На одном листе каждый участник рисует деталь заранее выбранного сюжета (портрет сказочного героя, морское дно, утро в лесу, незнакомую планету и т. д.). Затем все называют картину и придумывают обдую историю или сказку.
Восковой рисунок».
Лист бумаги натирается свечой или парафином. Затем разукрашивается красками или мелками. Рисунок получается необычайно красивым!
Кляксы».
Взять альбомный лист, сложить пополам, На одной половине листа ребенок делает кляксу, потом лист перегибается, и на другой стороне
получается отпечаток. Посмотрите на рисунок, назовите изображение и сочините сказку.
Волшебный салют».
На полу расстилают газету, кладут большой лист бумаги. Нужны жидкие краски, тазик с водой, тряпочки, кисти либо старая зубная щетка. Манипулируя любым способом кистью или зубной щеткой, стараться брызгать на лист бумаги, устраивая «волшебный салют». Великолепное зрелище!
Совет. Не пугаться, если частички «салюта» попадут налицо и руки детей, одежду можно постирать.
|
|
33. «Художники-натуралисты» (для детей 4 лет и старше).
Для выполнения этого задания родители должны поработать над своими страхами и предубеждениями.
Большой лист белой бумаги, либо кусок старых обоев кладется на клеенку или газеты. Перед играющими стоят блюдца с жидкими красками. Разрешите себе и ребенку рисовать не кисточками, а пальцами, кулачками, ладошками, локтями, ногами, щечками, носиком. Сюжет рисунка можно выбрать любой: «Падают листья», «Следы невидимых зверей», «Фантастическая планета», «Разноцветная мозаика» и т. д.
Замечание. После упражнения желательно хорошо помыться, вспоминая раскрепощение и ощущение свободы и радости, которые все почувствовали.
Хорошо проводить это упражнение на природе перед купанием и отмывать всем вместе друг друга.
34. «Дизайнеры» (для детей от 4 лет).
Для игры необходимо накопить несколько не понравившихся маме по какой-то причине тюбиков губной помады. Играть можно всей семьей и с друзьями ребенка. Каждый получает по тюбику и ему разрешается подойти к любому участнику и «украсить» его лицо, руки, ноги. В результате игры вы увидите преобразовавшиеся в своем выражении и красоте лица игроков.
Следите, чтобы «украшали» всех, не забывайте позволять «украшать» себя.
Совет. После игры хорошенько отмыться.
Предостережение. Следить, чтобы ребенок долго не «жмурился» в поисках игроков, как только почувствуете, что они затянулись, поддайтесь с радостью.
35. «Маски» (для детей 6 лет и старше).
Минимальное число участников — 2, но чем больше, тем интереснее и полезнее игра. Необходимы краски и бумага, липкая лента. На
|
|
бумаге рисуются страшные маски, затем каждый участник примеряет себе любую, остается в ней какое-то время. Можно потанцевать «дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.
Совет. Чтобы закрепить маски на лице, лучше использовать липкую ленту или пластырь.
36. «Психологическая лепка» (для детей 5 лет).
Взрослый просит детей слепить из своих тел одну общую фигуру: «морскую звезду» (можно лежа на ковре) и показать, как она движется. Это может быть ракушка, кот, птица, цветок, машина и т. д. Дети не только «лепят» фигуру, но и «оживляют» ее, двигаясь плавно и синхронно, не нарушая ее целостности.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
В РАМКАХ СКАЗКОТЕРАПИИ
Маленький принц».
Цель. Развитие у детей умения рассказывать о своем доме; формирование чувства единения с ним; обучение заботливо относиться к месту, где живешь.
В этой игре используются камни. Их необходимо помыть и ошпарить. Психолог раскладывает камни в разных местах сказочной комнаты. Он обращает внимание детей на эти камни и предлагает выбрать любой понравившийся. Дети садятся в круг. «Рассмотрите свой камень со всех сторон, — говорит психолог. — Представьте себе, что вы превратились в маленького человечка, в Маленького принца или принцессу. Камень — ваша планета, здесь вы живете. Покажите пальчиком, где вы построите свой замок, где посадите сад, где будет волшебное озеро, что еще находится на вашей планете? Расскажите планете тихо, на ушко о том, как вас зовут и как вы ее любите. Возьмите камень и отнесите его в то место, которое кажется вам наиболее безопасным».
Именинник на троне».
Цель. Формирование у детей положительного отношения к себе, уважительного и внимательного отношения к тому, кто рядом; развитие эмпатии; тренировка коммуникативных навыков: умения поздравить другого, выказать положительное отношение к нему.
Психолог обращается к детям со словами: «Кто хочет побыть именинником? "Именинник" - самый главный человек на празднике дня рождения. Он как король, королева, а гости его придворные — сказочные герои. Давайте соорудим трон королю, наденем ему корону, накинем на плечи мантию. На дне рождения принято говорить добрые слова об имениннике. Кто из сказочных героев хочет сказать что-либо в адрес именинника, рассказать какой он, какими положительными качествами обладает, сделать комплимент?» Дети по очереди высказываются, «король» благодарит каждого за добрые слова. Желательно, чтобы все дети группы побывали в роли короля-именинника.
Чудо-острова».
Цель. Определение эмоционального состояния ребенка; обучение различать эмоциональные состояния.
Психолог предлагает детям выбрать понравившийся кораблик (фотографии, рисунки, иллюстрации). Затем раскладывает на ковре вырезанные из картона контуры различных по форме островов. Потом он говорит детям: «Посмотрите, перед вами необычные острова: остров Удивления, остров Радости и остров Печали. Поставьте свой кораблик у того острова, к которому бы вы хотели причалить». Чтобы дети различали острова, психолог отмечает их соответствующими мимически -ми эталонами.
Психолог обращает внимание на то, к какому острову причалил каждый ребенок. В дальнейшем особое внимание он может обратить на детей, которые оказались у «острова Печали».
Добрая фея».
Цель. Обучение ребенка осознаванию своих желаний, пониманию того, что и у других людей есть желания и они могут быть разными, непохожими на желания ребенка; обучение считаться с желаниями другого человека, внимательно и уважительно относиться к нему.
|
|
Дети сидят в кругу, по очереди передавая друг другу «волшебную палочку», и отвечают на вопрос психолога: «Если бы добрая фея обещала исполнить три твоих желания, то что бы ты пожелал?». Когда все дети озвучат свои желания, психолог говорит: «Считается, что если чего-то по -настоящему хочется, то это непременно сбудется. А поэтому желания должны быть добрыми».
Цветик-семицветик».
Цель. Обучение ребенка осознаванию своих желаний, пониманию того, что и у других людей есть желания и они могут быть разными, непохожими на желания ребенка; обучение считаться с желаниями другого человека, внимательно и уважительно относиться к нему.
Для игры понадобится цветик-семицветик, который можно сделать по-разному, главное, чтобы лепестки открывались (вынимались из цветка), а также красные и желтые фишки. Каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток «облетит весь свет». По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными:
Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть по-моему вели!
Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей - ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение — красную. Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровень нравственного развития группы (но об этом детям не говорят). В конце игры психолог предлагает обсудить то, какие желания понравились всем детям и почему.
Падающая башня».
Цель. Снятие психомышечного напряжения, отреагирование агрессивных импульсов.
Психолог предлагает всем вместе поиграть в игру, которая помогает избавляться от злости, обиды и дает возможность повеселиться.
Из подушек строится высокая башня (например, башня Людоеда). Задача каждого участника — штурмуя башню, запрыгнуть на нее, издавая победные крики типа: «А-а-а!», «Ура!» и т. д. Побеждает тот, кто запрыгнет на башню, не разрушив ее стены.
Каждый ребенок может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить. После каждого штурма «болельщики» издают громкие крики одобрения и восхищения: «Молодец!», «Здорово!», «Победа!».
|
|
Добрый - злой».
Цель. Обучение дифференцированию понятий «добро» и «зло». Детям предлагается рассмотреть иллюстрации, изображающие сказочных персонажей, и определить:
< Кто из них - добрый, а кто - злой?
< Как дети об этом догадались?
< Чье изображение больше понравилось детям и почему?
Цветок сказки».
Цель. Развитие творческого воображения
Детям предлагается выбрать карточку с изображением сказочного героя. Психолог говорит: «Встаньте все в круг, закройте глаза и представьте, что вы отправляетесь в гости к сказочному персонажу (выбранная карточка). Вы находитесь на поляне. Вас окружают цветы дивной красоты. Выберите цветок, который вы могли бы назвать именем сказочного героя. Какой он? Расскажите нам о своем цветке.
Затем психолог произносит названия различных сказок, а дети придумывают, какого цвета эта сказка.
Сочиняем сказку».
Цель. Развитие творческого воображения, обогащение словарного запаса, развитие связной речи.
Психолог предлагает детям вытянуть карточки с вопросами, на которые дети должны ответить небольшой сказкой.
Содержание вопросов может быть следующим: Как вы думаете, почему птицы летают?
• Почему медведи сосут лапу?
• Почему лиса рыжая?
• Почему лягушки квакают?
• Почему кактус колючий?
• Почему осел не слушается?
• Почему незабудки голубые?
Затем дети могут нарисовать иллюстрации к своим сказкам.