Регулярные занятия физическими упражнениями способствуют овладению обширным комплексом двигательных умений и навыков, повышению работоспособности человека, что, в конечном счете, помогает ему успешно трудиться.
Особое значение физической подготовке придается в армии. Боеспособность солдата во многом зависит от того, как он быстро бегает, адаптируется к экстремальным условиям, осваивает воинскую специальность и др. В общеобразовательных школах, ПТУ, средних специальных учебных заведениях необходимо особое внимание уделять допризывной подготовке юношей. У них необходимо воспитывать силу, быстроту, выносливость и другие качества, необходимые для успешной службы в армии.
Билет 8
1 Принципы спортивной тренировки. Классификация.
Спортивная тренировка строится на основе общедидактических и специфических принципов, представляющих собой педагогические закономерности построения тренировочного процесса.
Общедидактические принципы в основном направлены на обучение двигательным действиям и воспитание личности спортсмена в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. К ним мы относим:
|
|
Принцип сознательности и активности- направлен на формирование у спортсменов целевых установок (перспективных и оперативных) для достижения высшего спортивного мастерства.
Принцип наглядности – обеспечивает использование различных анализаторов (зрительных, слуховых и двигательных) в процессе обучения движениям.
Принцип последовательности – базируется на трех дидактических правилах: от освоенного – к неосвоенному; от легкого - к трудному; от простого – к сложному и обеспечивает приемственность при обучении и совершенствовании соревновательного упражнения.
Принцип индивидуализации – обеспечивает индивидуальный подход в тренировочной и соревновательной деятельности. Такая необходимость возникает в связи с различным уровнем физической и технической подготовленности спортсменов, с их половыми и возрастными различиями, с индивидуально-типологическими и личностными особенностями при реагировании на физическую нагрузку и др.
Специфические принципы обеспечивают достижение наивысшего спортивного мастерства в избранном виде спорта. К ним мы относим:
Принцип направленности к высшим достижениям – его реализация обеспечит достижение спортсменом спортивных целей. Установка на высшие показатели реализуется соответствующим построением спортивной тренировки, использованием эффективных средств и методов, углубленной специализацией в избранном виде спорта, повышенным уровнем физических и психических нагрузок и т.д. Спортсмен без четко определенных целей теряет смысл спортивной тренировки и участия в соревнованиях.
|
|
Принцип единства общей и специальной подготовки. Объективные закономерности спортивного совершенствования требуют, чтобы спортивная тренировка в структурном плане состояла как из общей, так и специальной подготовки. Их единство означает, что ни одну из них нельзя исключить из тренировки без ущерба для роста спортивных достижений.
Принцип непрерывности тренировочного процесса.
Высокий эффект в обучении движениям и воспитании физических качеств создается только при систематическом и последовательном выполнении физических упражнений.
Систематичность (непрерывность) предполагает отсутствие длительных перерывов между занятиями, которые приводят к снижению достигнутого уровня физической подготовленности занимающихся. Следовательно, при реализации принципа систематичности необходимо, чтобы эффект каждой последующей тренировки «накладывался» на «следы» предыдущей, закрепляя и углубляя их. В итоге эффект ряда тренировочных занятий как бы суммируется и возникает «кумулятивный» эффект (т.е. относительно стойкие адаптационные перестройки организма занимающихся, которые и определяют их тренированность).
Непрерывность занятий обеспечивается определенной системой чередования работы и отдыха, в основе которой лежат закономерности взаимосвязи процессов утомления и восстановления организма. Данная система состоит из четырех фаз
1. Рабочая фаза – в течение которой выполняется определенная физическая нагрузка и расходуются источники энергии (АТФ, гликоген и др.), обеспечивающие движения и снижается работоспособность организма.
2. Фаза относительной нормализации (восстановления). Здесь рабочие сдвиги сменяются восстановлением работоспособности, энергетических веществ и функциональных показателей к до рабочему уровню.
3. Фаза сверхвосстановления. В данной фазе организм не просто возмещает рабочие траты, но и компенсирует их с «избытком».
4. Редукционная фаза возникает при достаточно длительном интервале отдыха после физической нагрузки. При этом повышенное состояние работоспособности возвращается к исходному уровню.
4. Принцип прогрессирования физических нагрузок
Рост спортивных результатов закономерно зависит от величины предъявляемых тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый новый шаг на пути к спортивным достижениям означает и новый уровень тренировочных нагрузок и в усложнении техники выполняемых упражнении. В практике возможны три формы постепенного повышения нагрузки
Прямолинейно-восходящая форма предусматривает постепенное повышение нагрузки (от занятия к занятию), при этом прирост тренированности незначителен, а интервалы отдыха между занятиями достаточно большие.
При ступенчатой форме предусматривается более крутое повышение физической нагрузки, причем ее рост чередуется с относительной стабилизацией на протяжении нескольких занятий. Это дает возможность подтянуть отстающие приспособительные изменения в организме к данной нагрузке и стабилизировать достигнутые положительные сдвиги.
При волнообразной форме нарастание нагрузки сочетается с ее снижением. Непременным условием повышения тренированности является воспроизведение последующих волн на более высоком уровне. Эта форма позволяет достигать наибольших тренировочных нагрузок.