Коллективный рисунок»

На одном листе каждый участник рисует деталь заранее выбранно­го сюжета (портрет сказочного героя, морское дно, утро в лесу, незна­комую планету и т. д.). Затем все называют картину и придумывают обдую историю или сказку.

Восковой рисунок».

Лист бумаги натирается свечой или парафином. Затем разукрашива­ется красками или мелками. Рисунок получается необычайно красивым!

Кляксы».

Взять альбомный лист, сложить пополам, На одной половине листа ребенок делает кляксу, потом лист перегибается, и на другой стороне


получается отпечаток. Посмотрите на рисунок, назовите изображение и сочините сказку.


Волшебный салют».

На полу расстилают газету, кладут большой лист бумаги. Нужны жидкие краски, тазик с водой, тряпочки, кисти либо старая зубная щетка. Манипулируя любым способом кистью или зубной щеткой, ста­раться брызгать на лист бумаги, устраивая «волшебный салют». Вели­колепное зрелище!

Совет. Не пугаться, если частички «салюта» попадут налицо и руки детей, одежду можно постирать.

33. «Художники-натуралисты» (для детей 4 лет и старше).

Для выполнения этого задания родители должны поработать над своими страхами и предубеждениями.

Большой лист белой бумаги, либо кусок старых обоев кладется на клеенку или газеты. Перед играющими стоят блюдца с жидкими крас­ками. Разрешите себе и ребенку рисовать не кисточками, а пальцами, кулачками, ладошками, локтями, ногами, щечками, носиком. Сюжет рисунка можно выбрать любой: «Падают листья», «Следы невидимых зверей», «Фантастическая планета», «Разноцветная мозаика» и т. д.

Замечание. После упражнения желательно хорошо помыться, вспо­миная раскрепощение и ощущение свободы и радости, которые все почувствовали.

Хорошо проводить это упражнение на природе перед купанием и отмывать всем вместе друг друга.

34. «Дизайнеры» (для детей от 4 лет).

Для игры необходимо накопить несколько не понравившихся маме по какой-то причине тюбиков губной помады. Играть можно всей се­мьей и с друзьями ребенка. Каждый получает по тюбику и ему разре­шается подойти к любому участнику и «украсить» его лицо, руки, ноги. В результате игры вы увидите преобразовавшиеся в своем выражении и красоте лица игроков.

Следите, чтобы «украшали» всех, не забывайте позволять «украшать» себя.

Совет. После игры хорошенько отмыться.

Предостережение. Следить, чтобы ребенок долго не «жмурился» в поисках игроков, как только почувствуете, что они затянулись, под­дайтесь с радостью.

35. «Маски» (для детей 6 лет и старше).

Минимальное число участников — 2, но чем больше, тем интерес­нее и полезнее игра. Необходимы краски и бумага, липкая лента. На


бумаге рисуются страшные маски, затем каждый участник примеряет себе любую, остается в ней какое-то время. Можно потанцевать «ди­кие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.

Совет. Чтобы закрепить маски на лице, лучше использовать лип­кую ленту или пластырь.

36. «Психологическая лепка» (для детей 5 лет).

Взрослый просит детей слепить из своих тел одну общую фигуру: «морскую звезду» (можно лежа на ковре) и показать, как она движется. Это может быть ракушка, кот, птица, цветок, машина и т. д. Дети не только «лепят» фигуру, но и «оживляют» ее, двигаясь плавно и син­хронно, не нарушая ее целостности.

 


ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

В РАМКАХ СКАЗКОТЕРАПИИ

Маленький принц».

Цель. Развитие у детей умения рассказывать о своем доме; форми­рование чувства единения с ним; обучение заботливо относиться к ме­сту, где живешь.

В этой игре используются камни. Их необходимо помыть и ошпа­рить. Психолог раскладывает камни в разных местах сказочной ком­наты. Он обращает внимание детей на эти камни и предлагает выбрать любой понравившийся. Дети садятся в круг. «Рассмотрите свой камень со всех сторон, — говорит психолог. — Представьте себе, что вы пре­вратились в маленького человечка, в Маленького принца или прин­цессу. Камень — ваша планета, здесь вы живете. Покажите пальчиком, где вы построите свой замок, где посадите сад, где будет волшебное озеро, что еще находится на вашей планете? Расскажите планете тихо, на ушко о том, как вас зовут и как вы ее любите. Возьмите камень и отнесите его в то место, которое кажется вам наиболее безопасным».

Именинник на троне».

Цель. Формирование у детей положительного отношения к себе, уважительного и внимательного отношения к тому, кто рядом; разви­тие эмпатии; тренировка коммуникативных навыков: умения поздра­вить другого, выказать положительное отношение к нему.


Психолог обращается к детям со словами: «Кто хочет побыть име­нинником? "Именинник" - самый главный человек на празднике дня рождения. Он как король, королева, а гости его придворные — сказоч­ные герои. Давайте соорудим трон королю, наденем ему корону, наки­нем на плечи мантию. На дне рождения принято говорить добрые сло­ва об имениннике. Кто из сказочных героев хочет сказать что-либо в адрес именинника, рассказать какой он, какими положительными ка­чествами обладает, сделать комплимент?» Дети по очереди высказыва­ются, «король» благодарит каждого за добрые слова. Желательно, что­бы все дети группы побывали в роли короля-именинника.


Чудо-острова».

Цель. Определение эмоционального состояния ребенка; обучение различать эмоциональные состояния.

Психолог предлагает детям выбрать понравившийся кораблик (фо­тографии, рисунки, иллюстрации). Затем раскладывает на ковре выре­занные из картона контуры различных по форме островов. Потом он говорит детям: «Посмотрите, перед вами необычные острова: остров Удивления, остров Радости и остров Печали. Поставьте свой кораблик у того острова, к которому бы вы хотели причалить». Чтобы дети раз­личали острова, психолог отмечает их соответствующими мимически -ми эталонами.

Психолог обращает внимание на то, к какому острову причалил каж­дый ребенок. В дальнейшем особое внимание он может обратить на детей, которые оказались у «острова Печали».

Добрая фея».

Цель. Обучение ребенка осознаванию своих желаний, пониманию того, что и у других людей есть желания и они могут быть разными, непохожими на желания ребенка; обучение считаться с желаниями другого человека, внимательно и уважительно относиться к нему.

Дети сидят в кругу, по очереди передавая друг другу «волшебную палочку», и отвечают на вопрос психолога: «Если бы добрая фея обе­щала исполнить три твоих желания, то что бы ты пожелал?». Когда все дети озвучат свои желания, психолог говорит: «Считается, что если чего-то по -настоящему хочется, то это непременно сбудется. А поэтому же­лания должны быть добрыми».

Цветик-семицветик».

Цель. Обучение ребенка осознаванию своих желаний, пониманию того, что и у других людей есть желания и они могут быть разными, непохожими на желания ребенка; обучение считаться с желаниями другого человека, внимательно и уважительно относиться к нему.


Для игры понадобится цветик-семицветик, который можно сделать по-разному, главное, чтобы лепестки открывались (вынимались из цвет­ка), а также красные и желтые фишки. Каждый, сорвав лепесток, мо­жет задумать одно заветное желание. Рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток «облетит весь свет». По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными:

Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть по-моему вели!

Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей - ребенок получает желтую фишку, если оно имеет об­щественное значение — красную. Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровень нравственного развития группы (но об этом детям не говорят). В конце игры психолог предлагает обсудить то, ка­кие желания понравились всем детям и почему.


Падающая башня».

Цель. Снятие психомышечного напряжения, отреагирование агрес­сивных импульсов.

Психолог предлагает всем вместе поиграть в игру, которая помогает избавляться от злости, обиды и дает возможность повеселиться.

Из подушек строится высокая башня (например, башня Людоеда). Задача каждого участника — штурмуя башню, запрыгнуть на нее, из­давая победные крики типа: «А-а-а!», «Ура!» и т. д. Побеждает тот, кто запрыгнет на башню, не разрушив ее стены.

Каждый ребенок может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить. После каждого штур­ма «болельщики» издают громкие крики одобрения и восхищения: «Молодец!», «Здорово!», «Победа!».

Добрый - злой».

Цель. Обучение дифференцированию понятий «добро» и «зло». Детям предлагается рассмотреть иллюстрации, изображающие ска­зочных персонажей, и определить:

< Кто из них - добрый, а кто - злой?

< Как дети об этом догадались?

< Чье изображение больше понравилось детям и почему?

Цветок сказки».

Цель.  Развитие творческого воображения


Детям предлагается выбрать карточку с изображением сказочного героя. Психолог говорит: «Встаньте все в круг, закройте глаза и пред­ставьте, что вы отправляетесь в гости к сказочному персонажу (вы­бранная карточка). Вы находитесь на поляне. Вас окружают цветы див­ной красоты. Выберите цветок, который вы могли бы назвать именем сказочного героя. Какой он? Расскажите нам о своем цветке.

Затем психолог произносит названия различных сказок, а дети при­думывают, какого цвета эта сказка.


Сочиняем сказку».

Цель. Развитие творческого воображения, обогащение словарного запаса, развитие связной речи.

Психолог предлагает детям вытянуть карточки с вопросами, на ко­торые дети должны ответить небольшой сказкой.

Содержание вопросов может быть следующим: Как вы думаете, почему птицы летают?

• Почему медведи сосут лапу?

• Почему лиса рыжая?

• Почему лягушки квакают?

• Почему кактус колючий?

• Почему осел не слушается?

• Почему незабудки голубые?

Затем дети могут нарисовать иллюстрации к своим сказкам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: