т. Общий вид полуприцепа-контейнеровоза подобного типа показан на рис.42. Необходимость создания полуприцепов-контейнеровозов с пониженной погрузочной высотой вызвана широким внедрением крупнотоннажных контейнеров с увеличенной высотой, обеспечивающей увеличение их внутреннего объема, лучшую загрузку при доставке легковесных грузов и ограничениями дорожного габарита по высоте (4 м). Кроме того, автопоезд с гружеными контейнерами при пониженной погрузочной высоте во время движения является более устойчивым.
Особую категорию специализированного подвижного состава для контейнерных перевозок представляют автомобили и автопоезда-самопогрузчики, обеспечивающие механизированную самопогрузку и саморазгрузку контейнеров. Их широкое внедрение на автомобильном транспорте будет, в свою очередь, способствовать дальнейшему развитию контейнерных перевозок и механизации погрузочно-разгрузочных работ.
Наряду со специализированными полуприцепами и самопогрузчиками для перевозок мало- и среднетоннажных контейнеров используют подвижной состав общего назначения или бортовые автомобили и автопоезда. Практически все отечественные модели бортовых автомобилей и автопоездов могут быть применены для перевозки указанных контейнеров. Выбор автомобиля или автопоезда соответствующей грузоподъемности при контейнерных перевозках производят в зависимости от партии перевозимых контейнеров, типа контейнера, условий погрузки и разгрузки, расстояния перевозки и других эксплуатационных условий.
Средства и способы механизации погрузочно-разгрузочных работ с контейнерами. Для механизации погрузочно-разгрузочных работ с универсальными и специализированными контейнерами на автомобильном транспорте широко применяют различные типы кранов (преимущественно автомобильные), автопогрузчики, автомобили-самопогрузчики, а на некоторых объектах и автоконтейнеровозы, электропогрузчики и другие виды грузоподъемных машин. На железнодорожных станциях погрузочно-разгрузочные операции выполняют грузоподъемные машины, принадлежащие в основном этим станциям. Наибольшее распространение получили козловые краны различной грузо подъемности. В морских и речных портах погрузку контейнеров на автомобили и разгрузку их с автомобилей производят портальными кранами и причальными перегружателями, а также автоконтейнеровозами и автопогрузчиками грузоподъемностью 20—30 т, используемыми для крупнотоннажных контейнеров.
На обменных контейнерных пунктах, терминалах и специализированных контейнерных пунктах, создаваемых в системе автомобильного транспорта общего пользования, наиболее распространенными средствами механизации погрузочно-разгрузочных работ с контейнерами являются автомобильные краны, автопогрузчики и козловые краны.
В пунктах с небольшим поступлением контейнеров применяют автомобили-самопогрузчики кранового типа, а также простейшие краны, тельферы, вилочные погрузчики и тележки с ручным приводом. Для малотоннажных контейнеров на колесиках нередко применяют автомобили с грузоподъемным бортом.
В перегрузочных контейнерных пунктах, создаваемых на железнодорожных станциях, речных и морских портах, при доставке контейнеров в смешанном сообщении наиболее эффективным способом производства погрузочно-разгрузочных работ является выполнение их по прямому варианту или без промежуточного складирования на площадках (например, перегрузка по схемам: судно—автомобиль, вагон—автомобиль и т. п.). При этом способе объем грузовых работ и их стоимость являются минимальными, однако для его реализации требуются четкая организация и координация работы смежных видов транспорта в перегрузочных пунктах.
В развитии контейнерных перевозок перегрузочные контейнерные пункты, создаваемые в транспортной сети, выполняют важнейшую роль. Только на железнодорожном транспорте в нашей стране открыто около 1200 контейнерных пунктов, оснащенных современными средствами механизации погрузочно-разгрузочных операций с контейнерами. Значительная часть их оборудована козловыми самомонтирующимися кранами грузоподъемностью 7,5—10 т, приспособленными для выполнения погрузочно-разгрузочных работ с среднетоннажными контейнерами. Контейнерные пункты в крупных городах оснащены кранами грузоподъемностью 20 и 32 т, предназначенными для работы с крупнотоннажными контейнерами.
. В связи с развитием контейнерных перевозок в системе автомобильного транспорта общего пользования создают контейнерные пункты, оснащенные комплексом технических средств и предназначенные для выполнения погрузочно-разгрузочных, складских и коммерческих операций с контейнерами, а также работ, связанных с техническим обслуживанием и мелким ремонтом контейнеров. Некоторые из них оборудованы кранами грузоподъемностью 20—25 т, что позволяет использовать их для погрузки и выгрузки крупнотоннажных контейнеров.
Контейнерные пункты устраивают с открытыми площадками с покрытием: асфальтобетонным, асфальтовым, булыжным, щебеночным или из каменной брусчатки, имеющими продольный или поперечный уклон, равный 2—5%. Контейнеры на площадке расстанавливают в несколько рядов. Между рядами устраивают проходы шириной 0,6 м для стропальщиков и весовщиков. Через каждые 25—45 м предусматривают поперечные проезды шириной 4 м, необходимые для подачи автомобилей и обеспечения противопожарной безопасности. Площадки на контейнерных пунктах разделяют на участки, специализированные по прибытию, отправлению и по назначению. Отдельные участки по назначению могут иметь постоянную специализацию. Размеры участков определяются объемом перевозок или работ.
Погрузочно-разгрузочные операции с контейнерами у грузоотправителей и грузополучателей должны выполняться только механизированным способом (со снятием контейнеров с автомобилей, прицепов или полуприцепов). Для улучшения организации контейнерных перевозок и механизации погрузочно-разгрузочных работ на крупных предприятиях, на торгово-оптовых базах с постоянными контейнеропотоками создают обменные контейнерные пункты, предназначенные для обслуживания нескольких грузовладельцев, расположенных в данном микрорайоне.
Все обменные пункты, включая кустовые, располагают определенным обменным фондом контейнеров. Они осуществляют весь комплекс работы по организации их завоза и вывоза, полное транспортно-экспедиционное обслуживание грузополучателей и грузоотправителей и механизацию погрузочно-разгрузочных операций. Удобными машинами для обменных контейнерных пунктов являются автопогрузчики с безблочной стрелой или автомобильные краны.
В связи с предварительным заполнением грузом контейнеров у грузоотправителей и освобождением контейнеров от груза у получателей в отсутствие транспортных средств, а также за счет предварительного оформления документов обменные контейнерные пункты позволяют значительно повысить производительность автомобилей путем сокращения их простоев под погрузочно-разгрузочными операциями. Количество таких контейнерных пунктов в стране может быть значительным.
При использовании тягачей с оборотными полуприцепами на контейнерных пунктах транспортный процесс может быть организован с предварительной погрузкой контейнеров на полуприцепы в отсутствие тягача. В этом случае простои тягачей в контейнерных пунктах не превышают 3—5 мин.
Крупные контейнерные пункты оборудуют современными средствами связи (радиотелефонная связь, система телевидения), позволяющей обеспечить четкое взаимодействие подвижного состава и погрузочно-разгрузочных операций с контейнерами. При наличии такой связи диспетчер, постоянно располагая сведениями об использовании каждой погрузочно-разгрузочной машины внутри пункта и подвижного состава на линии, может своевременно регулировать их работу.
Дальнейшее развитие и совершенствование контейнерных перевозок грузов в нашей стране характеризуются созданием контейнерной транспортной системы (КТС), представляющей собой (в соответствии с ГОСТ 21390—83 «Контейнерная транспортная система. Термины и определения») организационно-технический комплекс, действующий на единой основе планирования и учета, согласованных технологических и унифицированных коммерческо-правовых норм перевозок, применения стандартных контейнеров, соответствующих им технических средств и обеспечивающий эффективную поставку одним или несколькими видами транспорта от мест производства до мест потребления.
Парк универсальных контейнеров может быть в распоряжении любого автотранспортного предприятия, выполняющего перевозки контейнерных грузов. При этом надо учитывать, что используемые в прямом автомобильном сообщении универсальные контейнеры могут принадлежать как автотранспортным предприятиям и организациям, так и грузовладельцам. Специализированные контейнеры должны быть, в основном, в распоряжении грузовладельцев.